Прежде всего нужно упомянуть, что такое законы чистоты в иудаизме. Законы ритуальной чистоты охватывали практически все стороны жизни евреев в эпоху Храма и предотвращали проникновение в еврейскую среду языческих обрядов других народов. Законов этих очень много и смысла описывать все их нет, эта информация есть в свободном доступе. Религиозные евреи соблюдают их до сих пор.
Пища, жидкости, предметы и сосуды могут быть не источником ритуальной нечистоты, но ее проводником. Пища может сохранять нечистоту, если она смочена не против воли человека одним из семи видов жидкостей, при чём, даже после высыхания такая пища может сохранять ритуальную нечистоту.
Согласно талмудической халахе, только семь видов жидкостей способны воспринимать и передавать нечистоту: вода, роса, вино, оливковое масло, молоко, кровь, пчелиный мед, а также все производные от них жидкости. Даже капля жидкости может воспринять и передать нечистоту.
Нечистота может распространяться на следующие объекты: человек, одежда, утварь и посуда (железная и деревянная), изделия из кожи и кости. Эта халаха опирается на библейский рассказ о том, как евреям, которые вернулись с войны, Моисей наказал произвести обряд очищения прежде, чем они войдут в стан: «И все одежды, и все кожаные вещи, и все, сделанное из козьей шерсти, и все сосуды деревянные очистите».
Предметы и сосуды из всех материалов, кроме глины, можно очистить, погрузив их в воды микве; глиняные изделия не подлежат очищению, их следует разбить.
Упомяну только один вид нечистоты, связанный с пищей, для понимания связи с археологическими находками.
«Всякая пища, которую едят, на которой была вода из такого сосуда, нечиста будет [для вас], и всякое питье, которое пьют, во всяком таком сосуде нечисто будет.»
Соблюдение законов чистоты сопровождало культуру евреев уже даже около 2000 лет назад. Мы выяснили это через археологические раскопки региона.
В селе Райна в Нижней Галилее - между Назаретом и Кфар-Каной, в 2017 году было открыто чудесное свидетельство того, какое большое значение евреи придавали вопросу очищения.
На этом месте была обнаружена специальная мастерская из камня под названием киртон, или известняк, или мел, по производству керамических сосудов возрастом I века нашей эры, относящаяся к периоду Второго Храма.
В результате раскопок был обнаружен карьер, содержащий тысячи кусков камня киртон, которые были отходами производства.
Найден дом мастера, а также кружки и миски на различных стадиях производства. Древнее место было обнаружено во время строительных работ в местном совете Рейна.
На месте был обнаружен туннель, вырубленный каменщиками в скале, из которого было добыто сырье для изготовления необходимых тогда предметов, а также найдены тысячи обломков известняка - отходов производства орудий.
Профессор Йонатан Адлер, старший преподаватель Ариэльского университета, руководивший раскопками от имени Управления древностей, поясняет: «Новое открытие подтверждает осознание того огромного значения, которое евреи Галилеи придавали соблюдению чистоты. Эти орудия являются явной характеристикой еврейского населения, поскольку это те традиционные сосуды, которые считаются не подвергающимися нечистоте.
По словам профессора Адлера, «в отличие от глины, которую при попадании примесей приходилось разбивать и выводить из употребления, керамическая посуда оставалась чистой.
Поэтому евреи старались держать дома керамическую посуду.
Известно, что сохранение чистоты было очень распространено среди евреев в Иерусалиме и на Земле Иудейской в то время, когда в Иерусалиме действовал Храм, и, по крайней мере, до окончания восстания Бар-Кохбы в 135 году нашей эры.
«Доказательства важности соблюдения законов чистоты упоминаются в Мишне и Талмуде, а также появляются в Новом Завете», — сказала тогда Джордана Александер из Управления древностей.
По ее словам, «В Евангелии от Иоанна сказано, что Иисус и его мать Мириам, жившая в Назарете, были приглашены на еврейскую свадьбу в «Хана Ашер в Галилее», где им подавали вино. Когда напиток кончился, Иисус велел наполнить шесть каменных кувшинов водой «по очистительным обычаям иудейским», и вода превратилась в вино. Вот так, по словам рассказчика, впервые были замечены добродетели Иисуса».
По словам Александра, «две мастерские по производству каменных орудий были найдены очень близко к Кфар-Кане - месту, которое в христианской традиции многие отождествляли с «Каной, что в Галилее» - описанное в Библии поселение в Галилее, на котором Иисус совершил своё первое чудо - претворение воды в вино.