Свой театральный сезон я завершила балетом Цезаря Пуни «Дочь фараона». Рада, что удалось его посмотреть.
Спектакль был восстановлен Мариинским театром в 2023 году, но на сцене идёт нечасто. Может быть, потому что каждая постановка требует массу хлопот. Здесь задействовано множество артистов, восемь раз меняются красочные декорации, участвует живая лошадь и актёры, изображающие верблюдов, обезьяну и льва, используются разные спецэффекты. Кстати, всё это было и в далёком 1862-м году, когда состоялась премьера.
Тогда эта постановка была самой зрелищной из всех, что шли в Москве и Петербурге. И именно она принесла Мариусу Петипа славу короля балета. До этого француз, ставший русским балетмейстером, уже 15 лет прожил в России: солировал, преподавал в театральном училище, сочинял концертные номера и одноактные балеты, адаптировал для русской сцены постановки европейских хореографов.
«Дочь Фараона» стала его первым полномасштабным спектаклем и вместе с признанием принесла должность главного балетмейстера Императорских театров. Пользуясь творческой свободой, которую давала эта должность, Петипа поставил «Спящую красавицу», «Лебединое озеро», «Раймонду», «Баядерку», «Дон Кихота» и много других балетов, которые по сей день идут по всему миру.
«Дочь фараона» ставили в Петербурге для бенефиса итальянской балерины Каролины Розати. В распоряжении Петипа было всего шесть недель.
Музыку сочинял композитор Цезарь Пуни – личность весьма колоритная. В детстве его называли вундеркиндом. В молодости он сочинял религиозные кантаты и мессы. Затем – оперы, но они редко доходили до сцены. Тогда Пуни переключился на балет, считавшийся искусством второстепенным. На миланской сцене балеты на его лёгкую и жизнерадостную музыку имели успех, но композитор всё бросил и умчался в Париж. «Не иначе, замешаны женщины, долги или пьяная ссора» – думали коллеги. В Париже талант сочинителя оказался невостребованным: Пуни работал переписчиком нот и директором казино «Паганини» (говорят, и сам был азартным картежником). Казино со скандалом закрыли, и Пуни уехал жить в Лондон. Там он обрел славу первого композитора балетной музыки, но вновь совершил резкий поворот: переехал в Россию, где и провёл последние 20 лет жизни.
Итак, Цезарь Пуни был талантлив, но безалаберен, а «Дочь фараона» создавали в условиях цейтнота. Когда начались репетиции, оказалось, что партитура для клавишных инструментов готова, а для оркестра – нет. На упрёки балетмейстера композитор отвечал, что у него нет свечей, а в темноте он не может работать. Тогда Мариус Петипа купил для Пуни свечи, сыр, вино и запер его в комнате. На утро оркестровка была готова. Эта забавная история описана в программке к спектаклю.
Несмотря на то, что создавался балет в экстремальных условиях, он имел оглушительный успех и в течение 66 лет (до 1928 года) не сходил со сцены. После почти столетнего перерыва Мариинский театр восстановил его по сохранившимся хореографическим нотациям (записям танцевальных движений с помощью специальных знаков) и уцелевшим эскизам дореволюционной постановки.
Теперь мы вновь можем увидеть на сцене занятную историю про лорда Вильсона – молодого англичанина, который вместе со слугой путешествовал по Египту.
Скрываясь от бури, путешественники оказались в пирамиде среди саркофагов. Лорд закурили трубку, а может, задремал, и реальность вокруг стала меняться. Саркофаги открылись, мумии ожили. Среди них оказалась Аспиччия, дочь фараона (Александра Хитеева). Сам лорд и его слуга превратились в молодых египтян Таора (Эван Капитен) и Пасифанта (Владимир Шумаков). Таор, конечно, влюбился в Аспиччию, но на пути к счастью возникло множество преград: пчёлы, звери, Нубийский король, замуж за которого фараон хотел отдать свою дочь, и даже сам Нил с подводным царством. Но разве не преодолеет преграды настоящая любовь?
Балет несложный с точки зрения танцевальной техники, однако очень красочный и красивый. Сюжет, безусловно, наивный, не случайно периодически видна ирония авторов по отношению к тому, что происходит на сцене. И это заставляет зрителей улыбаться.
Музыка Пуни лёгкая, приятная и в то же время какая-то неуловимая. Она гармонично переливается от лиричных мотивов к весёлым или тревожным, ярко отражает эмоции героев. Но, как ни странно, после спектакля в моей голове не осталось ни одной музыкальной темы.
Последнее действие мне показалось самым эффектным. Особенно понравились виртуозные вариации балерин, исполнявших роли рек из разных стран мира. Очень хороша была и жена рыбака (Валерия Кузнецова). Валерию Кузнецову я видела и в других спектаклях. Она очень изящная и заметная, трудно поверить, что лишь год назад окончила Пермское хореографическое училище. Думаю, в недалёком будущем она станет примой.
А балет "Дочь фараона", однозначно, рекомендую))
Все фото автора.
Удачи и до новых встреч!
И ещё про балет:
«Спартак» в Мариинском-2: посмотрели самый необычный балет времён СССР
И снова «Спартак»: на сцене Мариинского Большой театр