Найти тему

Матерь мира Рериха в сравнении с Софией Соловьева в контексте психоанализа и феминизма (Часть 2)

Начало статьи читайте здесь "Был ли Владимир Соловьев влюблен в Софию"

Николай Рерих. Мадонна Защитница. 1933 г.
Николай Рерих. Мадонна Защитница. 1933 г.

Многие исследователи творчества Рериха называли его «русским Леонардо да Винчи», так как он занимался и наукой, и археологией, и живописью. В подобной синтетической практике действительно звучат Ренессансные мотивы: целостность картины мира, понимание природы человека как космологического существа, который органично неразделим с природой и мистическим началом. Однако Ренессанс стал одновременно тем переломным моментом, когда индивидуализм и материализм начали разрушать связь человека с природой и божественным началом, но именно в русском философском мышлении оказалось возможным возрождение космологизма. Н. Рерих в своих теоретических трудах и художественных произведениях воплотил всеобъемлющий синтез различных культурных слоев постижения бытия на перекрестке восточной и западной цивилизации.

Николай Рерих. Матерь Мира. 1924 г.
Николай Рерих. Матерь Мира. 1924 г.

В 1924 году Николай Рерих написал два живописных варианта «Матери Мира», они имеют одну композицию и общий сине-голубой колорит: она восседает на престоле над горным пейзажем и лицо ее наполовину скрыто под покрывалом, над ней звездное небо или вместо звезд ее окружают святые с нимбами. Сам Рерих писал в очерке «Держава Света»: «Учения говорят о наступившей эпохе Матери Мира. Близкая всем сердцам, почитаемая умом каждого рожденного Матерь Мира опять становится у великого кормила. Будет счастлив и убережен тот, кто поймет этот Лик эволюции». Матерь мира становится обобщением женских мистических образов различных культур и религий у Рериха, она выходит за рамки понимания ее как Богородицы, он расширяет образ Мадонны до более универсального: «Образ Матери Мира, Мадонны, Матери Кали, Преблагой Дуккар, Иштар, Куанин, Мириам, Белой Тары, Радж-Раджесвари, Ниука – все эти благие образы, все эти жертвовательницы собрались в беседе, как добрые знаки единения. И каждая из них сказала на своем языке, но понятном для всех, что не делить, но строить нужно». Однако в 1932 году Н. Рерих создал картину «София-Премудрость», где изобразил Мать Мира на огненном коне: здесь она летит над городом как всадница, окруженная пламенем, и держит в руках свиток.

Николай Рерих. София-Премудрость. 1932 г.
Николай Рерих. София-Премудрость. 1932 г.

Таким образом, Рерих показывает Матерь Мира то в функции строительницы, защитницы и посредницы между непостижимым Логосом и человеком, а то в роли вестницы перемен. Несмотря на христианские мотивы, тем не менее, образ Матери Мира Рериха максимально универсален, так как задача художника была объединить различные религиозные символы и культурные традиции в одном визуальном воплощении. Соловьев также выступал за единение востока и запада, но мыслил его более абстрактно. Поскольку визуальное искусство имеет дело с конкретными образами, Рерих синтезировал различные художественные приемы в двух вариантах Матери Мира 1924 г. – от иконописных канонов до традиционных индийских элементов, добавив импрессионистические впечатления от пейзажей Гималаев. В данном случае горный пейзаж удивительно точно передает смысловое наполнение образа, поскольку он одновременно и реален, и символичен.

Из книги Эриха Нойманна. Архетип Великой Матери.
Из книги Эриха Нойманна. Архетип Великой Матери.

Мать Мира или Великая Мать с точки зрения архетипического анализа – пересечение земного и небесного, позитивного и негативного, поскольку в ней есть начало материальное и идеальное, дарующее жизнь и смерть. Структурный анализ архетипа Великой Матери в коллективном бессознательном наиболее полно был предпринят Э. Нойманном и включал в круг женских архетипов основные индоевропейские мифологические образы. Эти фигуры были сгруппированы Нойманном в диаграмме функциональных сфер женского начала с четырьмя диагоналями: добрая мать - старая ведьма (Деметра, Исида, Мария, Кали, Геката, Горгона) и дева - юная ведьма (София, Мария, Муза, Цирцея, Лилит, Астарта), включающие разные аспекты женского – позитивные и отрицательные – от смерти, болезней, экстаза и безумия до плодородия, духовного преображения и мудрости.

В отличие от психоаналитического подхода к интерпретации архетипа Великой матери, Рерих и Соловьев, казалось бы, идеализируют свои образы, используя только положительные стороны женского начала. Однако в изображении огненной Софии Н. Рериха присутствует элемент разрушения и воинственности, связанный с грядущими переменами, как он сам писал: «Сказала, что пришло время Матери Мира, когда приблизятся к земле Высокие Энергии, но в гневе и в разрушительстве эти энергии вместо сужденного созидания дадут губительные взрывы». Соловьев, когда говорит об освобождении Софии от ее тварной сущности и свободы относительно Бога, пишет так: «Суета и рабство тления не добровольно, а по воле мировой души». В иконографии София имела облик ангела с огненным ликом, руками и крыльями, с венцом на голове, иногда олицетворяя церковь, иногда сближаясь с образом Девы Марии в ее небесном образе. Так и в картинах Рериха подчеркивается двойственность женского начала, когда Матерь Мира предстает в разных своих функциях и ипостасях. У Соловьева в поэзии превалирует безоговорочное восхищение и преклонение перед образом Софии, как воплощением самого эйдоса Красоты, однако в его философских рассуждениях она так же являет свою двойственную сущность.

Николай Рерих. Труды Богоматери. 1933 г.
Николай Рерих. Труды Богоматери. 1933 г.

Как можно заметить, и у Соловьева, и у Рериха в изображении Софии и Матери мира доминирует голубой или лазурный цвет в сочетании с золотом: «вдруг золотой лазурью всё полно», «и в пурпуре небесного блистанья, очами, полными лазурного огня, глядела ты, как первое сиянье всемирного и творческого дня». Архетипически женское земное начало в архаических культурах изначально связывалось с черным цветом как олицетворением земли, небесные же цвета приписывались мужскому началу. Однако в иконописной символике синий начал традиционно ассоциироваться с небесным происхождением Богоматери, ее принадлежности к миру горнему, в сочетании с золотом – как олицетворением божественного сияния. Дева Мария ассоциировалась с лазурью, как образом чистоты и целомудрия. Картины Рериха переполнены синим и голубым цветом, что в сочетании с образом гор создает эффект удаленности, бескрайности и метафизичности. Так художник стремился подчеркнуть нематериальный, универсальный, всеобщий характер Великой Матери как прародительницы всего живого.

Николай Рерих. Гималаи. 1934 г.
Николай Рерих. Гималаи. 1934 г.

Образ покрывала у Рериха и Соловьева («и покрыла его, тихой ласки полна, лучезарным покровом своим») можно также отнести к христианской традиции, поскольку покров всегда выступал необходимым атрибутом Богородицы в роли защитницы. Рерих добавил на одежду Матери Мира символы славянских птиц в качестве орнамента, что подчеркивает связь всех времен и верований, заложенной в русской культуре. Соловьев так же отводил России особую миссию в процессе объединения мира, в том числе София имела у него национально-исторический аспект: «Посвящая древнейшие свои храмы святой Софии, русский народ дал этой идее новое воплощение, неизвестное грекам (которые отождествляли Софию с Логосом)… Так, наряду с индивидуальным, человеческим образом Божества – наряду с Богоматерью и Сыном Божиим – русский народ знал и любил под именем святой Софии социальное воплощение Божества и церкви Вселенской».

Софийский собор в Великом Новгороде. 1045—1050 гг.
Софийский собор в Великом Новгороде. 1045—1050 гг.

В стихотворении Соловьева упоминается «алмазный венец семигранный», что можно проинтерпретировать, в связи с этим социально-историческим аспектом Вселенской церкви, как образ новой церкви, в которой сохранилась «неподвижная божественная основа», и ее должен оплодотворить разум человеческого начала, чтобы «породить духовное человечество». Число семь архетипически означает первооснову мироздания и универсализм, что отражалось в христианской семантике как Божественное число полноты и явление Троицы в мире: Бог в твари и тварь в Боге. В притче Соломона говорится о Софии: «Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его» (Притч. 9:1). В целом семерка отсылает и к ветхозаветной традиции (менора) и новозаветной (семь таинств, Апокалипсис), что переосмысливается Соловьевым в более универсальном философском ключе, а не узко конфессиональном.

Николай Рерих. Держательница мира. 1933 г. Имеет сходство со скульптурой Нюрнбергского собора XIII в. Ута Мейсенская.
Николай Рерих. Держательница мира. 1933 г. Имеет сходство со скульптурой Нюрнбергского собора XIII в. Ута Мейсенская.

Таким образом, общие черты Софии Соловьева и Матери Мира Рериха состоят в их универсальной функции единения мира на разных уровнях. Именно женское начало становится эффективным посредником между Божественной недосягаемостью Логоса и человеческим миром за счёт своей собственной двойственности. И если в патриархальной христианской культуре София сводится к подчиненному положению, то в русской философии она становится важным и равноправным элементом достижения полноты гармонии Абсолюта, а также олицетворением свободного духа.

Парадоксально, но современный феминизм становится зачастую крайним проявлением женского архетипа в своем негативном проявлении, что является искаженным воплощением идеи Рериха о наступлении эпохи Великой Матери. Действительно, мы можем наблюдать в современной культуре актуализацию женского начала, но в форме агрессивной борьбы, напоминающей месть (читайте статью "Медуза с головой Персея"), она пока остается всего лишь симулякром тех идей, о которых писали Рерих и Соловьев. Борьба феминизма за восстановление симметрии переросла в другую тенденцию – отказ от бинарности как таковой и развитие так называемых квир-ценностей. Небинарность свойственна всему новому типу мышления иррациональной философии постмодернизма ХХ века, обосновавшему принцип деконструкции, то есть отказа от диалектических оппозиций в пользу так называемого номадизма. Номадизм предполагает отказ от субъективности как таковой, то есть, по сути, ситуацию распада личности, что было пророчески предречено В. Соловьевым, когда он говорил о том, что антропоцентризм неизбежно приведет к самоотрицанию. Однако он также считал, что через эту стадию человечество может прийти к свободному пониманию истины и гармонии.

Из моей статьи - Строева О.В. "София В. Соловьева и Матерь Мира Н. Рериха: философско-поэтическое и визуальное воплощение", опубликованной в журнале "Человек: Образ и сущность. Гуманитарные аспекты". №1, 2024.

Больше читайте в моей книге Строева О.В. "Искусство и философия. Удивительные параллели, необычные интерпретации".