Пересуды и перешептывания:
- Москва провалится под землю!
- Под городом древнее огромное море!
- Море? А почему об этом никто ничего не говорит?!
Ну почему не говорит. Я вот решила, например, поговорить. Только без ужасов, преувеличений и прикрас.
Все эти нагнетания с придыханием, откровенно говоря - надоели.
“Товарищи коммунисты, геолог Губкин нашёл нам море!”
Я, конечно, не геолог, но меня мучает вопрос: “Какие такие приметы нефтеносности увидел знаменитый академик Губкин вблизи Москвы?”
Мои весьма дилетантские познания в геологии говорят - таких примет нет. Если не права - поправьте.
А потому, сдается мне, - исследования по поиску нефти в районе Москвы в 1930-е годы Иван Михайлович проводил хоть и со всей тщательностью, но больше, как теперь говорят “для отмазки”.
Возможно, очень уж хотело советское руководство иметь нефтяное месторождение не где-то близ Баку или Казани, а рядом со столицей.
А лучше, непосредственно в городе.
Всяко же удобней! А вдруг всё-таки…
Да и экономическая выгода колоссальная.
И все-таки сомнительно, будто человек, открывший несколько крупных месторождений на Кавказе и обладавший по признанию ряда коллег феноменальным “чутьем на нефть”, автор собственного “Учения о нефти”, мог всерьез рассчитывать найти черное золото чуть ли не под ногами москвичей.
Но партия сказала: “Надо!” и ангажированный советской властью академик Иван Михайлович Губкин, будущий орденоносец (Орден Ленина и Орден Трудового Красного Знамени) ответил: “Есть!”.
Вполне возможно для того, чтобы отвязались наконец.
Вполне понятно - нефти в Москве академик Губкин не нашёл.
Зато нашел много воды.
Большая часть скважин “доставляла” на поверхность эту жидкость. В общем-то - ничего особенного. Так ведь? Понятно же, что существуют грунтовые воды, подземные источники.
Но была одна особенность - вода “насасывалась” в основном соленая.
В своих отчетах Губкин, именем которого сейчас назван Московский институт нефти и газа, сделал предположение - Москва раскинулась над целым морем морской воды.
По подсчетам, площадь “водоема” должна прокрывать почти всю площадь нынешней Москвы и даже чуть больше.
А минимальная глубина залегания “моря” должна составлять всего 500 метров.
Есть мнение: на месте Москвы миллионы лет назад плескалось Девонское море.
Оно простиралось от нынешнего города Смоленска до Уральских гор.
Его акватория занимала семьсот тысяч квадратных километров - это почти Черное и Каспийское моря, вместе взятые!
Потом Девонское море ушло в глубину земли…
- “Дичь какая!”
Так подумали, да?
Действительно, можно так подумать. Ведь если там, внизу такая огромная полость, а Москва в прямом смысле тяжёлый город, то этому “хозяйству” недолго и обвалиться.
Известны же подобные случаи. Помните про озеро Хэмильтон в американском штате Техас? Оно было подземным, но пару тысяч лет назад у него частично обвалилась “крыша”.
Сами того не желая, некоторое количество “ужаса” навели и геологи-сейсмологи. В тот момент, когда рассказали - Москва находится на стыке тектонических плит.
А мы знаем, что активность таких “стыков” крайне опасна.
Правда, геологи еще сказали, что столица стоит на очень крепкой кристаллической платформе, которая значительно отдалена от сейсмически горячих Скандинавии, Альп и Кавказа.
Но вот почему-то про эти два факта “желтая” пресса умалчивает. Или недоговаривает.
Вот и получается искаженная логика: чуть тряхнет - посыпется Москва в бездну.
А на самом деле
На самом деле - с водой академик Губкин не ошибся.
Под Москвой действительно много воды. Причём именно соленой.
Чему подтверждением скважина в Останкине с “Московской минеральной”.
Или две соленых скважины на улице Талалихина. Воду из одной из них для своих технических нужд черпает Микояновский мясокомбинат, а другую использует для лечения больных бальнеологическая лечебница с бассейном.
Есть скважины и у санаториев в Дорохове, Монине, Архангельском.
Косвенное подтверждение существования “моря” - наличие в черте города 5000 рек и природных ручьёв.
Однако на самом деле точной карты и полного представления о подземном пространстве под Москвой нет. Да и, наверное, не может быть.
Для этого нужны какие-то титанические исследования.
С бо́льшей долей вероятности следует предположить - под Москвой на разных глубинах имеются большие, отделенные друг от друга пространства, заполненные водой.
Думать так позволяет интересный факт: вода из разных московских скважин различается по химическому составу.
Например, “Московскую минеральную” вы можете выпить на здоровье. А когда умудритесь-таки напиться “микояновской”, то это будет во вред.
В любом случае, апокалипсическая картина огромной куполообразной полости с бездонным море, над которой нависает мегаполис - не соответствует действительности.
Вода под землей – это нормально!
Издревле люди роют колодцы. И они служат очень долго.
У меня вот дедушкин колодец, которому без малого 150 лет стукнуло. И все с ним хорошо - вода чистая, прозрачная, как слеза.
Подобные колодцы - свидетельство того, что питают их огромные подземные резервуары артезианских вод. И это нормальное явление.
Таких “морей”, над которыми пари́т Москва - огромное количество.
Да и, положа руку на сердце, скажу - не припомню ни одного случая чтобы хоть где-то вдруг открылось подземное море. Может вы помните?
Только, если сейчас скажете о Хэмильтоне, о котором мы упоминали выше - это “незачет”. Озерцо слишком маленькое. И совсем не море.
Поэтому, стоит все же прислушаться к гидрологам и геологам, которые утверждают: под столицей никакое это море, а “Московский артезианский бассейн”. И он уже давно используется для нужд народного (и не народного тоже) хозяйства.
Как думаете, так и есть?
Когда НЕ ГУГЛИТСЯ, читайте наш канал
Поставьте 👍
Делитесь публикацией и обязательно оставьте свое мнение в комментариях - так еще больше любознательных людей узнает о существовании LUCA