Найти тему
Василисины размышления

Время, когда иссякают фонтаны

Глядя на фонтан можно подумать, что его струя неподвижна, ровный столбик воды может оставаться в таком положении сколь угодно долго без всяких сторонних усилий. На самом деле и в струе, и в накопительных бассейнах нет ни одной неподвижной частицы, причем потоки в разных частях строго согласованы между собой.

Петергоф, Большой каскад с фонтаном "Самсон" в центре. Струя бьет вверх на 21 метр без насоса, только за счет разницы расположения резервуаров по высоте
Петергоф, Большой каскад с фонтаном "Самсон" в центре. Струя бьет вверх на 21 метр без насоса, только за счет разницы расположения резервуаров по высоте

Даже если фонтан работает без насосов, на самотеке от перепада высот (как знаменитые фонтаны Петергофа, например), то нужно обеспечивать приток воды к верхнему резервуару, отток из чаши, следить за целостностью и проходимостью труб и сопел. Ну а насосное оборудование - это вообще отдельная песня: энергия, обслуживание, запчасти. Если всей этой работой не заниматься, то фонтан быстро иссякнет.

Так выглядит знаменитый Большой каскад без воды.
Так выглядит знаменитый Большой каскад без воды.

Именно так сейчас иссякает фонтан трудовых ресурсов. Нас с головой накрывает эхо 90-х. Нет, я не о провале рождаемости, рожать-то совсем не переставали. Но тогда практически в одночасье перестали делать другое - готовить специалистов.

Почему? Кто жил в те времена, те сами помнят. Кто был еще маленьким, тому советую погуглить "Егор Гайдар", "конверсия", "инфляция в 90-е" и кривые спада производства. Многое вспоминается с содроганием.

Но если очистить все это от эмоций (хотя у меня лично не получается), то главная особенность тех лет - переход на вложения только в сверхкороткие инвестиции. А подготовка любого специалиста - инвестиция длинная. Очень длинная. И очень затратная.

Сначала лет так 15 уйдет на то, чтобы вырастить "заготовку 1-го лэвела" - ребенка, с определенным уровнем здоровья, моральными качествами (включающими некоторое уважение к законам и принятие необходимости труда), базовым образованием. Что-то из этого возлагается на семью, что-то на систему здравоохранения и образования. Последние в обязательном порядке должны быть укомплектованы специалистами предыдущих поколений.

Затем "заготовки 2-го лэвела" сортируются и передаются на следующий образовательный цикл, теоретическую профподготовку - еще 3-5-8 лет, в зависимости от вида уходит на это. Профподготовкой занимаются специалисты более высокого уровня, чем раньше.

Затем "заготовки 3-го лэвела" приходят на первое место работы, для получения практических навыков. Опять же под крыло наставников-специалистов на какое-то время.

И только годам к 25-30-ти из человеческой заготовки получается специалист, способный и качественно выполнять свои профессиональные функции, и сам стать наставником следующих поколений.

----------------------------------------------------------------------------

Вот эта система и была с размаху обрушена в 90-е, а затем добивалась в последующие десятилетия. Причем на всех ступнях и на всех уровнях, включая моральный.

Долго трудиться на результат стало невыгодно по факту и осуждаемо на уровне общественного мнения. Успех должен быть быстрым и успешным! На коне бывшие троечники. Ни кому не нужны знания, важны "гибкие навыки". Задача успешного человека стать менеджером, а работу сделают "специально обученные люди".

Но эффективные менеджеры, в погоне за оптимизацией издержек, вообще вычеркнули из расходов графу "амортизация".

В экономике амортизация - это заранее делаемые отчисления на замену всего, что в процессе производства изнашивается: здания, оборудование, персонал. Цех еще стоит, но нужно откладывать деньги на ремонт или постройку нового. Труба еще не течет, но нужно копить на ее замену. Люди еще работают, но нужно готовить им смену. А зачем эффективному менеджеру лишние расходы? Вот когда рухнет, тогда и подумаем... как свалить на еще работающий проект.

Какое-то время это прокатывало, т.е. всяческих ресурсов и в стране, и вообще в мире было много. И построено было крепко. И люди были, выученные еще при СССР. Однако ничто не вечно. Начали рушиться дома, выходить из строя станки, рваться трубы. Продавцы товаров, которые мы перестали выпускать у себя, начали скалить зубы и выкатывать требования.

Но самое страшное - закончились люди! Те самые "специально обученные". Поколение СССР банально состарилось и даже начало стремительно умирать. А сменщиков почему-то оказалось мало и не того качества! Потому как долгое время эту смену практически не готовили.

Я попыталась выяснить, сколько ПТУ и техникумов закрылось, особенно в регионах. В статистике сам черт ногу сломит. Перелопатила много - совпадение оцените сами. Но в любом случае колоссальный и непрерывный спад до 2015 года налицо.

Это данные с сайта РосИнфоСтат

-3

Это с сайта Инфотаблицы

-4

Наиболее близки цифры подготовки рабочих - и они продолжают падать. Похоже, что в первую таблицу к "специалистам среднего звена" включили все существующие курсы переподготовки. А вот ПТУ закрылись три из четырех!

Практически не готовили все прошедшие годы полноценных инженеров и технологов - из высшего образования ушла реальная производственная практика, да и на этап "молодого специалиста" : никто брать выпускников не спешил. Или предлагали такие условия, что те сами не шли. Не готовили кадры для науки - издевательские оклады и разоренная лабораторная база с развитием науки плохо совместимы.

В массе появились "специалисты"-коекакеры, получающие какие-то умения из рук в руки прямо на рабочих местах.

-5

Вроде-строители, умеющие пришлепнуть плитку, но не не знающие нормативов, технологий и свойств материалов. Вроде-слесари, вприглядку научившиеся на коленке собирать-разбирать технику, попутно выкидывая непонятные лишние детали и подматывая проволокой. Работники разных сервисов, обучающиеся прямо на рабочем месте. Цеховая система, средневековье.

По мере нарастания этого дефицита в практику входило навешивание на одного хоть что-то умеющего человека нагрузки за двоих-троих. На одну зарплату. Теперь это стало нормальной повсеместной практикой. Разумеется, ни о каком наставничестве на рабочих местах в этом случае речь не идет: у опытных сотрудников нет ни сил, ни времени, а молодые не рискуют сходу соваться в такую мясорубку.

И вот приехали - специалисты высокого качества в жутком дефиците. И не только рабочие. В любой научной, проектной, образовательной организации огромный провал среди сотрудников в возрасте 40-50 лет. Которые должны быть кандидатами и докторами наук либо иметь самые высокие квалификационные категории данной отрасли. Которые руководили бы производством, выпускали самый качественный продукт и учили молодых.

Кое-где начали спохватываться. В основном в тех отраслях, где появились заказы - а исполнять их оказалось некому. Задергались судостроение, нефтянка, строительство, на очереди энергетика и медицина.

Но, к сожалению, заново запустить этот фонтан непросто. Даже при наличии желания и денег. Почти не осталось мастеров, способных передавать опыт. И не так уж много качественных "заготовок", желающих мастерство перенять и потом работать на износ.

Так что очень советую всем прокачивать свои собственные "твердые" навыки. Чтобы суметь хоть как-то помочь себе, когда "специально обученные люди" по вызову не явятся.

------------------------------------------------------------------------

Ну и чтобы закончить на позитивной ноте. Сейчас для молодых очень подходящий момент, чтобы застолбить место в науке и высшей школе. Профессура массово уходит даже не на пенсию (на пенсию они вышли лет 10-15-20 назад), а вообще за горизонт.

К научной и преподавательской деятельности охотно подключают вчерашних выпускников, даже уровня бакалавров. При наличие желания работать и светлой головы. Да, деньги мизерные, но к 30 годам реально стать доцентом. А это серьезно повысит дальнейшие шансы на рынке труда. Эпоха ажиотажного спроса на квалифицированный труд и носителей знаний не за горами.

Еще на канале по теме:

Парадоксы трудового процесса в СССР

Образование - это "длинная" инвестиция

Насмеши Всевышнего своими планами

Чтобы не пропустить интересные статьи, жмите на название канала или пользуйтесь Каталогом заседаний клуба .