Найти тему
8,2K подписчиков

Семён Челюскин. Забытый первооткрыватель крайнего Севера

Русский полярный первооткрыватель и мореплаватель Семён Иванович Челюскин увидел Божий свет приблизительно в 1704 или 1707 году, в местечке уездный город Белев в Тульской губернии, а по другой версии в селе Борищево Калужской губернии.
Так или иначе, но достоверно известно, что Российской империи во времена Петра Великого срочно требовались профессиональные мореплаватели, в связи с этим моментом мальчика по имени Семён зачислили в московскую школу математических и навигацких наук в 1714 году.

Русский полярный первооткрыватель и мореплаватель Семён Иванович Челюскин
Русский полярный первооткрыватель и мореплаватель Семён Иванович Челюскин

Где и проявились у него большие способности к морским наукам, по этой причине его и перевели в специализированный класс для более углубленного изучения военно-морского дела.
Через семь лет после окончания оной школы молодому Челюскину присвоили должность навигатора и определили на службу в Балтийском флот.

Семён на русских кораблях Балтийского флота в 1720-х годах бороздил просторы морей в качестве навигатора, ученика штурмана и подштурмана.
Параллельно заносил точные картографические данные с описанием побережий Финского залива, а также наставлял и обучал приставленных к нему учеников военно-морскому делу.
Благодаря своему трудолюбию и полученному знанию в морской науке будущий первооткрыватель крайнего Севера накапливал бесценный опыт и постепенно продвигался по служебной лестнице.

При правлении императрицы Анны Иоанновны русские умы задумали детально исследовать обширные Северные территории России, поэтому весной 1732 года вышел указ о Великой Северной экспедиции.
В список участников экспедиции попал наш штурман Челюскин, в поручение коего вошло обеспечение экспедиции самым необходимым: специальное оборудование, запасы провизии, одежды и оружия.
С целью исследования северного берега моря между Леной и Енисеем был создан Ленско-Енисейский отряд состоящий из 40 человек под шефством русского полярного исследователя Арктики и морского офицера Василия Прончищева (в отряд коего входила жена Татьяна Прончищева - первая русская женщина-полярница) на корабле «Якутск», куда и был зачислен Челюскин.

Путь арктической экспедиции под руководством Василия Прончищева 1735-1736 гг
Путь арктической экспедиции под руководством Василия Прончищева 1735-1736 гг

В Арктической экспедиции не всё так гладко и хорошо шло.

В конце 1736 года на обратном пути от берегов полуострова Таймыр случилась трагедия, скончался руководитель арктической миссии - Василий Прончищев вместе со своей женой Татьяной. Северный поход временно приостановился.

С назначением нового начальника арктической миссии Харитона Лаптева исследование севера возобновилось.
Челюскин вместе с двумя казаками Фофановым и Гороховым в 1743 году завершил многолетнее изучение географии неизвестного доселе крайнего Севера.
У арктической миссии в финальном рывке, чтобы добраться до крайней точки Севера потрачено полтора месяца, преодолено более 7 тысяч километров, сделано множество детальных описаний пройденной местности и отмечено бесчисленное количество географических координат.
Также в записях Семёна Челюскина отмечено и о том, как по пройденному пути товарищи теряли присутствие духа, как в упряжке уставали собаки, как участники охотились на белых медведей, чтобы не умереть с голода и т.д.

В дневнике измотанного стратегически важной задачей исследователя записано так:

«Приехали к мысу. Сей мыс каменной, приярой, высоты средней, около оного льды глаткие и торосов нет. Здесь именован мною оный мыс: Восточный Северный. Поставил маяк – одно бревно, которое вез с собою».

Семён Иванович с 1733 по 1743 год проработал штурманом в отрядах Василия Прончищева и Харитона Лаптева во 2-й Камчатской экспедиции.

В 1741 году прошёл по суше от реки Хатанга до реки Пясина делая по пути подробные картографические описания, затем последовали исследования северо-западного побережья полуострова Таймыр до залива (ныне носит имя А. Ф. Миддендорфа), и потом до устьев Пясины и Енисея.
Зимой в 1741–1742 годах Семён Иванович проехал из Туруханска до устья Хатанги, занес точные сведения о северном побережье полуострова Таймыр от мыса Фаддея на востоке до устья реки Нижняя Таймыра на западе, обнаружив северную оконечность полуострова Таймыр, названную в 1843 году А. Ф. Миддендорфом в его честь мысом Челюскин.

Карта Таймыра созданная Лаптевым на основе данных полученных Ленско-Енисейским отрядом
Карта Таймыра созданная Лаптевым на основе данных полученных Ленско-Енисейским отрядом

Семён Челюскин по возвращении из завершенной экспедиции в 1743 году в Санкт-Петербург продолжил службу на Балтийском флоте.
В 1751 году получил звание лейтенант, спустя три года пожаловано ему звание капитан-лейтенант, а в 1756 году он вышел в отставку в чине капитана 3-го ранга.
Почил в Бозе великий русский полярный мореплаватель Семён Иванович в 1764 году, но место точного его погребения не установлено, хотя и полагают, что место захоронение может быть в селе Босарево Калужской губернии.
Семён Челюскин пережил довольно таки насыщенную событиями жизнь и семь правителей Российской империей:
Пётр I Великий (1721 — 1725), Екатерина I (1725 — 1727), Пётр II (1727 — 1730), Анна Иоанновна (1730 — 1740), Иван VI (1740 — 1741), Елизавета Петровна (1741 — 1761), Пётр III (1761 — 1762).

Результаты Арктической экспедиции:

Великая Северная экспедиция начатая русскими при правлении императрицы Анны Иоанновны в 1732 году стала одной из самых крупнейших и важнейших научных экспедиций в истории всего человечества.

По итогам Северного похода впервые созданы точные научные географические данные очертания берегов Севера, установлен пролив отделяющий материк Евразия от материка Америки, открыта и присоединена Аляска с Алеутскими островами, начато научное исследование флоры, фауны и изучение народов населяющих Сибирь и Дальний восток, а также открыт морской путь в Японию.
В настоящий момент на мысе Челюскина расположен самый северный аэропорт на континенте Евразия, также на мысе находятся радиометеорологический центр и полярная станция.
Наши ученные изучают метеоусловия и составляют важнейшие сведения для навигации воздушных судов и морских кораблей.

Спасибо за чтение. Всем мира и добра.