С. Лавренюк
Регулярные тренировки мы с братом забросили примерно в одно время – 1982-1983 годах, когда готовились к окончанию аспирантур и защите кандидатских.
Соответственно, и официальных тренеров у нас не стало, иногда для тренировок мы примыкали то к одной, то к другой команде, планов не писали, дневников не вели, отчетов не сдавали. Если удавалось на старом багаже попасть в призёры на каких-нибудь официальных соревнованиях (Чемпионатах Москвы или ЦС «Буревестника»), то в анкетах тренерами вписывали друг друга. Насколько я помню, без претензий на какие-либо бонусы или тренерские регалии. Мы всю нашу спортивную жизнь были не тренерами друг другу, скорее спарринг - партнёрами, и перед Чемпионатом СССР 1985 в Вижнице нам действительно это пригодилось.
Уже в 1983 году появилась информация о планах ввести квалификационный бег по стадиону, стало ясно, что рано или поздно это случится. И мы начали готовиться заранее. Я в команду не проходил, даже если бы отобрался (уже был введён «возрастной ценз» - 28 лет, за исключением членов сборных СССР), так что готовили мы только Мишку.
И было два момента, украсивших эту подготовку.
Эстафета 100х1000м
Первая история началась далеко от Москвы, но завершилась в мае 1984 года на стадионе МГУ замечательной легкоатлетической эстафетой 100 по 1000 метров, в которой мы с братом (пусть ненадолго и только в собственных глазах) стали обладателями лучшего результата в мире.
1984 год был годом Олимпийских Игр в Лос-Анжелесе и, по сообщениям прессы, при сдаче главного стадиона в эксплуатацию и тестировании олимпийской системы хронометража была проведена какая-то эстафета 100х1000 метров. В ней соревновались команды калифорнийских университетов, результат команды-победительницы (чуть больше пяти часов, точно не помню) якобы был зарегистрирован как мировой рекорд или что-то вроде этого.
Советские спортсмены в тот год в Олимпиаде не участвовали по политическим причинам, а Советский Союз в качестве асимметричного ответа на бойкот Московской Олимпиады организовал какие-то международные Игры в Москве. То ли "Дружба", то ли "Игры доброй воли"...
И вот эту практику «наших ответов» подхватила московская эстафета 100х1000, состоявшаяся в конце мая 1984 года.
Стояла задача утереть нос американцам.
Весь май шла интенсивная подготовка – по всем факультетам МГУ, по всем спортивным секциям и сборным командам искали тех, кто может пробежать 1000 метров быстрее 3х минут (только так можно было показать результат лучше 5 часов). Кандидатов еженедельно тестировали в легкоатлетическом манеже.
Я показал на тесте 2:55, бежал не напрягаясь, чётко контролировал график. Брата вообще от тестирования освободили, ему «зачли» его 2:35.7 на мартовском первенстве МГУ.
Для официального подтверждения результатов на стадион МГУ удалось затащить пару международных судей. В качестве спарринг партнеров откликнулись команды клубов любителей бега Парсек (Москва) и «Здоровье» (Зеленоград). Ещё ожидалось, что конкуренцию составит сильная команда МЭИ, но в последний момент энергеты отказались и провели свою эстафету на собственном стадионе без международного судейства. Говорили, что роль в этом отказе сыграло вездесущее КГБ. Для утверждения мирового достижения нужно было подготовить заверенные переводы протоколов с фамилиями, должностями и другими данными всех участников. Вроде бы, именно это стало для них проблемой. Такое уж тогда время было.
Но и без МЭИ праздник состоялся! Погода была отличная, я бежал где-то в первой половине, мы тогда отставали от графика на несколько секунд, поэтому я очень старался. Как ни странно, пробежал хуже теста - за 2:57. Все потом говорили, что резиновые плиты стадиона МГУ - не лучшее покрытие для рекордов. И ветер там только вдоль одной прямой и почти всегда встречный.
Брат (2:45) тоже пробежал слабее, чем в марте в манеже, но его этап был одним из последних, мы к тому времени выигрывали у «5-часового графика» уже больше двух минут. Жаль, что нас не поставили рядом, красивая была бы картинка!
Всем вручили памятные значки, а в «Советском Спорте» появилась довольно скромная заметка, из которой косвенно можно было догадаться, что эстафетной командой МГУ был установлен новый мировой рекорд (4:57:26,0).
Много позже мы узнали, почему не было ни шумихи, ни громкого празднования и поздравлений. Ещё до попытки подать наш результат на международную регистрацию выяснилось, что официальный мировой рекорд в такой эстафете уже пять лет как принадлежит вовсе не американцам (их в списке вообще нет!), а швейцарцам. И бежали студенты из Цюриха со средним результатом 2:45! Для нас это было нереально с самого начала.
Подавать на регистрацию результат из СССР, который заведомо не будет лучшим в мире, нам в тот год не порекомендовали. Мягко, но настойчиво.
Но пока что мы ощущали себя рекордсменами и на этом «легкоатлетическом» позитиве продолжили готовиться к нашему «нормативу» - бегу на 5 км на стадионе.