Найти тему

"Медуза с головой Персея" как символ постгуманизма (Часть 2)

Лучано Гарбати. Медуза с головой Персея. 2008 г.
Лучано Гарбати. Медуза с головой Персея. 2008 г.

Итак, в первой части герменевтического анализа мы разобрали: 1. мифологический контекст и его психоаналитическую интерпретацию; 2. феминистский и частично современный философский контекст восприятия произведения (начало статьи читайте здесь). Переходим к следующему пункту - диалогу современного арт-объекта и Ренессансной скульптуры Персей, а также медийному контексту.

Диалог с Бенвенуто Челлини

В христианский период оправдание существования зла и уродства в мире стало одной из основных тем рассуждений Аврелия Августина, который подчеркивает, что «ошибка является составной частью общего порядка». В эпоху Ренессанса внимание к безобразному приобретает характер реализма, что демонстрирует щит, воссозданный Караваджо по утерянному рисунку Леонардо да Винчи, далее эта тенденция прослеживается и в барочную эпоху, например, у П. П. Рубенса. В 1635 г. в своем трактате «Об уродстве» Антонио Рокко заявляет, что хочет говорить о безобразных вещах, потому что «от вечных разговоров о нежном и прекрасном в конце концов начинает тошнить» (из книги "История уродства" под ред. Умберто Эко).

Караваджо. Щит с головой Медузы. Предположительно копия рисунка Леонардо да Винчи, 1597 г.
Караваджо. Щит с головой Медузы. Предположительно копия рисунка Леонардо да Винчи, 1597 г.
Голова Медузы, вероятно, копия работы Леонардо. Неизвестный фламандский художник, ок. 1600. Галерея Уффици.
Голова Медузы, вероятно, копия работы Леонардо. Неизвестный фламандский художник, ок. 1600. Галерея Уффици.
Питер Пауль Рубенс. Голова Медузы. 1618 г.
Питер Пауль Рубенс. Голова Медузы. 1618 г.

Однако скульптура Бенвенуто Челлини, относимая к маньеризму, созданная в 1545-1554 гг. по заказу герцога Козимо Медичи, вновь представляет лицо Медузы и ее тело как эстетически прекрасное и рафинированное. Следует обратить внимание на то, что скульптура Челлини была установлена на площади Сеньории во Флоренции и композиционно находится между «Давидом» Микеланджело и «Юдифью» Донателло. Все три скульптуры объединены одним мотивом – отрубленные головы, ставшие символами разных этапов развития Ренессанса. Полилог этих трех статуй в контексте публичного пространства центральной флорентийской площади представляет особый интерес для анализа.

Донателло. Юдифь. Челлини. Персей. Микеланджело. Давид.
Донателло. Юдифь. Челлини. Персей. Микеланджело. Давид.

Тот факт, что Давид и Юдифь (ветхозаветные персонажи) ставятся в один ряд с античным образом Персея – характерно для эклектики Ренессанса, что объясняется тенденциями антропоцентризма и поворотом к эмпирическому натурфилософскому мировоззрению. Материализм и «Убийство коллективного Отца» (христианского религиозного трансцендентного начала), по определению Э. Ноймана, в целом характеризует переход к Новому времени. А.Ф. Лосев, отмечая личностно-материальную эстетику Возрождения, писал о кризисе личности, которая «оставаясь личностным же образом противопоставленной всему космосу, уже ощущает беспредельный ужас собственного одиночества и беспомощности перед этим космосом. В своей отъединенности она уже не может опереться и на другую, столь же замкнутую в себе и одинокую личность» (Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения).

Отрубленные головы символизируют власть и обладание силой врага: обезглавленные Голиаф, Олоферн и Медуза олицетворяют овладение землей, победой над Другим, как символическим порядком, который меняется не только со сменой политической формы правления, но и происходит радикальный слом мировоззренческих парадигм. Но если женский образ Юдифи считывается как гражданский подвиг и символ Флорентийской Республики под демократической властью Медичи, а Давид в образе прекрасного Аполлона, побеждающий Голиафа, демонстрирует власть совершенного человека над природой, то Персей, казалось бы, становится чистой аллегорией и интеллектуальной схемой: в образе античного героя Персея, по замыслу автора, концептуально была прославлена победа Медичи над соперниками в борьбе за власть. Однако тема власти актуализируется здесь не только в узком историческом и политическом контексте, но и в философском.

Бенвенуто Челлини. Фрагменты. Шлем Персея с портретом скульптура. 1554 г.
Бенвенуто Челлини. Фрагменты. Шлем Персея с портретом скульптура. 1554 г.

В общекультурном плане в образе Персея Гуманизм утверждает себя через конкретно-материалистическое разрушение связи человека и природы, в результате, приведшее западную культуру к позитивизму, а затем нигилизму и самоотрицанию. В. Соловьев писал о великом назначении западной цивилизации так: «Она представляет полное и последовательное отпадение человеческих природных сил от божественного начала, исключительное самоутверждение их, стремление на самих себе основать здание вселенской культуры. Через несостоятельность и роковой неуспех этого стремления является самоотрицание…» (В. Соловьев. Чтения о Богочеловечестве). Символически через убийство Медузы происходит «самоутверждение стихийно-артистического человека», по определению А.Ф. Лосева, в трактовке Ж. Делеза это есть самоутверждение номадического субъекта (кочевника), который включает в себя абсолютизацию воли к жизни в образе Персея, освобождение от власти сверхчеловеческого начала, эстетическую демиургию себя (что, кстати, конкретизировано наличием портрета самого Челлини на обратной стороне шлема Персея). В современной же скульптуре Персей превращается в тело без органов (голова без тела лишается организации, кстати, она тоже отражает черты скульптора Гарбати), а Медуза становится прекрасным подтверждением тенденции, заложенной в Ренессансе: она демонстрирует парадокс Гуманизма, который состоит в том, что он привел к феномену постгуманизма, так как «западная цивилизация утвердила зараз и бесконечное стремление и невозможность его удовлетворения» (В. Соловьев).

Лучано Гарбати. Голова Персея с портретом скульптора. Фрагмент. 2008 г.
Лучано Гарбати. Голова Персея с портретом скульптора. Фрагмент. 2008 г.

В целом подход к пониманию личности техногенной цивилизации как к телу без органов, по мнению Ж. Делеза и М. Фуко, высвобождает ее из оков любой власти, прежде всего, метафизики и идеализма. Утративший субъектность индивид превращается в «отсутствующую мишень». (О философии постмодернизма читайте здесь). Другой в роли внешнего – это власть, но не как форма господства, а как подвижные отношения действующих гетерогенных сил, то есть это и есть своего рода Медуза-Ризома. Люьис Кэролл создал образы номадических субъектов в «Алисе в стране чудес» через эстетику абсурда, близкую методу дизъюнктивного синтеза Ж. Делеза как соединения несоединимых элементов. Если соотнести мотив отрубленных голов в «Алисе» с современной скульптурой, то Медуза замечательно коррелируется с Кэролловской королевой («Отрубить ему голову!»), олицетворяющей хаотическую власть реактивных сил, вынуждающих человека находиться в состоянии текучести и тела без органов, в том числе без головы. Таким образом, Персей сам становится монстром, постчеловеком-постгендером (так как тела у него нет, он лишен гендерных признаков), рожденным западной цивилизацией.

Алиса в стране чудес. Кадр из советского мультфильма, 1981 г. Реж. Е. Пружанский.
Алиса в стране чудес. Кадр из советского мультфильма, 1981 г. Реж. Е. Пружанский.

Неслучайно именно феминистский дискурс активно развивает идею постчеловека, поскольку решение проблемы женщины-Другого в европейской культуре слилось с идеями небинарной деконструкции: таким образом, постгуманистический субъект описывается в контексте номадизма (кочевничества). Концепция постчеловека включает в себя несколько аспектов: с одной стороны, симбиоз с технологиями приводит к изменению в процессе самоидентификации личности, разрушению целостности субъекта (в том числе это связано с трансформациями концепта телесности), вплоть до элиминирования феномена сознания (что активно развивается в аналитической philosophy of mind, где человек представляется биороботом, у которого можно заменять или усовершенствовать любые части, в том числе мозг), с другой стороны, принцип антропоцентризма в общей теории и философии культуры сменяется на тенденцию деантропоцентризма, то есть смещение идеи человека из центра мироздания.

Сальвадор Дали. Рисунок Медузы Горгоны. 1963 г.
Сальвадор Дали. Рисунок Медузы Горгоны. 1963 г.

Таким образом, в архаической культуре Медуза олицетворяла природный хаос, который находился в оппозиции к рациональному порядку, сотворенному человеком, Медуза была Другим – монстром в женском обличии по отношению к разумной патриархальной иерархии, где уже в период классики начала вызревать идея субъекта, обладающего властью над мирозданием, что закрепилось в эпоху Ренессанса в эстетике Гуманизма в образе возрожденного Персея. Далее этот образ был «законсервирован» в классицизме до тех пор, пока модернизм под влиянием ницшеановских и фрейдистских идей не начал разрушать целостность субъекта, построенную на доминанте разумного начала, что визуально отражено в текучих сюрреалистических образах. Однако подобная радикальная революция – победа Медузы над Персеем – стала возможна только в условиях современного постмодернистского деконструктивизма и постгуманизма. В первую очередь и как минимум, она демонстрирует буквальное расчленение человека, что соотносимо с концепциями номадизма и постгуманизма. Но кем является современная Медуза? Она все тот же монстр, чужой и Другой, представляющий смертельную угрозу. Если ее рассматривать как образ техногенной цивилизации, поскольку есть некоторое внешнее сходство с роботом (отсылка к «Манифесту Киборгов» Д. Харауэй), то Медуза может быть буквально аллегорией глобальной сети, искусственного интеллекта с клубком змей-нейросетей на голове, который вытесняет «человеческое», лишая его силы и собственной целостности. Но, возможно, она есть сама экзистенциальная реальность, которая наказывает человека, существующего в новой цифровой реальности – реальности постчеловеческого перехода, в котором человек теряет себя и становится одним из многих объектов мира.

Лоренцо Бернини. Голова Медузы. 1640 г.
Лоренцо Бернини. Голова Медузы. 1640 г.

Современный медийный контекст

Способы репрезентации образа Медузы в различные эпохи практически всегда были публичными, так в период архаики и античности он был представлен в элементах архитектуры и вазописи, постоянно присутствуя в повседневности, будучи неотъемлемой частью магического мышления. Ренессанс подобным же образом помещает образ Горгоны в публичное место, но в 17-19 веках сюжет становится более элитарным, академическим, музейным искусством (мы наблюдаем эстетизацию формы в скульптурах Бернини и Маркеста, позже в картинах прерафаэлита Берна Джонса). Модернизм не столь активно обращался к древнегреческой мифологии, однако Сальвадор Дали все же создал скульптурные и декоративные образы Медузы в сюрреалистическом ключе. Постмодернистская эстетика вновь делает Горгону публичной фигурой, помимо Лучано Гарбати, существует скульптура паблик-арта мексиканского художника Хавьера Марина. Однако, если в античные и ренессансные времена, зритель полноценно считывал мифологический контекст, так как образ был частью символического хронотопа, организующего космос, то из каких элементов складывается современное восприятие Горгоны Медузы? Немаловажную роль в смыслообразовании играет сегодня медиакультура, которая в свою очередь уже сформировала определенный визуальный образ в современном массовом сознании.

Кадр из фильма «Подвиги Геракла: Медуза Горгона» (1963), реж. Альберто Де Мартино.
Кадр из фильма «Подвиги Геракла: Медуза Горгона» (1963), реж. Альберто Де Мартино.

В ранних кинопроизведениях, например, в итальяно-испанском фильме «Подвиги Геракла: Медуза Горгона» (1963) она представлена в виде безлистого дерева или клубка из переплетенных корней, обрамляющий пылающий глаз. В британском научно-фантастическом сериале «Доктор Кто» 1969 г. Горгона появилась как нечто похожее на инопланетянина. В советском мультфильме «Персей» 1973 г. Горгона предстала крылатой нимфой с огромными непрерывно меняющимися глазами, коллекционирующей у себя на острове каменные памятники своим жертвам. В целом можно сказать, что режиссеры ХХ века преимущественно использовали архаический образ Горгоны без переосмысления ее функции монстра, часто буквально пересказывая миф.

Кадр из фильма «Битва титанов», 2010 г. Наталья Водянова в роли Медузы Горгоны.
Кадр из фильма «Битва титанов», 2010 г. Наталья Водянова в роли Медузы Горгоны.

В кинематографе XXI появляются новые тенденции, например, в фильме «Битва титанов» 2010 г. роль Медузы сыграла топ-модель Наталья Водянова, она сохраняет монструозность, но подобно античной классике, барокко и классицизму, в образе появляется элемент сексуальности. В фильме «Перси Джексон и похититель молний» 2010 г. роль Горгоны исполнила актриса Ума Турман, она уже выглядит как современная женщина в обтягивающем кожаном костюме, скрывающая свою прическу из змей под головным убором. Действие переносится в Америку, а главный герой Перси – 16-летний подросток - борется с такими проблемами, как дислексия и гиперактивное расстройство, он побеждает Медузу с помощью мобильного телефона, используя камеру в качестве зеркала.

Кадр из фильма «Перси Джексон и похититель молний» (2010), реж. Крис Коламбус.
Кадр из фильма «Перси Джексон и похититель молний» (2010), реж. Крис Коламбус.

Очевидно, что медийный образ Горгоны в кинематографе XXI века синтетически включает в себя различные слои от архаики до модернизма, переосмысленные и деконструированные: с одной стороны, он может быть внешне прекрасен и даже рафинирован подобно эллинистическим и классическим образцам, а с другой стороны, представлять угрозу для жизни, воплощая в себе природный хаос и символическое зло. Подобный подход к созданию экранных образов демонстрирует интерес к дологическому мышлению, синкретизму тех ранних этапов развития культуры, когда человек был слит с природой. Однако Медуза остается страшной Бабой Ягой, что в восприятии зрителя основывается не только на конкретном опыте визуальных впечатлений, какими бы они ни были – картины, скульптуры, комиксы и прочее, но и в коллективном бессознательном. Архаический страх и экзистенциальная бездомность на новом витке развития техногенной цивилизации, которая этот ужас только усиливает, проступает с новой силой.

Заключение

Таким образом, скульптура Лучано Гарбати "Медуза, отрубающая голову Персею" демонстрирует, как, разрушая единство с миром и Абсолютом, находясь в конфликте и вечном противостоянии, человек сам себя начинает исключать из мироздания, считая ошибкой или чем-то бессмысленным. Голова Персея в руках Медузы – это образ героя-неудачника (постчеловека), лишенного сознания как идеальной сферы, превратившегося в «философского зомби» (по определению Дэна Деннета), бесполезную отрубленную голову. Медуза с головой Персея – очередной сигнал бедствия, свидетельствующий о кризисе техногенной цивилизации.

Из моей статьи - Строева О.В. "Герменевтика неомифологического образа Медузы с головой Персея", опубликованной в журнале "Наука телевидения", Том 19.4., 2023 г.

Больше по этой теме читайте на моем канале:

Эволюция мужского и женского архетипов: от архаических гермафродитов до постгендера (Часть 1)

Матерь мира Рериха в сравнении с Софией Соловьева в контексте психоанализа и феминизма (Часть 2)