Очень точный маркер кризиса любого дела сформулировала в своих воспоминаниях писательница Татьяна Москвина.
Когда в каком-то деле скапливается слишком много женщин, это симптом, и это симптом не расцвета. Мужчины и разумом и нутром стремятся туда, где есть деньги, слава, любовь, словом – энергия. Если мужчины куда-то не стремятся ни разумом, ни нутром, там нет ни денег, ни славы, ни любви, короче – нет энергии. <...>
Утверждение моё не касается традиционных областей женской работы (сестринское дело, библиотечное) – речь идёт о постепенном женском преобладании там, где его никогда не было.
Сама она подметила эту особенность, когда училась на театроведа. Было это почти полвека назад, и тенденция упадка в театральной критике только намечалась:
Мужчины преобладали на всех курсах режиссуры – женщины там были редчайшим исключением. Мужчины составляли более половины актёрских курсов. Учились они и на художников-постановщиков. А на театроведческом факультете мужчины имелись в количестве пяти – десяти процентов от числа учащихся.
Так было не всегда – театроведение начиналось как сугубо мужское дело, и в основоположниках его числятся только мужчины. <...> Водились энергичные мужчины и среди преподавателей нашего факультета. <...> Но в учениках фигурировали сплошные девочки, а это значило, что театроведение вступило в фазу "плакальщиц". Потому что женщины отряжаются огромным боевым отрядом в какое-либо дело, когда оно движется к смерти – дабы омыть его слезами и похоронить. Причём фаза может длиться десятилетиями, это пожалуйста.
Не знаю, как сейчас обстоит дело в сфере искусства - я здесь дилетент-любитель, с профессиональной средой не пересекаюсь совсем.
Зато я самым тесным образом связана с профессиональным инженерным образованием. Когда я училась сама, женщины-преподаватели вели в основном гуманитарные предметы и математику (с древнейших времен в этой области науки немало женщин). Ну в крайнем случае еще базовые общетехнические дисциплины, вроде теоретической механики.
Практически все суровые специальные предметы преподавали столь же суровые мужчины, большинство с производственным или военным опытом. На выпускающих кафедрах женщины встречались лишь на должностях секретарей и лаборантов, и выглядели скорее декоративными домашними питомцами, нежели значимыми сотрудниками.
Как говорится, прошло тридцать лет и три года. Вчера в некоем ВУЗе, ориентированном на стратегическую отрасль, на кафедре с вгоняющим обывателей в трепет названием делили нагрузку на следующий учебный год. Больше половины часов, в том числе самым-самым основополагающим дисциплинам, достались женщинам. Двое с недавно полученными учеными степенями. Двое совсем молоденькие, вчерашние магистрантки. И я, старая перечница - заменяю еще одну, ушедшую в декрет.
Нет, все это не чьи-то родственницы или протеже, отжимающие традиционные мужские места. А вот именно, как было сказано выше - отрядившиеся боевым отрядом в дело, которое движется к смерти. Мужчины это дело уже покинули, поскольку тут не достичь ни денег, ни славы, ни радующего душу результата.
На самом деле, мужчин списке преподавателей пока немало. Но практически все они - внешние совместители на 0,1 ставке. Они не ведут ни методической, ни научной работы. Не пишут статьи. Не консультируют дипломников. Не готовят конференции. Не погрязают в околоучебной бюрократии и воспитательных мероприятиях. Забегают раз в неделю отчитать свои пару часов и торопливо убегают.
За это им огромная честь, хвала и земные поклоны. Потому что 0,1 ставка преподавателя ВУЗа - это в деньгах всего около 5 тыс. рублей чистыми в месяц. Да еще куча организационных хлопот вокруг. На каждого такого идейного благотворителя, практически задаром несущего в альма-матер свой профессиональный опыт, остается только молиться. Каждый раз уговаривая продлить контракт еще на год.
Всем понятно, что полноценно в штат их не заполучить. Что такое для взрослого мужчины с уникальной специальностью, востребованной и в ВПК, и на гражданке зарплата в 50-70 тысяч? За которую надо прогнуться на все стороны и цыганочку с выходом плясать? - Смешно!
А женщины - те пока тянут, составляя штатный костяк кафедры. Им интересно. И мозги есть куда приложить. И социальный статус приятный. И окружение. Старание и желание работать есть. Вот только производственного, полевого опыта маловато. Знания больше теоретические, не пропущенные через собственные руки.
Понятно, что на качестве образования это сказывается не лучшим образом. И никакими регламентирующими бумагами, всеми этими ФГОСами, РПД, компетенциями, индикаторами достижений, регулярной аттестацией педкадров, проверкой на несудимость и прочими бюрократическими кружевами проблему не решить. Равно как и всеобщей цифровизацией.
Кстати, практически невозможной стала и ситуация, когда матерые производственники ближе к пенсии, устав от суеты и ответственности, переходят на профессорские должности. Становясь наставниками и передавая молодежи бесценный опыт. Квалификационные требования к педагогам высшей школы теперь таковы, что без пед.стажа и докторской степени их просто не примут на такую работу!
----------------------------------------------
Такая картина не только у нас. Откройте сайт любого технического ВУЗа, особенно отраслевых. Полистайте странички кафедр со списками профессорско-преподавательского состава. Женские лица мелькают постоянно, а где-то уже и преобладают. И это, к сожалению, признак глубокого системного кризиса, когда женщины прикрывают собой последние рубежи.
А вы, дорогие читатели, сталкивались с оттоком мужчин из кризисных отраслей? Или, наоборот, с их возвратом в случае возрождения?
Еще на канале по теме: