Многие из нас бывают удивлены, впервые увидев свои фотографии в альбомах родных. Иногда это становится настоящим открытием. Что уж говорить о фотографиях из личных альбомов монархов.
Королева Виктория в своих предпочтениях была неоднозначна. Безумно влюбленная в своего супруга, она была холодна к детям. Во-первых, беременности давались ей непросто, отвлекали от политической и супружеской жизни. Во-вторых, она дико ревновала мужа к детям, не понимая, как Альберт может кого-то любить так же сильно, как ее. Виктория признавалась старшей дочери, что «вообще не любит детей», а ее сыновья Берти и Леопольд в младенчестве буквально пугали ее своим видом.
Если смерть мужа стала для Виктории страшным, невосполнимым ударом, после которого она закрылась от всего мира в своем горе, то смерть дочери Алисы, прозванной в народе принцессой-ангелом (читайте об этом в нашей статье Проклятие Гессенов: Я хочу, чтобы наша семья умирала вся вместе...) изменила взгляды королевы на институт семьи. Она стала более внимательна к своим детям, и, как многие простые смертные решила исправить ошибки материнства, став прекрасной бабушкой.
Дети забирают кусок нашего сердца, и играют с ним, как хотят, а внуки - нет. С ними нет ни вины, ни ответственности, от которых так страдают матери. Одна только любовь.
Кейт Мортон. Когда рассеется туман
Маленькие сестры Гессенские, дочери Алисы, как никто другой нуждался в бабушкиной опеке, и Виктория забрала девочек к себе. Именно здесь были сделаны фотографии, которые мы вам хотим показать.
Но прежде, чем к ним перейти, нужно сделать небольшое пояснение про контекст фотосъемки. Еще задолго до правления и даже рождения королевы Виктории одним из искусств, ныне практически потерянным, были живые картины.
Давайте разберемся, что это такое. Представьте себе некое театрализированное действие, вроде тех, которые проходят в наших городах на городских праздниках. Веселая, яркая пантомима с красивыми костюмами, в которой под музыку актеры изображают некое действо. Вдруг музыка стихает, а актеры замирают, образуя некую известную картину. Очень отдаленно это можно сравнить с фотопроектами Екатерины Рождественской, если добавить к ним музыку и элемент театра. Живыми картинами увлекались многие монархи. Известный художник Константин Маковский, тоже был к ним неравнодушен. На фото сверху вы видите его живую картину. Не правда ли похожа на его художественные полотна?
Но вернемся к Александре Федоровне. Живые картины при дворе королевы Виктории ставились регулярно, и в них охотно участвовали августейшие особы. Александра Федоровна в стороне не осталась.
В своём дневнике от 5 октября 1888 королева Виктория отмечала: "Живые картины весьма удались и вышли очень красивыми, в особенности святая Елизавета, Послушница, Реввека и Йорк. Во время исполнения картин, под стать каждой сцене, и между ними, прекрасно играл маленький оркестр из Абердина“.
Александра Федоровна не раз принимала участие в живых картинах. Ее театральный талант признавали многие родственники.
В России живые картины были менее популярны. Им предпочитали самые настоящие постановки. Одна из них во многом стала роковой для истории нашей страны. Вскорости после свадьбы Елизаветы Федоровны и Сергея Александровича (читайте нашу статью Тайна брака Елизаветы Федоровны: Кто еще мог стать ее мужем и почему выбрали Сергея?) члены императорской семьи решили поставить "Евгения Онегина".
Главные роли играли цесаревич Николай (будущий Николай Второй) и Елизавета Федоровна. Репетиции и работа над спектаклем очень сблизили молодых людей, настолько, что Николай доверился Елизавете и рассказал о своих чувствах к ее младшей сестре, а Елизавета Федоровна стала их тайным письмоводителем и приложила все усилия для того, чтобы этот брак состоялась. В благодарность "Евгению Онегину", Николай и Александра назвали первых дочерей Ольгой и Татьяной.