Одной из самых красивых девушек города считалась третья из шести дочерей Ивана Георгиевича и Екатерины Антоновны Курлиных Александра . Внучка двух самых именитых самарских купцов – Георгия Курлина и Антона Шихобалова – родилась 5 декабря 1887-го года. Закончила женскую гимназию своей тезки Александры Межак-Хованской, где девушки, помимо традиционной программы, постигали искусство танцев, рукоделия и светского этикета.
Согласно семейному преданию, после завершения учебы отдыхая с родителями в Крыму, решила познакомиться с находившимся там же одним из великих князей. Так как князь с эскортом каждое утро прогуливался по определенному маршруту, предприимчивая купеческая внучка продумала многоходовую комбинацию: точно рассчитав место и время, побежала с горки вниз и упала в «обморок» прямо перед лошадью князя!
Князь, естественно, помог ей подняться – и знакомство состоялась. Влюбившись в красавицу, князь начал с ней встречаться. Через какое-то время Курлины получили письмо от прежней княжеской возлюбленной, угрожавшей их застрелить. Иван Курлин, тоже умея ходы просчитывать, решил увезти дочь в Москву.
Позже Александра вошла хоть и не в царскую, но тоже в очень известную семью, выйдя замуж за Владимира Саввовича Мамонтова – двоюродного племянника знаменитого промышленника, строителя Донецкой Каменноугольной и Московско-Ярославско-Архангельской железной дорог, основателя Московской частной оперы и художественных мастерских в Абрамцево Саввы Ивановича Мамонтова.
Дед Саввы Владимировича Мамонтова Николай Федорович, сын разбогатевшего винного откупщика, в Москву переселился первым из братьев. Имел вместе с женой Верой Степановной 17 детей, из которых Савва – будущий свекор Александры Курлиной – был самым младшим. На свою долю наследства открыл фабрику сургуча, лаков и красок и приобрел большой дом с садом на Елоховской площади
Судя по сохранившимся планам городской застройки, в 1774-м году здесь стоял по красной линии улицы деревянный дом с собственным садом и хозяйственными постройками во дворе, принадлежавший московскому вице-губернатору Тимофею Ивановичу Чонжину.
После 1812-го года усадьбу, чудом уцелевшую от устроенного Наполеоном пожара, приобрел купец М.А. Крашенинников. К 1816-му году на смену деревянному дому пришел каменный дворец, переместившийся вглубь двора, спустя еще три года по бокам появились арки, соединявшие его с флигелями. Расцвета усадьба достигает при следующем владельце – Н. Ф. Мамонтове.
Николай Федорович достроил западный и восточный корпуса, ограничивающие парадный двор и полностью изменил оформление интерьеров. Фасады приобрели эклектичный – и при этом гармоничный – облик, сочетая классический портик с каннелированными колоннами и характерные для итальянского ренессанса и русского барокко рустовку первого этажа и затейливую вязь чугунных балконов.
Изменилось и декоративное решение интерьеров. Главным объединяющим акцентом стала трехмаршевая ажурная чугунная лестница каслинского литья, ведущая из вестибюля на второй этаж. До наших дней сохранилась мраморная облицовка стен, лепнина, фигурные филенки и изящные мраморные камины.
О жизни в усадьбе писала в своих воспоминаниях внучка Н.Ф. Мамонтова и старшая дочь П.М.Третьякова Вера Павловна Зилоти: "Во дворе по ограде росли большие деревья, в них и тенистом саду пели весной птицы, а из окон неслись с ранних пор звуки Баха, Бетховена, Шопена и Листа".
Венчание Александры Курлиной и Владимира Мамонтова проходило в Татианинской церкви при университете.
Проживала семья в квартире при семейной лакокрасочной фабрике на Пресне. 16 февраля 1916-го года родился единственный сын Александры Курлиной-Мамонтовой Кирилл.
Владимир Саввович служил директором «Промышленного и торгового товарищества братьев А. и Н. Мамонтовых, являлся гласным московской городской думы, выборным Биржевого комитета и активным членом московского автомобильного общества.
По воспоминаниям той же племянницы Веры Зилоти, «Он был талантлив ко всему, очень музыкален. Уже взрослым мужчиной окончил медицинский факультет университета... Любил играть на фисгармонии. Доброты был непомерной».
Брак оказался недолгим. В ряде источников пишут, что после революции и национализации фабрики Мамонтовы страну покинули. В действительности же Александра Ивановна уехала из России с сыном, а Владимир Саввович остался в Москве.
В начале 1921-го он вторично женился на театральной художнике Варваре Андреевне Каринской, а в 1924-м, в возрасте 44-х лет умер. Вторая жена, кстати, после его кончины тоже эмигрировала в Германию, с 1930-го жила в Париже, где работала с Сальвадором Дали и Марком Шагалом, создавала костюмы для русских балетных трупп.
В 1939-м переехала в Штаты, где сделала блестящую карьеру в кино, получив «Оскар» за костюмы к фильму «Жанна д’Арк» с Гретой Гарбо в главной роли. Умерла 18 октября 1983-го года в возрасте 97 лет, похоронена на русском кладбище возле Клифтона в Нью-Джерси.
Александра Ивановна дальнейшую жизнь провела в Париже. Имела собственный косметический салон, дожила до 82-х лет, скончалась в 1970-м.
Национализированный мамонтовский завод сургуча, лаков и красок работал все советское время. Усадьбу на Елоховской площади в 1911-выкупила казна для размещения библиотеки имени А.С. Пушкина, первым директором которой стала его дочь Мария Александровна. К 100-летию гибели поэта был установлен памятник и разбит сквер напротив. В 2014-м библиотеке вернули старое русское название – читальня
Использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете