Найти в Дзене
Без музыки совсем не то

Supermax «Fly With Me» 1979 года – самый шикарный образец скрещения легкой поп-музыки с тяжелым прогрессивным хардом

В 1979-м на свет появился третий альбом австрийско-международной музыкальной группы Supermax, которая некоторыми критиками определяется как диско-рок-фьюжн-проект. Но этот альбом под названием «Fly with Me», в отличие от предыдущих релизов, показал, что ее основатель и фронтмен Курт Хауэнштейн скорее рокер, чем фанкер, по крайней мере, он так заявлял во всеуслышание везде и всегда. На своем очередном альбоме он постарался оправдать название группы – «До максимума», то есть опустил саунд до самого максимума, что нивелировало все диско, фанк и регги-ритмы, оставив в них только тяжесть присущую только самым экстремальным образцам хард-рока.

Курт Хауэнштейн со своей группой Supermax на концерте в начале 80-х
Курт Хауэнштейн со своей группой Supermax на концерте в начале 80-х

Я вообще-то не люблю популярную музыку в любых ее проявлениях, но есть попсовики в музыкальных селеньях, которые делают произведения по душе любому рокеру, даже самому тяжелому. Кстати, трансформация рок-музыки в попсу и наоборот случалась в истории очень часто, вспомним, к примеру, флюктуации того же Манфреда Мэнна, который на рубеже 60-х и 70-х из попсы сначала окунулся в джаз, а потом в прог-рок самой высшей пробы. А буквально через несколько лет он опять перекрасился в попсовика, только уже более современных направлений.

И что?

И ничего. Фанаты Манфреда Мэнна любят всю его музыку, в каком бы направлении он ее не двигал.

Можно вспомнить и бывших апостолов чистейшего прогрессива и даже харда - Electric Light Orchestra, которые ко второй половине 70-х плавно перетекли в диско, и до сих пор сразу в нескольких своих реинкарнациях пропагандируют тот или иной вид попсы.

Пол Маккартни тоже, кстати, кидался из крайности в крайность, выпуская то рок-альбомы, то диско, а то и смешивал эти коктейли сразу на одном каком-нибудь альбоме.

Менее известный пример – фронтменша известной в 70-х диско-группы Belle Epoque – Эвелин Лентон, записала со своей группой три диско-пластинки, а через два года выпустила чистейший рок-альбом, причем очень близкий к тяжелому панку.

А вот была группа, которая попыталась объединить в своей музыке всё на свете – начиная от фанка, регги, диско и заканчивая хард-роком, включающим тяжелые, совершенно не попсовые блюзы. И не в последнюю очередь общее тяжелое звучание этой группы было обусловлено совершенно не попсовыми гитаристами и барабанщиками, а также тому, что ее вдохновитель, будучи чистым рокером (как он сам заявлял), хотел объять необъятное. И, что самое интересное, это ему удалось блестяще.

Речь идет о группе, родившейся в Германии – «Supermax», главным лицом этой группы был австриец Курт Хауэнштайн (1949-2011 гг.), занимавший в ней должности продюсера, композитора, лидер-вокалиста, бас-гитариста и клавишника. За последнюю треть века «Супермаксы» выпустили около 20 студийных альбомов. Правда, я все не слушал, а хорошо знаком только с несколькими первыми, но не потому, что я такой поклонник этой группы. Музыкальный стиль, выбранный Куртом Хауэнштайном, я не совсем поддерживаю, хотя многие произведения в своем роде и на самом деле просто шикарны.

Однако сборник из этих шикарных произведений сделать не получится, так как каждый альбом «Супермаксов» - это как бы музыкально концептуальный, и вырванная из контекста песня в сборнике совершенно не слушается. Если слушать – то весь диск с начала и до конца. И если забыть, что ты, прежде всего, поклонник Deep Purple, Led Zeppelin, Motorhead, Queen или Kiss, то Supermax – это твоё. Принципиально хорошая музыка, потому что музыкантам удалось совместить несовместимое.

Основные 12 студийных альбомов группы Supermax
Основные 12 студийных альбомов группы Supermax

Но среди всей обширной дискографии «Супермаксов» я хочу выделить только один альбом группы – «Fly with Me» 1979 года, который свалился на меня стремительным домкратом еще 44 года назад, и с тех пор пребывает на моей виниловой полке в гордом одиночестве среди дисков таких тевтонско-германских рок-динозавров как Accept, Krokus, Helloween и Gammaray. («Скорпов» я к тевтонам не отношу – слишком мало в их музыке настоящей тевтонской тяжести).

Этот альбом – явление и на самом деле выдающееся, причем не среди прочих шедевров поп-музыки, которых тоже хватает. Прежде всего, он достоин получить статус одного из самых тяжелых рок-произведений 80-х, хотя и всяких фанков и реггеев на диско-сэмплах на альбоме тоже хватает. Но я не буду рассказывать о достоинствах этого рок-альбома в подробностях – это и без меня знают те, кто знаком с «Супермаксами», а кто незнаком – тот пусть послушает и нюхнёт портянку старика Ромуальдыча, как это произошло некогда со мной.

А хочу я рассказать, как на меня этот шедевр когда-то свалился ,и почему он занял такое почетное место в моей виниловой коллекции.

Виниловый выпуск альбома Supermax «Fly With Me», 1979 г.
Виниловый выпуск альбома Supermax «Fly With Me», 1979 г.

В конце лета 1980 года сухогрузное судно, на котором тогда находился и я, покинуло гостеприимные индийские земли, пораженные вечной солнечной духотой, и отправилось домой. Я вез с собой шикарный багаж новеньких индийских пластинок – всякие там Deep Purple (редкий первый), Rainbow, Nazareth, Led Zeppelin (новый последний), Grand Funk Railroad (три альбома) и Queen. Я тогда был заядлым хард-рокером с прогрессивным уклоном, и никакое диско с регги-фанками меня не волновало в принципе.

А был у нас в экипаже электрик Валера, который хоть и был воспитан на роке, но ничто хорошее ему не было чуждо, даже в диско (например, «Чингисхан», «Санта Эсмеральда» или «Ла Бионда»). У него была каюта обставленная как под дискотеку – магнитофон «Юпитер» и какая-то советская вертушка (неудивительно, что все у него было советское, когда он мог заработать на любой японский магнитофон за день - он всегда говорил, что если наш корабль потонет, то не будет жалко) и мощные колонки. Правда, дискотек он не устраивал, разве что в праздники, но даже на тихой громкости звучание музыки у него было просто шикарное.

Два разных варианта задней части обложки альбома Supermax «Fly With Me» 1979 г. - слева европейский, справа - американский, хотя позже в Европе стали встречаться оба вида конвертов
Два разных варианта задней части обложки альбома Supermax «Fly With Me» 1979 г. - слева европейский, справа - американский, хотя позже в Европе стали встречаться оба вида конвертов

Так вот, забрел я как-то к нему в каюту, где производилось массовое прослушивание нашими корабельными дискоманами приобретенных Валерой-электриком виниловых новинок. Сначала прослушали пару убойных песен Маккартни 1976 года, потом Kiss 1979-го, и тут он объявил коронный номер, назвав группу, о которой я вообще никогда до этого не слышал. Правда, группа оказалась попсовой, и я собрался ретироваться, но, на моё счастье, не успел.

Короче, заиграла песня «It Ain't Easy» с новейшего на тот момент альбома группы Supermax «Fly with Me» 1979 года. И чем больше я слушал ее, тем больше начинал балдеть, хотя ритм был сугубо дискотечный. В общем, эта песня мне так зашла, что я выучил ее мелодию и прочие атрибуты с первого раза и наизусть. Правда, остальной диск мне тогда прослушать полностью не удалось, да я и не стремился, потому что Валера поставил мне пару отрывков других песен, и они мне на скорую руку не понравились.

По приходу домой меня сразу загребли в Советскую Армию, так что было не до музыки. Но как я сильно удивился, когда этот альбом «Супермаксов» свалился на мою голову и в армии! Причем не какими-то подпольными путями, а чуть ли не официально!

Лейблы немецкого выпуска альбома
Лейблы немецкого выпуска альбома

Дело в том, что командир части, в которой я очутился, полковник по фамилии Репан, был не чужд хорошей музыки, и он разрешал некоторые вольности по трансляции внутри части. У нас был шикарный клуб, отстроенный благодаря этому Репану в лучших традициях сталинского соцреализма – не барак какой-то, а настоящее каменное здание, не уступающее по монументальности какому-нибудь неслабому столичному кинотеатру. И каждый месяц было разрешено устраивать для солдат в этом клубе рок-концерты, потому что наш взвод музыкантов, приписанный к клубу, умел играть не только на трубах и фанфарах, но и на электрогитарах, органах и барабанах.

Лейблы американского выпуска. В США с альбома убрали песню "African Blood" и добавили две с предыдущего альбома
Лейблы американского выпуска. В США с альбома убрали песню "African Blood" и добавили две с предыдущего альбома

Так вот, наш полковник Репан разрешил также пускать по утрам после подъема по трансляции внутри части любую рок-музыку, но только до того, как в ротах не появлялись офицеры, то есть с 6 до 8 утра. Тогда в СССР не было запрещенной западной музыки, поэтому полковник никаких ограничений по этому поводу не делал. И наши клубники крутили по утрам разную рок-музыку, но чаще всего «Обратную сторону Луны» Pink Floyd, «День в опере» от Queen и… «Fly with Me» от «Супермаксов»! Причем трансляцию обязательно начинали с убойнейшего среди всей этой музыкальной триады хита «It Ain't Easy»!

Ну, вы представляете, как проходили эти полтора часа с лишним под музыку «Супермаксов». Кто служил в армии, тот знает, что после утренней пробежки вокруг части без верхней одежды – в зимние волжские морозы по 25 градусов! – все салабоны возвращались в жарко натопленную казарму (каменную, трехэтажную, а не барак какой-то) и занимались заправкой постелей. И вот как раз в этот момент по всей роте из динамиков лились чарующие звуки альбома «Fly with Me», которые действовали на всех так расслабляющее, словно они не в армии служили уже несколько месяцев, а находились прямо в африканском раю.

Уже позже, прослужив некоторое время и получив доступ к клубной радиотрансляции, я обнаружил в тамошнем архиве много других шедевров, включая Rainbow, Kansas, Sweet, новые релизы «Машины Времени». За работой всё это добро я прослушивал в совершенно комфортной обстановке (меня «наняло» руководство части, чтобы я переводил и перерисовывал для офицеров в их альбомы дефицитные зарубежные книги по каратэ, которые им присылали почитать с Большой Земли).

Группа Supermax в более поздние годы
Группа Supermax в более поздние годы

И вот что интересно – все эти Rainbow, Kansas, Queen, Sweet, Pink Floyd и даже новые релизы «Машины Времени» мне быстро надоели, а Supermax почему-то не надоедал никогда, и я этот «презренный диско-фьюжн-рок» (не моё определение, а энциклопедическое) слушал каждый день минимум по одному разу. И – совсем необъяснимо – мне, убежденному по тем временам хард-рокеру, это «непотребство» не надоедало никогда. И не надоело за все эти 44 года.

Когда через год меня «по сокращению штатов» отправили в другую часть – далеко от холодных волжских степей в знойный даже зимой Азербейджан, я умудрился украсть из клуба только кассету с «Супермаксом», которую вывез на новое место службы. Ну, в Азербейдане, как это не удивительно говорить, с импортной музыкой было очень сложно – кругом было засилье или Бюль Бюля Оглы, или Владимира Высоцкого, а ритмы зарубежной эстрады невозможно было достать даже у продвинутых азербайджанцев. И вот, заслушав до дыр кассету с единственным «вражеским голосом» - «Супермаксом» я констатирую факт, что и тогда он мне не надоел.

Представляете какой парадокс?

Короче, чтобы не тянуть кота за хвост, я посоветую тем моим читателям, которые еще почему-то с этой группой незнакомы, «кинуть на иглу» альбом «Fly with Me» и прослушать его внимательно на полной громкости столько раз, чтобы даже самому последнему металлисту и панкеру стало понятно, что этот альбом – шедевр именно тяжелого рока, а не диско, фанка, регги или чего-то там еще.

ТРЕК-ЛИСТ:

1). African Blood (8:39) «Африканская кровь».

2). Fly With Me (4:00) «Лети со мной».

3). It Ain't Easy (5:40) «Это непросто».

4). Ain't Gonna Feel (8:38) «Не буду чувствовать».

5). Reggae Fever (3:22) «Регги-лихорадка».

6). It's A Long Way To Reach Heaven (4:15) «Путь до небес долгий».

СОСТАВ МУЗЫКАНТОВ, ЗАПИСАВШИХ ДИСК - ОСНОВНОЙ СОСТАВ ГРУППЫ «SUPERMAX» ПРЕДСТАВЛЕННЫЙ НА ФОТО НА АМЕРИКАНСКОМ ВАРИАНТЕ, ОТМЕЧЕН В ЭТОМ СПИСКЕ ОСОБО.

1). Курт Хауэнштайн (Kurt Hauenstein) ~ вокал, бас, клавишные, гитара, основной состав;

2). Ричард Шенгерц (Richard Schoenherz) ~ клавишные;

3). Лотар Крелл (Lothar Krell) ~ клавишные, основной состав;

4). Ханс Окс (Hans Ochs) ~ гитара, основной состав;

5). Йохан Даансен (Johan Daansen) ~ гитара;

6). Райнер Марц (Rainer Marz) ~ гитара;

7). Томас Яуер (Thomas Jauer) ~ гитара;

8). Роберт Мюзенбихлер (Robert Musenbichler) ~ гитара;

9). Питер Кох (Peter Koch) ~ перкуссия, основной состав;

10). Брэд Хауэлл (Brad Howell) ~ перкуссия;

11). Хартмут Пфаннмюллер (Hartmut Pfannmuller) ~ ударные, перкуссия;

12). Юрген Цоллер (Jurgen Zoller) ~ ударные, перкуссия, основной состав;

13). Каталин Тарколеа (Catalin Tarcolea) ~ свирель;

14). Георг Лист (Georg Liszt) ~ бэк-вокал;

15). Патрисия Бей (Patricia Bey) ~ бэк-вокал;

16). Грейсиус Уилсон (Gracious Wilson) ~ бэк-вокал.

+

Не принимавший участие в записи пластинки музыкант, но отмеченный на обложке как участник группы Supermax:

17). Кен Тэйлор (Kenneth Taylor) ~ бас-гитара.

Кстати, для разнообразия советую прослушать и еще две композиции – одна представляет собой своеобразный диско-рок-н-ролл с хардовым припевом «Music Express», взята с предыдущего альбома 1978 года, другая – тяжелый блюз «Hotline» - со следующего, 1980-го.

На этом пока всё, а у кого по предложенному мной материалу появятся вопросы – прошу их задать в комментариях, они у меня открыты для всех – и для подписчиков, и для просто интересующихся!

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:

Самые жесткие рок-хиты в исполнении самых известных диско-звезд бурных 70-х

Как диско-альбом Манфреда Мэнна «Somewhere in Afrika», 1982 г. после электронной переделки стал прог-роковым шедевром

Два самых убойных в истории «новой волны» шедевра – альбомы группы Sparks за 1981 и 1982 годы

Феномен Джона Лотона – как можно перескочить из диско в металл без всякого ущерба для своей музыкальной репутации

«Pipes of Peace», 1983 г. – последняя «платина» Пола Маккартни в США, а дальше всё пошло ни так, ни сяк