Найти в Дзене
Без музыки совсем не то

Два самых убойных в истории «новой волны» шедевра – альбомы группы Sparks за 1981 и 1982 годы

В 1981 году американский поп-рок дуэт «Спаркс» внезапно вышел из сферы чистого американского диско-попа и выдал шикарнейший альбом «Whomp That Sucker», который хоть и был записан в стиле «новой волны», но основа всех песен была чисто глэм-роковая. Этот альбом был настолько интересным, что впервые за последние 6 лет попал в списки популярности в США. В следующем, 1982-м, «Спарксы» записали ментальное продолжение этого альбома – «Angst in My Pants», и этот диск тоже попал в американские чарты. Правда, после этого братья Маэлы так и не смогли больше записать ничего выдающегося, и это очень прискорбно, потому что этот творческий коллектив подавал очень большие надежды.

Братья Рассел и Рон Маэлы в 1982 году
Братья Рассел и Рон Маэлы в 1982 году

Я никогда не относился в «новой волне» лояльно, я всегда был против этого музыкального направления, особенно наблюдая, как многие крутые рок-группы попадали в жернова «волны» и начинали крутить-мутить какую-то попсовую ерундистику в расчете на хорошие позиции в хит-парадах и большие деньги в Америке.

Ну, это и понятно, потому что к началу 80-х ни хард-рок, ни прог-рок на которых раньше музыканты зарабатывали миллионы, перестал быть популярным, и продолжать свою успешную деятельность на этом поприще удавалось немногим, да и то недолго. Вспомним Nazareth, Rush, Sweet, Manfred Mann's Earth Band или Electric Light Orchestra - что они дали нам, ударившись в попсу?

Нет, кто-то на этом выехал – те же ELO и Manfred Mann's Earth Band – они умудрились протянуть на диско и «волне» еще несколько лет, пока окончательно не выдохлись.

На видео: выступление Sparks 9 декабря 1981 года. Первая композиция - с альбома "Whomp That Sucker"

Есть и более солидные исключения – «Квины» весьма удачно ехали на «волне» все 80-е, и ехали бы и по сей день, если бы не смерть Меркурия, самого культового вокалиста в рок-музыке. Но Меркурий – это Меркурий, даже если бы он ударился в какую-то дремучую африканскую или папуасскую музыку, то и тогда он не потерял бы ни одного своего фаната.

Также повезло и «Йесам», которые на двух своих «волновых» релизах 80-х смогли срубить свои последние американские «платины». Но это уже вообще какой-то совершенно непонятный финт, когда самой чуть ли не дремучей прогрессивной группе удалось так удачно переобуться прямо в полете и влететь в голимую попсу с огромными дивидендами для себя. Наверное, тут тоже, как и в случае с Меркурием, сыграл фактор культового фронтмена, в данном случае – Джона Андерсона. Но, опять-таки, недолго музыка играла (с), скоро пришлось «Йесам» переобуваться обратно.

А Nazareth? А Jethro Tull? А венгерская Omega, которая все 70-е считалась буквально эталоном европейского прогрессивного рока?

Все эти именитые прежде рок-группы ударились в попсу, и загнили. Ну, и еще десятки, если не сотни подобных, которым переобуться не удалось, и впоследствии им пришлось вернуться к своим корням, кому удачно, а кому – не очень, кто-то вообще улетел в астрал навечно.

Все альбомы группы Sparks подряд с 1971 по 1984 годы
Все альбомы группы Sparks подряд с 1971 по 1984 годы

Ну ладно, сегодня я не хочу акцентироваться на чартовых успехах или неуспехах рок-групп, которым на рубеже 70-80-х пришлось менять направление на «новую волну», а собираюсь остановиться на одном музыкальном феномене, который стало исключением и показал, что истинные гении могут на самые невероятные подвиги.

Все знают такой дуэт американских братьев Маэлов, который больше известен как Sparks. В первой половине 70-х эти братки после неудачи в США получили бешеную популярность в Великобритании и вообще в Европе, куда переехали из своей Америки в поисках счастья. И они его нашли, выдав три буквально сногсшибательных глэм-роковых альбома, сделанных на стыке хард-рока и арт-рока.

Правда, недолго дуэту светила такая популярность, потому что в 1975-м интерес к глэму упал, и братьям пришлось возвращаться в Америку, чтобы начать всё заново. На родине они выпустили еще два альбома, которые можно охарактеризовать как поп-рок, потом сделали еще два альбома в стиле диско, но это всё уже было не то. Тот, кто тащился с «Комоно май хаус» и «Пропаганды», диско-музыку «Спарксов» не восприняли, потому что она была рассчитана на кардинально другую аудиторию. Интересно, что все эти альбомы не попали ни в чарты США, ни в чарты Канады. То есть американское диско в Америке не «пошло», а немного «пошло» в Австрии и Австралии, что позволило проекту Sparks просто не обанкротиться.

Вот так бы и остались «Спарксы» «группой нескольких альбомов», если бы не продолжили эксперименты. Кто бы там что ни говорил, но три альбома 1974-1975 годов, записанных в Англии, все же были в своей основе хард-роковыми, невзирая на мощный наплыв в них поп- и арт-рока. Это была такая же музыка, которую играли в тех годах и Sweet, и Slade, и даже Элис Купер, но никто же не сомневается в том, что перечисленные группы и исполнители были скорее хардовиками, чем попсовиками.

Но после первых же неуспехов «Спарксы» решили поменять стиль кардинально, ударились в диско, но и там сильно не преуспели. И тут появилось новое направление, которое очень быстро убило такое перспективное с виду диско, вот «Спарксы» решили поковать железо, пока оно горячо.

Я уже писал (ссылки – ниже), что с музыкой Sparks я познакомился в первой половине 80-х и начал с главных их шедевров – «Kimono My House», «Propaganda» и «Indiscreet». Позже мне попались в руки диски «Sparks» 1971 года и «Big Beat» (1976 г.) вместе с «Introducing Sparks» (1977 г.), которые мне понравились меньше, но это был не провал, потому что даже на этих альбомах «Спарксы» оставались «Спарксами».

Однако позже я услышал диско-альбомы «No. 1 in Heaven» (1979 г.) и «Terminal Jive» (1980 г.), которые заставили меня ужаснуться. Я понял, что те «Спарксы», которых я мог бы любить, давно закончились. Диско-музыка – это уже вообще ни в какие ворота не лезет, и я поставил на группе Sparks большой и жирный крест.

Но не прошло и полгода, как мне притащили диск Sparks «Whomp That Sucker» 1981 года. Тот мой кореш, который впервые меня ознакомил с этим альбомом, прекрасно был в курсе того, что я не перевариваю «Спарксов» в их новых попсовых реинкарнациях. Тем не менее, он настоятельно призвал меня ознакомиться с этим творением. Ну, я и ознакомился.

Альбом Sparks "Whomp That Sucker", 1981 г., передняя часть конверта и вкладки
Альбом Sparks "Whomp That Sucker", 1981 г., передняя часть конверта и вкладки

Слава Богу, что этот диск не был записан в диско, как предыдущие. Но он был записан в «новой волне», которую я тоже не переваривал. Тем не менее, я дослушал диск до конца, как настоятельно советовал мой кореш, а потом и записал его на дефицитную тогда для меня магнитную ленту. Естественно, я не сразу въехал во все прелести музыки на альбоме, потому что проклятая «волна» не давала расслабиться.

Но после нескольких прослушиваний я наконец-то понял, что «Спарксы» и не могли полностью вернуться к своим корням, потому что время харда, глэма и даже арта давно ушло. У братьев Маэлов оставались только две альтернативы – или продолжать записывать альбомы в диско, или перебраться в металл. Но они занырнули в «волну», и правильно сделали, потому что их творческая харизма в диско показала очень ерундовые результаты, а в металле они смотрелись бы так же живописно, как и пятое седло на корове.

Альбом Sparks "Whomp That Sucker", 1981 г., задняя часть конверта и вкладки
Альбом Sparks "Whomp That Sucker", 1981 г., задняя часть конверта и вкладки

Короче, вот уже 40 лет, как альбом Sparks «Whomp That Sucker» входит для меня в пятерку лучших произведений группы. Несмотря на «волновое» оформление, это самый настоящий шедевр, потому что если композиции с альбома слушать в нормальном, «живом» рок-звучании, то вся эта «волна» исчезает. Понятно, что это самые что ни на есть настоящие глэмовые песни «Спарксов», просто положенные на популярный в те времена стиль. А как «волна» схлынула, то эти композиции в концертных исполнениях слушаются не менее шикарно, чем самые главные хард-рок-хиты группы.

Но главный шок поджидал меня впереди. Буквально через несколько недель тот же кореш позвонил мне и сказал, чтобы я снова готовил пленку для записи, потому что он притащит мне новый диск Sparks, от которого я вообще выпаду в осадок.

И он сдержал свое слово – я в осадок выпал. Альбом 1982 года «Angst in My Pants» и на самом деле настолько меня поразил, что я задумался о том, чтобы вообще выкупить этот винил, хотя он стоил огромных по тем временам денег – 50 полноценных советских рубликов. На 1984 год это были деньги, на которые холостяк, каким я тогда был, мог бы прожить недели три, а если поднатужиться – то целый месяц. Но я тогда работал на хлебозаводе, где много чего можно было украсть и быстро продать, и я этой возможностью воспользовался.

Альбом Sparks "Angst in My Pants", 1982 г., передняя часть конверта
Альбом Sparks "Angst in My Pants", 1982 г., передняя часть конверта

Короче, прикупил я этот альбомчик, он был на французской пластмассе и звучал просто фантастически. Одновременно я стал задумываться о том, чтобы приобрести и его «брата-двойника» - «Whomp That Sucker», но тогда мне это сделать не удалось, и свою мечту я смог реализовать только в начале 90-х, когда винил вдруг стал стоить дешевле солёных помидоров. Тогда я закупил все альбомы Sparks до 1984 года, потому что всё, что они написали позже – это уже сплошное фуфло.

Ну, альбомы «In Outer Space» (1983 г.) и «Pulling Rabbits Out of a Hat» (1984 г.) – это тоже, по большому счету фуфло на ниве танцевальной музыки и синти-попа, тем не менее, на каждом из этих альбомов есть по паре-тройке песен, вполне достойных. Позже уже ни на одном альбоме «Спарксов» ни одной достойной песни я не обнаружил, включая и самое последнее их творение – «The Girl Is Crying In Her Latte» 2023 года.

Но диско-альбомы 1979 и 1980 годов мне тоже пришлось поставить в коллекцию, иначе всё мое это собрание винила группы Sparks было бы каким-то разорванным.

Альбом Sparks "Angst in My Pants", 1982 г., задняя часть конверта
Альбом Sparks "Angst in My Pants", 1982 г., задняя часть конверта

Итак, возвращаемся к нашим двум баранам. Альбомы группы Sparks «Whomp That Sucker» и «Angst in My Pants» - это два шикарно-убойных релиза времен полного господства в поп-музыке «новой волны». Жаль, конечно, что этими произведениями братья Маэлы как бы завершили свою по-настоящему интересную часть своей музыкальной биографии, но тут уже ничего не поделать. Я треть века ждал, когда же, наконец, «Спарксы» снова отрецидивят, выпустив новые шедевры, но этого не случилось. Поэтому я считаю, что они закончили на очень высокой ноте, несмотря даже на то, что эта нота была взята в «волновом» киселе. Ни одна из известных мне групп, ударившихся в «новую волну» в начале 80-х, не выдала даже близко похожего на шедевр, а вот «Спарксы» - смогли.

Можно даже сказать, что альбомы «Whomp That Sucker» и «Angst in My Pants» - это единственные произведения «новой волны», которые вообще можно рассматривать как что-то реально гениальное. Вообще-то «волна» не создана для записи гениальной музыки, но «Спарксы» смогли сделать то, что другим «волновикам» оказалось не под силу. В этом и их величие как крупномасштабного музыкального коллектива, способного на подвиги.

Внутренний конверт для пластинки альбома Sparks "Angst in My Pants", 1982 г.
Внутренний конверт для пластинки альбома Sparks "Angst in My Pants", 1982 г.

Впрочем, это я уже начинаю повторяться, потому что свою позицию по этим двум альбомам я выразил в заголовке публикации. Шедевр – он всегда шедевр, и виден не вооруженным глазом. Достаточно даже посмотреть на чарты – оба эти альбома наконец-то появились в американских списках популярности впервые за 6 лет с момента выхода альбома «Indiscreet» в 1975 году. И хотя позиции в этих чартах не особо хорошие (182 и 173), тем не менее, это позиции, которых оказались недостойны все альбомы, записанные дуэтом после того, как братья перебрались в США в 1976 году.

Итак, завершаю своё исследование трек-листами обоих альбомов, которые, я, впрочем, считаю просто двумя дисками одного двойного альбома, настолько на них схожая музыка. Музыканты, которые помогали братьям Маэлам записывать обе пластинки, тоже одни и те же:

Лесли Боэм ~ бас-гитара;

Боб Хааг ~ гитара;

Дэвид Кендрик ~ ударные.

На диске 1982 года участвует дополнительный участник - Джеймс Гудвин, который в паре с Роном Маэлом записал на альбоме синтезаторы.

АЛЬБОМ «WHOMP THAT SUCKER» (1981)

Сторона 1:

1). Tips for Teens (3:33) «Советы подросткам».

2). Funny Face (3:24) «Смешная мордашка».

3). Where's My Girl (3:14) «Где моя девушка».

4). Upstairs (3:40) «Наверху».

5). I Married a Martian (5:12) «Я вышла замуж за марсианина».

Сторона 2:

6). The Willys (3:58) «Виллис».

7). Don't Shoot Me (3:56) «Не стреляй в меня».

8). Suzie Safety (3:57) «Сьюзи Безопасность».

9). That's Not Nastassia (4:57) «Это не Настасья».

10). Wacky Women (2:47) «Дурацкие женщины».

АЛЬБОМ «ANGST IN MY PANTS» (1982)

Сторона 1:

1). Angst in My Pants (3:25) «Тоска в моих штанах».

2). I Predict (2:50) «Я предсказываю».

3). Sextown U.S.A. (2:56) «Секстаун США».

4). Sherlock Holmes (3:34) «Шерлок Холмс».

5). Nicotina (3:26) «Никотина».

6). Mickey Mouse (3:16) «Микки Маус».

Сторона 2:

7). Moustache (3:28) «Усы».

8). Instant Weight Loss (3:27) «Мгновенная потеря веса».

9). Tarzan and Jane (3:18) «Тарзан и Джейн».

10). The Decline and Fall of Me (2:53) «Упадок и падение меня».

11). Eaten by the Monster of Love (2:58) «Съеденный монстром любви».

На видео: песня с альбома 1983 года "In Outer Space", одна из немногих более-менее интересных

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-ГРУППЕ SPARKS НА МОЁМ КАНАЛЕ:

Sparks «Kimono My House», 1974 г. ~ мощный залп американской группы в чужой Британии, но провал в родной Америке

Sparks «Propaganda» - самый шикарный альбом группы из трёх, вышедших в Англии в 1974-м году

Sparks «Indiscreet», 1975 г. ~ самый шикарный глэм-роковый альбом в эпоху наивысшего расцвета стиля

Sparks «Big Beat», 1976 г. – шикарное творение группы, заслуживающее высшей награды, но испорченное бездарным продюсером

«Sparks». Лучшая глэмовая рок-группа, в которую в 1974-м чуть было не ушел из «Queen» Брайан Мэй