Найти тему
Без музыки совсем не то

Как диско-альбом Манфреда Мэнна «Somewhere in Afrika», 1982 г. после электронной переделки стал прог-роковым шедевром

В 1982-м году британская рок-группа Manfred Mann’s Earth Band записала и выпустила свой первый, по сути, альбом в стиле диско, замаскированный под какую-то там «этническую африканскую музыку». Правда, в Америке это творение Манфреда Мэнна стало вторым по популярности из всего его творчества, тем не менее, скорее всего, это случилось не из-за каких-то там высоких музыкальных качеств пластинки, а потому, что в ней была озвучена тема африканских негров, оказавшаяся близкой и неграм американским. Я расскажу, как в 2000-х годах один мой кореш с помощью электронной аппаратуры перемикшировал и отремастировал этот альбом, превратив его чуть ли не в прог-роковый шедевр эпохи MMEB 70-х.

Manfred Mann’s Earth Band "Somewhere in Afrika", 1982 г.
Manfred Mann’s Earth Band "Somewhere in Afrika", 1982 г.

Альбом «Somewhere in Afrika» от группы Manfred Mann’s Earth Band в СССР был подвергнут анафеме. Настоящие рокеры его не приняли, а всяким попсовикам он был не по карману, поэтому очень быстро на «тучах» он стал редкостью, разошедшись по коллекциям самым верных почитателей талантов Манфреда, и всё. После такого провала никто его из-за бугра с целью фарцовки не вез, разве что в очень сильно уцененном виде.

Помню, как в 1984-м году мне из Самары (тогда г. Куйбышев) в Одессу мой армейский кореш прислал диск Van Halen 1982 года с предложением поменять его на что-то более интересное и выслать ему обратно. Ну, я тогда Ван Халена недолюбливал, а альбом 1982 года был для меня вообще сущей попсой. Вот я пошел на одесскую «тучу» и сменял его на MMEB «Somewhere in Afrika» того же, 1982 года, причем так быстро, что сам удивился. Ведь я до этого этот диск не слушал, но и не слышал о нем то, что это вообще какая-то фигня. Почему-то это всеми скрывалось.

И только придя домой и бросив диск на иглу, я понял, как лоханулся, потому что в сравнении с «Somewhere in Afrika» Ван Хален казался вообще тяжелым металлом, но главное было то, что там хоть были хиты, причем много, а новая музыка Манфреда была какой-то вообще ни о чем – не то что хита, но и мелодии мало-мальски запоминающейся. Так мне тогда показалось.

В общем, кое-как я тогда выкрутился, получил от своего кореша из Самары небольшой дружеский нагоняй по телеграфу, но я оправдался тем, что якобы у нас в Одессе этот альбом Манфреда настолько популярный, что мне пришлось еще и доплачивать, чтобы взяли за него моего «никому не ненужного» Ван Халена. Так та история практически и закончилась.

Впоследствии я посещал Самару, приехав в гости к моему корешу, и привез ему в подарок немецкий Uriah Heep «High and Mighty» 1976 года, который мне практически ни во что не обошелся, так как я «вымутил» его в результате нескольких сложных обменов, и в итоге в плюсе оказался именно этот «Хип». Вот я и подарил его своему корешу, хотя он никак не мог понять – за что такой царский подарок? Ну не буду же я ему признаваться, что просто хочу загладить свою вину с Манфредом 1982 года. Поэтому я рассказал ему вторую правду – ту, по которой «High and Mighty» мне достался даром.

Ну, с моего кореша сталось пиво, и я за неделю пребывания в Самаре этими угощениями воспользовался сполна, чтобы мой друг наконец понял, что я ему «Хип» привез совсем не даром.

Английский виниловый выпуск альбома Manfred Mann’s Earth Band "Somewhere in Afrika", 1982 г.
Английский виниловый выпуск альбома Manfred Mann’s Earth Band "Somewhere in Afrika", 1982 г.

Возвращаемся теперь к нашему барану, то есть альбому Манфреда Мэнна «Somewhere in Afrika».Вообще-то я считаю эту пластинку последним студийным произведением группы Manfred Mann’s Earth Band, потому что то, что Манфред начал сочинять потом, когда соскочил с разорившегося лейбла Bronze Records, ни в какие ворота не лезет. То есть вся та последующая музыка может считаться только сольниками какого-то неизвестного музыканта, но никак не Манфреда Мэнна, а тем более не альбомами группы Manfred Mann’s Earth Band.

Ну, это факт, а кто поспорит?

В общем, прошло после того случая лет 20, и в какой-то момент мой сосед, работавший на студии звукозаписи, и тоже являвшийся поклонником старых работ MMEB, предоставил мне к прослушиванию интересную запись. Ему тоже «Somewhere in Afrika» не нравился, но он, в отличие от меня, имел возможность с этим не смириться. В целом, считал он, альбом неплох, но только в ментальном плане, а не в саундовом. Просто он был не так смикширован в том далеком 1982 году, а так музыка на нем вполне себе достойная.

Два варианта американского лейбла Arista, на котором вышел альбом Manfred Mann’s Earth Band "Somewhere in Afrika", в 1983 году и позже
Два варианта американского лейбла Arista, на котором вышел альбом Manfred Mann’s Earth Band "Somewhere in Afrika", в 1983 году и позже

И он взял, и весь этот саунд самым натуральным образом изменил, благо у него был доступ к шикарной профессиональной аппаратуре и имелись хорошие знания в этой сфере. То есть, он поработал эквалайзером и еще какими-то примочками, разбил все извлеченные звуки на какие-то там «дорожки», а потом соединил их заново, кардинально изменив во многих местах.

Ну, я вообще не профессионал в этих делах, я не знаю, как делается микс и ремастер, поэтому расскажу только о том, что я в результате этой «перезаписи» альбома услышал. Но как вам описать то, что я услышал, чтобы вы поняли? Скажу только, что я услышал совершенно новый альбом.

Британский лейбл Bronze Records с двух сторон
Британский лейбл Bronze Records с двух сторон

Во-первых, все эти попсовые и крайне тупые барабаны получили совсем иное звучание, гораздо более интересное и сопоставимое с саундом 70-х, которое было на пластинках MMEB во времена Криса Слэйда.

Во-вторых, очень ужасные, и в основном безлико скрежещущие гитары были смягчены, где надо – усилены, где надо – отведены на задний план. В любом случае их звучание стало больше похоже на классический хард-роковый саунд времен Мика Роджерса, в крайнем случае – Дэйва Флетта.

Внутренний конверт для пластинки альбома Manfred Mann’s Earth Band "Somewhere in Afrika", 1982 г.
Внутренний конверт для пластинки альбома Manfred Mann’s Earth Band "Somewhere in Afrika", 1982 г.

В-третьих, очень сильно изменился вокал. Ну, в принципе, с вокалами особых проблем и на оригинале не было, но мой кореш поработал над теми местами, которые отличались крайней «попсовостью», особенно хорошо он поковырялся над голосовыми связками Криса Томпсона и придал вокалу необходимого прогрессива. Ну, на Мика Роджерса этот Демис Руссос походить все равно не стал, но теперь с альбома исчезли его слащавые трели, значительно улучшив общее восприятие музыки.

Ну, там было еще и в-четвертых, и в-пятых, и в-шестых, я уже не помню, что там было моим корешом «пересведено» и «ремастировано», но в итоге получился диск, ничем не уступавший по саунду по крайней мере «The Roaring Silence», «Watch» или «Angel Station» с «Chance». Это было просто шикарно, и мне новая версия альбома очень понравилась. В таком виде в него просто было не за что плеваться, хотя, конечно же, это вам не «Solar Fire» или «Nightingales and Bombers», но как минимум половина треков выглядела так, будто была взята целиком с альбомов MMEB 1972-1975 годов.

Manfred Mann’s Earth Band "Somewhere in Afrika", 1982 г.
Manfred Mann’s Earth Band "Somewhere in Afrika", 1982 г.

Жаль, конечно, что вся эта работа была проделана в частном порядке, и впоследствии я потерял кассету с этой версией «Somewhere in Afrika», а также никак не могу связаться с тем моим корешем – у него могла эта запись остаться. Как только я получу ее в свои руки, я обязательно опубликую ее на своем канале, а пока что предлагаю просто вслушаться еще раз в оригинал этого альбома и представить, как могли бы звучать многие неудобоваримые для любого рокера моменты в новой, прог-роковой версии.

Прежде чем перейти к списку песен, чтобы разобраться, что в них надо было переделывать, а что не надо, скажу, что в США альбом «Somewhere in Africa» был самым популярным после «The Roaring Silence» 1976 года, добравшись в US Billboard 200 до 40-й позиции. Все остальные альбомы группы занимали в этом чарте гораздо худшие позиции или вообще в него не попадали. И очень интересно, почему именно он в Америке стал таким популярным – из-за того, что немалая его часть была сделана в танцевальном американском стиле, или из-за того, что его там массово скупали негры, которым понравилось, что какой-то белый музыкант сделал альбом в честь их африканских сородичей?

Кстати, европейская и американская версии винилового диска, поступившего в продажу в октябре 1982 года в Германии, но только 18 февраля 1983 года в Великобритании, довольно сильно различаются между собой в трек-листе. Я приведу британский трек-лист, а в комментариях расскажу, какие песни на него не вошли, а появились только или на синглах, или только на американской пластинке.

По составу группы. На конверте альбома были зарезервированы, кроме Манфреда, такие музыканты:

~ Steve Waller – vocals;

~ Chris Thompson – vocals;

~ Shona Laing – vocals;

~ John Lingwood – drums & percussion;

~ Matt Irving – bass & guitar, programming (MC4).

Вырезки с задней части конверта, где находится информация по приглашенным музыкантам (выше) и по составу самой группы (ниже)
Вырезки с задней части конверта, где находится информация по приглашенным музыкантам (выше) и по составу самой группы (ниже)

Это основные участники, но, кроме них, были и приглашенные музыканты, в основном бэк-вокалисты, но среди них обнаруживаются еще три гитариста, которые активно участвовали на прошлом альбоме MMEB «Chance»:

~ Robbie McIntosh – guitar;

~ Trevor Rabin – guitar on «Redemption Song»;

~ Mick Rogers – guitar.

В какой из композиций играл каждый из этих гитаристов – с информации, заявленной на альбоме, непонятно (кроме Тревора Рабина), все гитары полностью безликие, а полагаться на информацию из Википедии я не хочу, потому что там в разных разделах по этому альбому (разноязычных, в смысле) приводятся совершенно разные данные.

Сторона 1:

1). Tribal Statistics (4:16) «Племенная статистика». Сугубо танцевальная песня с совершенно попсовым музыкальным оформлением, включая и вокал, и гитары. Про барабаны вообще не стоит поминать – полный кошмар и ужас. Хотя песня сама по себе неплохая, и в «пересведенном» варианте вполне могла бы занять место на каком-нибудь более раннем альбоме Manfred Mann’s Earth Band, хоть самом прог-роковом.

2). Eyes of Nostradamus (3:28) «Глаза Нострадамуса». То же самое, только песня гораздо более интересная, и барабаны на ней переделывать не пришлось – в оригинале они просто шикарны.

3). Third World Service (5:18) «Служба третьего мира». Песня явно сделана по следам известного хита из «Стены» группы Pink Floyd. С приглушенными и переформатированными на профессиональном эквалайзере барабанами и измененной в сторону прог-рокового звучания ритм-гитары эта композиция тоже вышла весьма зачетной. Соло-гитару в финале переделать не удалось, потому что тут не со звучанием пришлось бы побороться, а просто с очень плохой игрой гитариста. Мик Роджерс такой халтуры на прошлых альбомах MMEB себе не позволял.

4). Demolition Man (3:45) «Подрывник». Интересно, что это только на первый взгляд кажется, что номер не подходит к ранним прогрессивным альбомам MMEB. На самом деле стоило только утихомирить барабанный бой, усилить вокал и переформатировать гитару, то эту песню запросто мог спеть и Мик Роджерс с помещением ее на самый первый альбом группы.

5). Brothers and Sisters of Azania (2:46) «Братья и сестры Азании». Пожалуй, одна из немногих вещей на альбоме, которые практически не нуждаются в переделке, может, только, «программинг» затушить и наложить нормальную бас-гитару. Вокал Мика Роджерса не помешал бы, конечно, но и в таком виде композиция вполне достойна помещения на вторую сторону альбома «The Good Earth» 1974 года рядом со своим ментальным близнецом – «Earth Hymn Part 2».

Сторона 2:

6). Africa Suite (8:36) «Африканская сюита». Да, это именно сюита, состоящая из четырех частей, но в музыкальном плане они между собой совсем никак не пересекаются. Тем не менее, кроме барабанов, безликих гитар и не очень внятных вокалов (что прекрасно лечится с помощью эквалайзера) критиковать это произведение не за что. Довольно хорошее произведение, достойное любого предыдущего альбома MMEB. Правда, я бы все четыре части этой сюиты разделил и раскидал бы по разным альбомам.

~ a). Brothers and Sisters of Africa (3:06) «Братья и сестры Африки». Так себе песня, но сойдет после переделки.

~ b). To Bantustan? (2:36) «В бантустан?». Это немного лучше, тоже после переделки годится к публикации.

~ c). Koze кobenini? (How Long Must We Wait?) (1:26) «Козе кобенини? (Сколько нам ждать?)». Очень милая композиция, даже классная, жаль что короткая. На «Solar Fire» не пошла бы, но зато на альбоме «Messin'» сидела бы как влитая.

~ d). Lalela (1:31) «Лалела». А эту без переделки можно пускать на любой прошлый альбом MMEB, даже на самый шикарный «Nightingales and Bombers», правда, только в качестве предисловия к какой-нибудь тамошней инструменталке.

7). Redemption Song (No Kwazulu) (7:35) «Песня искупления (без Квазулу)». Тоже неплохая композиция, но барабаны ее портят сильно. С нормальными барабанами и «очеловеченным» вокалом Томпсона этот номер тоже годится на любой предыдущий альбом группы. А вот Тревор Рабин играет на соло-гитаре так же погано, как потом он играл и в принявших этого двоечника «Yes».

8). Somewhere in Afriсa (1:38) «Где-то в Африке». Сменить барабаны и переформатировать бас – и тоже на любой альбом как предисловия к какому-нибудь шедевру.

Бонусы:

9). Runner (4:40) «Бегун». Патетическая попса, причем голимая, не хочу даже вообще никак комментировать. Скажу только, что песня вошла на американскую версию альбома, а потом, в 1983-м, вышла на сингле по всему миру.

10). Rebel (3:52) «Мятежник». Еще одна голимая попса, и тоже не хочу комментировать. Номер вошел на американскую версию альбома, а потом появился на сингле, вышедшем в 1983 году только в США и Канаде.

11). Wardream (3:08) «Военная мечта». Ну, и снова попса. Вышла только на сингле в 1982 г. в Европе, Англии, Франции, Австралии и Новой Зеландии. Аудио-трек на просторах Интернета я не нашел, но вместо него прилагаю фото сингла.

Сингл, на котором в 1982 году вышел трек "War Dream"
Сингл, на котором в 1982 году вышел трек "War Dream"

12). Holiday’s End (2:40) «Конец праздника» (в некоторых источниках этот трек фигурирует как «Holiday’s Dream» («Праздничный сон»), но на всех синглах вместо «dream» значится именно «end»). Эта композиция – нормальная, правда, сильно синтезированная (программинг). Вот если этот программинг заменить на нормальный бас и барабаны – вышел бы шикарнейший классический номер группы Manfred Mann’s Earth Band. Трек увидел свет на сингле в 1981 году в Англии, и в 1982-м – в Италии и Австралии. Аудио-трек на просторах Интернета я не нашел, но вместо него прилагаю фото сингла.

Сингл, на котором в 1981 году вышел трек "Holiday’s End"
Сингл, на котором в 1981 году вышел трек "Holiday’s End"

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О МАНФРЕДЕ МЭННЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:

Альбом «Chance»,1980 г. ~ последнее крутое произведение Манфреда Мэнна, записывалось им скорее как сольник

Manfred Mann’s Earth Band «Angel Station», 1979 г. ~ прекрасный образец «прогрессивного» арт-рока

Альбом «Watch» 1978 года от Манфреда Мэнна звучал бы лучше в исполнении Мика Роджерса, но и так неплохо

«The Roaring Silence», 1976 г. ~ коммерческая вершина Манфреда Мэнна, правда, так и не добравшаяся до «платины» в США

«Nightingales & Bombers», 1975 г. ~ творческая вершина Манфреда Манна и последний его финансовый провал