В 1982-м году британская рок-группа Manfred Mann’s Earth Band записала и выпустила свой первый, по сути, альбом в стиле диско, замаскированный под какую-то там «этническую африканскую музыку». Правда, в Америке это творение Манфреда Мэнна стало вторым по популярности из всего его творчества, тем не менее, скорее всего, это случилось не из-за каких-то там высоких музыкальных качеств пластинки, а потому, что в ней была озвучена тема африканских негров, оказавшаяся близкой и неграм американским. Я расскажу, как в 2000-х годах один мой кореш с помощью электронной аппаратуры перемикшировал и отремастировал этот альбом, превратив его чуть ли не в прог-роковый шедевр эпохи MMEB 70-х.
Альбом «Somewhere in Afrika» от группы Manfred Mann’s Earth Band в СССР был подвергнут анафеме. Настоящие рокеры его не приняли, а всяким попсовикам он был не по карману, поэтому очень быстро на «тучах» он стал редкостью, разошедшись по коллекциям самым верных почитателей талантов Манфреда, и всё. После такого провала никто его из-за бугра с целью фарцовки не вез, разве что в очень сильно уцененном виде.
Помню, как в 1984-м году мне из Самары (тогда г. Куйбышев) в Одессу мой армейский кореш прислал диск Van Halen 1982 года с предложением поменять его на что-то более интересное и выслать ему обратно. Ну, я тогда Ван Халена недолюбливал, а альбом 1982 года был для меня вообще сущей попсой. Вот я пошел на одесскую «тучу» и сменял его на MMEB «Somewhere in Afrika» того же, 1982 года, причем так быстро, что сам удивился. Ведь я до этого этот диск не слушал, но и не слышал о нем то, что это вообще какая-то фигня. Почему-то это всеми скрывалось.
И только придя домой и бросив диск на иглу, я понял, как лоханулся, потому что в сравнении с «Somewhere in Afrika» Ван Хален казался вообще тяжелым металлом, но главное было то, что там хоть были хиты, причем много, а новая музыка Манфреда была какой-то вообще ни о чем – не то что хита, но и мелодии мало-мальски запоминающейся. Так мне тогда показалось.
В общем, кое-как я тогда выкрутился, получил от своего кореша из Самары небольшой дружеский нагоняй по телеграфу, но я оправдался тем, что якобы у нас в Одессе этот альбом Манфреда настолько популярный, что мне пришлось еще и доплачивать, чтобы взяли за него моего «никому не ненужного» Ван Халена. Так та история практически и закончилась.
Впоследствии я посещал Самару, приехав в гости к моему корешу, и привез ему в подарок немецкий Uriah Heep «High and Mighty» 1976 года, который мне практически ни во что не обошелся, так как я «вымутил» его в результате нескольких сложных обменов, и в итоге в плюсе оказался именно этот «Хип». Вот я и подарил его своему корешу, хотя он никак не мог понять – за что такой царский подарок? Ну не буду же я ему признаваться, что просто хочу загладить свою вину с Манфредом 1982 года. Поэтому я рассказал ему вторую правду – ту, по которой «High and Mighty» мне достался даром.
Ну, с моего кореша сталось пиво, и я за неделю пребывания в Самаре этими угощениями воспользовался сполна, чтобы мой друг наконец понял, что я ему «Хип» привез совсем не даром.
Возвращаемся теперь к нашему барану, то есть альбому Манфреда Мэнна «Somewhere in Afrika».Вообще-то я считаю эту пластинку последним студийным произведением группы Manfred Mann’s Earth Band, потому что то, что Манфред начал сочинять потом, когда соскочил с разорившегося лейбла Bronze Records, ни в какие ворота не лезет. То есть вся та последующая музыка может считаться только сольниками какого-то неизвестного музыканта, но никак не Манфреда Мэнна, а тем более не альбомами группы Manfred Mann’s Earth Band.
Ну, это факт, а кто поспорит?
В общем, прошло после того случая лет 20, и в какой-то момент мой сосед, работавший на студии звукозаписи, и тоже являвшийся поклонником старых работ MMEB, предоставил мне к прослушиванию интересную запись. Ему тоже «Somewhere in Afrika» не нравился, но он, в отличие от меня, имел возможность с этим не смириться. В целом, считал он, альбом неплох, но только в ментальном плане, а не в саундовом. Просто он был не так смикширован в том далеком 1982 году, а так музыка на нем вполне себе достойная.
И он взял, и весь этот саунд самым натуральным образом изменил, благо у него был доступ к шикарной профессиональной аппаратуре и имелись хорошие знания в этой сфере. То есть, он поработал эквалайзером и еще какими-то примочками, разбил все извлеченные звуки на какие-то там «дорожки», а потом соединил их заново, кардинально изменив во многих местах.
Ну, я вообще не профессионал в этих делах, я не знаю, как делается микс и ремастер, поэтому расскажу только о том, что я в результате этой «перезаписи» альбома услышал. Но как вам описать то, что я услышал, чтобы вы поняли? Скажу только, что я услышал совершенно новый альбом.
Во-первых, все эти попсовые и крайне тупые барабаны получили совсем иное звучание, гораздо более интересное и сопоставимое с саундом 70-х, которое было на пластинках MMEB во времена Криса Слэйда.
Во-вторых, очень ужасные, и в основном безлико скрежещущие гитары были смягчены, где надо – усилены, где надо – отведены на задний план. В любом случае их звучание стало больше похоже на классический хард-роковый саунд времен Мика Роджерса, в крайнем случае – Дэйва Флетта.
В-третьих, очень сильно изменился вокал. Ну, в принципе, с вокалами особых проблем и на оригинале не было, но мой кореш поработал над теми местами, которые отличались крайней «попсовостью», особенно хорошо он поковырялся над голосовыми связками Криса Томпсона и придал вокалу необходимого прогрессива. Ну, на Мика Роджерса этот Демис Руссос походить все равно не стал, но теперь с альбома исчезли его слащавые трели, значительно улучшив общее восприятие музыки.
Ну, там было еще и в-четвертых, и в-пятых, и в-шестых, я уже не помню, что там было моим корешом «пересведено» и «ремастировано», но в итоге получился диск, ничем не уступавший по саунду по крайней мере «The Roaring Silence», «Watch» или «Angel Station» с «Chance». Это было просто шикарно, и мне новая версия альбома очень понравилась. В таком виде в него просто было не за что плеваться, хотя, конечно же, это вам не «Solar Fire» или «Nightingales and Bombers», но как минимум половина треков выглядела так, будто была взята целиком с альбомов MMEB 1972-1975 годов.
Жаль, конечно, что вся эта работа была проделана в частном порядке, и впоследствии я потерял кассету с этой версией «Somewhere in Afrika», а также никак не могу связаться с тем моим корешем – у него могла эта запись остаться. Как только я получу ее в свои руки, я обязательно опубликую ее на своем канале, а пока что предлагаю просто вслушаться еще раз в оригинал этого альбома и представить, как могли бы звучать многие неудобоваримые для любого рокера моменты в новой, прог-роковой версии.
Прежде чем перейти к списку песен, чтобы разобраться, что в них надо было переделывать, а что не надо, скажу, что в США альбом «Somewhere in Africa» был самым популярным после «The Roaring Silence» 1976 года, добравшись в US Billboard 200 до 40-й позиции. Все остальные альбомы группы занимали в этом чарте гораздо худшие позиции или вообще в него не попадали. И очень интересно, почему именно он в Америке стал таким популярным – из-за того, что немалая его часть была сделана в танцевальном американском стиле, или из-за того, что его там массово скупали негры, которым понравилось, что какой-то белый музыкант сделал альбом в честь их африканских сородичей?
Кстати, европейская и американская версии винилового диска, поступившего в продажу в октябре 1982 года в Германии, но только 18 февраля 1983 года в Великобритании, довольно сильно различаются между собой в трек-листе. Я приведу британский трек-лист, а в комментариях расскажу, какие песни на него не вошли, а появились только или на синглах, или только на американской пластинке.
По составу группы. На конверте альбома были зарезервированы, кроме Манфреда, такие музыканты:
~ Steve Waller – vocals;
~ Chris Thompson – vocals;
~ Shona Laing – vocals;
~ John Lingwood – drums & percussion;
~ Matt Irving – bass & guitar, programming (MC4).
Это основные участники, но, кроме них, были и приглашенные музыканты, в основном бэк-вокалисты, но среди них обнаруживаются еще три гитариста, которые активно участвовали на прошлом альбоме MMEB «Chance»:
~ Robbie McIntosh – guitar;
~ Trevor Rabin – guitar on «Redemption Song»;
~ Mick Rogers – guitar.
В какой из композиций играл каждый из этих гитаристов – с информации, заявленной на альбоме, непонятно (кроме Тревора Рабина), все гитары полностью безликие, а полагаться на информацию из Википедии я не хочу, потому что там в разных разделах по этому альбому (разноязычных, в смысле) приводятся совершенно разные данные.
Сторона 1:
1). Tribal Statistics (4:16) «Племенная статистика». Сугубо танцевальная песня с совершенно попсовым музыкальным оформлением, включая и вокал, и гитары. Про барабаны вообще не стоит поминать – полный кошмар и ужас. Хотя песня сама по себе неплохая, и в «пересведенном» варианте вполне могла бы занять место на каком-нибудь более раннем альбоме Manfred Mann’s Earth Band, хоть самом прог-роковом.
2). Eyes of Nostradamus (3:28) «Глаза Нострадамуса». То же самое, только песня гораздо более интересная, и барабаны на ней переделывать не пришлось – в оригинале они просто шикарны.
3). Third World Service (5:18) «Служба третьего мира». Песня явно сделана по следам известного хита из «Стены» группы Pink Floyd. С приглушенными и переформатированными на профессиональном эквалайзере барабанами и измененной в сторону прог-рокового звучания ритм-гитары эта композиция тоже вышла весьма зачетной. Соло-гитару в финале переделать не удалось, потому что тут не со звучанием пришлось бы побороться, а просто с очень плохой игрой гитариста. Мик Роджерс такой халтуры на прошлых альбомах MMEB себе не позволял.
4). Demolition Man (3:45) «Подрывник». Интересно, что это только на первый взгляд кажется, что номер не подходит к ранним прогрессивным альбомам MMEB. На самом деле стоило только утихомирить барабанный бой, усилить вокал и переформатировать гитару, то эту песню запросто мог спеть и Мик Роджерс с помещением ее на самый первый альбом группы.
5). Brothers and Sisters of Azania (2:46) «Братья и сестры Азании». Пожалуй, одна из немногих вещей на альбоме, которые практически не нуждаются в переделке, может, только, «программинг» затушить и наложить нормальную бас-гитару. Вокал Мика Роджерса не помешал бы, конечно, но и в таком виде композиция вполне достойна помещения на вторую сторону альбома «The Good Earth» 1974 года рядом со своим ментальным близнецом – «Earth Hymn Part 2».
Сторона 2:
6). Africa Suite (8:36) «Африканская сюита». Да, это именно сюита, состоящая из четырех частей, но в музыкальном плане они между собой совсем никак не пересекаются. Тем не менее, кроме барабанов, безликих гитар и не очень внятных вокалов (что прекрасно лечится с помощью эквалайзера) критиковать это произведение не за что. Довольно хорошее произведение, достойное любого предыдущего альбома MMEB. Правда, я бы все четыре части этой сюиты разделил и раскидал бы по разным альбомам.
~ a). Brothers and Sisters of Africa (3:06) «Братья и сестры Африки». Так себе песня, но сойдет после переделки.
~ b). To Bantustan? (2:36) «В бантустан?». Это немного лучше, тоже после переделки годится к публикации.
~ c). Koze кobenini? (How Long Must We Wait?) (1:26) «Козе кобенини? (Сколько нам ждать?)». Очень милая композиция, даже классная, жаль что короткая. На «Solar Fire» не пошла бы, но зато на альбоме «Messin'» сидела бы как влитая.
~ d). Lalela (1:31) «Лалела». А эту без переделки можно пускать на любой прошлый альбом MMEB, даже на самый шикарный «Nightingales and Bombers», правда, только в качестве предисловия к какой-нибудь тамошней инструменталке.
7). Redemption Song (No Kwazulu) (7:35) «Песня искупления (без Квазулу)». Тоже неплохая композиция, но барабаны ее портят сильно. С нормальными барабанами и «очеловеченным» вокалом Томпсона этот номер тоже годится на любой предыдущий альбом группы. А вот Тревор Рабин играет на соло-гитаре так же погано, как потом он играл и в принявших этого двоечника «Yes».
8). Somewhere in Afriсa (1:38) «Где-то в Африке». Сменить барабаны и переформатировать бас – и тоже на любой альбом как предисловия к какому-нибудь шедевру.
Бонусы:
9). Runner (4:40) «Бегун». Патетическая попса, причем голимая, не хочу даже вообще никак комментировать. Скажу только, что песня вошла на американскую версию альбома, а потом, в 1983-м, вышла на сингле по всему миру.
10). Rebel (3:52) «Мятежник». Еще одна голимая попса, и тоже не хочу комментировать. Номер вошел на американскую версию альбома, а потом появился на сингле, вышедшем в 1983 году только в США и Канаде.
11). Wardream (3:08) «Военная мечта». Ну, и снова попса. Вышла только на сингле в 1982 г. в Европе, Англии, Франции, Австралии и Новой Зеландии. Аудио-трек на просторах Интернета я не нашел, но вместо него прилагаю фото сингла.
12). Holiday’s End (2:40) «Конец праздника» (в некоторых источниках этот трек фигурирует как «Holiday’s Dream» («Праздничный сон»), но на всех синглах вместо «dream» значится именно «end»). Эта композиция – нормальная, правда, сильно синтезированная (программинг). Вот если этот программинг заменить на нормальный бас и барабаны – вышел бы шикарнейший классический номер группы Manfred Mann’s Earth Band. Трек увидел свет на сингле в 1981 году в Англии, и в 1982-м – в Италии и Австралии. Аудио-трек на просторах Интернета я не нашел, но вместо него прилагаю фото сингла.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О МАНФРЕДЕ МЭННЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Manfred Mann’s Earth Band «Angel Station», 1979 г. ~ прекрасный образец «прогрессивного» арт-рока