Найти в Дзене
ЭСТАФЕТА

Путь на стадион Вижницы ч.2 Тренер Чемпиона.

Оглавление

С. Лавренюк.

Начало здесь. Удовольствие от бега по стадиону на 1000м мы получили, настала очередь «пятёрки».

Мишке нужно было просто реанимировать его навыки трёхлетней давности, и «раскачать» скоростную выносливость. Остальное всё уже было: многолетние тренировки, техника бега, шиповки, тактика, графики…

А вот как мы это раскачивали - вообще шпионская история.

Фартлек от Лассе Вирена

Мы вспомнили, как тренировались с Головкиным, достали дневники и реанимировали нашу систему подготовки за несколько лет до этого. Возможно, профессиональным легкоатлетам мой рассказ (особенно, сейчас) покажется детским лепетом, заранее извиняюсь. Для нас 50 лет назад это было откровением.

Итак, однажды в далёком 1976 году, наш тренер Виктор Головкин появился в необычайно воодушевленном настроении.

И вот его рассказ. У него есть приятели в Спорткомитете, в тренерском штабе по легкой атлетике. Наши стайеры в то время не очень претендовали на высокие места и руководители спорта обратились «наверх» за помощью, чтобы принять дополнительные меры (помимо фармацевтики). В итоге в поле зрения наших заграничных спецслужб был взят финн Лассе Вирен, многократный чемпион предыдущих Олимпиад, том числе, как раз на дистанции 5км.

Лассе Вирен
Лассе Вирен

Какими-то правдами и неправдами удалось заснять на микропленку какой-то из старых журналов тренировок прославленного олимпийца.

И вот – он уже в наших руках! Меня, как самого ответственного, назначили "переводчиком, дешифратором и толкователем" с таким трудом добытых строчек. Вместе с Головкиным мы превратили это в некое подобие тренировочного плана.

Первоначально мы с братом не увидели в нём особой ценности – нам же не надо бежать 5 км на олимпийском стадионе, про «норматив» в те годы еще никто даже не заикался. И, к тому же, мы уже давно тренировались по другим планам - по системе Лидьярда.

Обложка мастерской разрядной книжки С.Лавренюка
Обложка мастерской разрядной книжки С.Лавренюка

Тут надо заметить, что у меня невольно сложилась некоторая символика. От частого использования моя разрядная книжка давно бы истрепалась, если бы я заранее не сделал бы к ней обложку. Так получилось, что этой обложкой у меня служила вырезанная из «Огонька» репродукция картины Репина «Бурлаки на Волге». И мои тренировки чем-то напоминали мне этот тяжелый и монотонный труд. Мы уповали на этот труд, воодушевленные идеями из книги Артура Лидьярда и Гарта Гилмора «Бег к вершинам мастерства», и наши организмы благотворно на него откликались, обеспечивая победы на лесных трассах.

А у Лассе Вирена (судя по микроплёнке) была несколько иная картина. Хоть он и считался последователем системы Лидьярда, существенную часть тех его тренировок (почти треть) составлял весёлый фартлек (разнообразные и даже неупорядоченные ускорения с неполным восстановлением). И эта информация до сих пор никуда не просочилась, значит, это было либо неудачным экспериментом, либо его тайным оружием.

И мы (под нажимом Головкина, конечно) решили рискнуть и тоже стали это использовать. Наш традиционный 12-километровый круг по асфальту на Ленинских Горах освещался фонарями через каждые 50 метров. И вот мы ускоряемся в полную силу 4 отрезка между фонарями, а потом отдыхаем два или три отрезка, а потом снова ускоряемся…
При этом используем разнообразие: 3 фонаря через 2, 2 фонаря через 1, и тому подобное.

Вот уж действительно, «от фонаря до фонаря, пока не офонареешь!»

Каждая тренировка разная, со своей программой, но в рамках именно фартлека отдыха всегда было меньше, чем ускорений. Впрочем, с учётом разминки – заминки -добегания объём скоростной работы был всего лишь 10-20% от общего. Приятная тренировка, никакого сравнения с интервалкой.

Мы действительно перестали бояться «рваного» бега, хоть не очень понятно было, зачем всё это и как это помогало Лассе Вирену.

Но вот прошло несколько лет и настала пора снова внимательно изучить этот журнал.

Оказалось, что если организм достаточно функционально подготовлен за счет обычных регулярных длительных пробежек, то такой фартлек быстро развивает скоростную выносливость, позволяющую долго поддерживать высокий темп на нужных нам дистанциях в 5 км и 1000 метров! Именно это сейчас и требовалось.

Но это ещё не всё. Поскольку нужно было на всякий случай готовиться ещё и к горным дистанциям ориентирования на Чемпионате СССР в Вижнице, то теперь мы «творчески» распространили этот фартлек и на горные тренировки по склонам Ленинских Гор.

Склон Ленинских (сейчас - Воробьёвых) Гор под смотровой площадкой. Перепад от воды до верха около 50м. Здесь мы устраивали фартлек.
Склон Ленинских (сейчас - Воробьёвых) Гор под смотровой площадкой. Перепад от воды до верха около 50м. Здесь мы устраивали фартлек.

Это было уже совсем не весело, но стимулировало очень хорошо. Я составлял план тренировки, мы вместе добегали до смотровой площадки, спускались к воде, я честно "ускорялся" несколько раз и оставлял Мишу доделывать работу одного. А потом мы стали пытаться во время отдыха читать карту и, задыхаясь, пересказывать запомнившееся партнеру! Впору было говорить о нашем новом секретном оружии.

И для брата всё это закончилось успехом. Через год в 1985 году результаты стадиона включили в параметры отбора в сборную Москвы, Мишка попал в команду, и на Союзе в Вижнице выиграл вместе с ребятами и первый день (норматив на стадионе), и последний (эстафету по крутейшим горам). Стал Чемпионом СССР.

Догадайтесь, кого он указал в анкете в качестве тренера?