Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Скрип потёртого шпагата. Первая за три года роль Жана-Клода Ван Дамма.

("Тьма человеческая", Darkness of Man, 2024, США) Понятно, что для объяснения смысла греческого слова "дилемма" куда удачнее подходит старый анекдот про умную и красивую обезьяну. Однако новый фильм Джеймса Каллена Брэссака "Тьма человеческая" тоже являет собой наглядный пример классической дилеммы, решение которой грозит разорвать вас напополам. Итак, с одной стороны у нас здесь изрядно потёртый, как столешница привокзальной рыгаловки, но всё равно культовый ветеран боевиков Жан-Клод Ван Дамм. Чьё предыдущее экранное явление народу случилось аж три года назад, в "Последнем наёмнике". Той самой крайне сомнительной экшен-комедии, где от одной позорной сцены с участием Жана-Клода даже хотелось вымыть глаза с мылом.
Тут же одно название фильма явно обещает нам мрачную, без хиханек-хаханек, историю. А значит валять дурака в ней Жан-Клод если и будет, то лишь в буквальном смысле, швыряя кого-нибудь в драке на пол. Тем паче в лютом мрачняке ему тоже играть не впервой, и науку эту он в принц

("Тьма человеческая", Darkness of Man, 2024, США)

Понятно, что для объяснения смысла греческого слова "дилемма" куда удачнее подходит старый анекдот про умную и красивую обезьяну. Однако новый фильм Джеймса Каллена Брэссака "Тьма человеческая" тоже являет собой наглядный пример классической дилеммы, решение которой грозит разорвать вас напополам.

"Продам бочку из кинофильма "Двойной удар". С автографом Боло Йена и вмятиной от ноги Ван Дамма. Недорого. Перекупщикам не звонить".
"Продам бочку из кинофильма "Двойной удар". С автографом Боло Йена и вмятиной от ноги Ван Дамма. Недорого. Перекупщикам не звонить".

Итак, с одной стороны у нас здесь изрядно потёртый, как столешница привокзальной рыгаловки, но всё равно культовый ветеран боевиков Жан-Клод Ван Дамм. Чьё предыдущее экранное явление народу случилось аж три года назад, в "Последнем наёмнике". Той самой крайне сомнительной экшен-комедии, где от одной позорной сцены с участием Жана-Клода даже хотелось вымыть глаза с мылом.
Тут же одно название фильма явно обещает нам мрачную, без хиханек-хаханек, историю. А значит валять дурака в ней Жан-Клод если и будет, то лишь в буквальном смысле, швыряя кого-нибудь в драке на пол. Тем паче
в лютом мрачняке ему тоже играть не впервой, и науку эту он в принципе разумеет.

С другой стороны, у нас здесь есть Джеймс Каллен Брэссак. Режиссер, чьё творчество вызывает ассоциации гораздо хуже, чем столешницы привокзальных рыгаловок. Нет смысла перечислять все три десятка его работ, снятых за 12 лет его, мягко говоря, карьеры. Можно просто сказать, что это именно Брэссак снял два из самых отвратительных последних фильмов с Брюсом Уиллисом - "Крепость" и "Выжить в игре", - и всё с этим киноделом-горемыкой станет ясно. А теперь вот он и Ван Дамма в свои коварные объятья заграбастал - как говорится, беги, спасайся, кто ещё может!
И как же мне решить столь жестокую дилемму, дабы сей судьбоносный выбор не пал на мою совесть тяжким непростительным грузом?

Впрочем, судя по тому, что вы читаете эти строки, итог моих терзаний вам уже очевиден.
Каюсь, не устоял - рискнул-таки дать Жану-Клоду Юджиновичу шанс реабилитироваться. Который он... нет, не профукал, но и с полной самоотдачей тоже, увы, не использовал. Скажем так: просто напомнил нам о том, что он всё ещё актёрствует. И что, ёлки-палки, давненько вы не ностальгировали по эпохе
VHS в обнимку с коньяком под "Двойной удар" или "Кикбоксёра".
Добрые вести: снимать кино, после которого ваш лоб не распухнет от фейспалмов, Брэссак наконец-то научился.
"Тьма человеческая" не заставит кипеть ваш разум возмущенный, а только нагреет его до терпимой температуры. И вы не разразитесь в адрес Брэссака трехэтажными проклятьями, а всего лишь проворчите: "Ладно, проехали. Можно было, конечно, и не смотреть, но от полного нефигделанья - сойдет".
Плохие вести: ...

- Кристанна Локен? Из "Терминатора 3" и "Бладрейн"? Не, не припоминаю... Хотя погоди! Да ты же та самая Кристанна, которая у Невского в "Черной розе" играла!
- Кристанна Локен? Из "Терминатора 3" и "Бладрейн"? Не, не припоминаю... Хотя погоди! Да ты же та самая Кристанна, которая у Невского в "Черной розе" играла!

...Плохие вести: сценарий "Тьмы человеческой" писали сразу в три руки Брэссак, Ван Дамм и некто с замысловатым именем Alethea Hnatko-Cho. И так совпало, что руки у каждого из них росли, возможно, из плеч, но не самым лучшим анатомическим образом. Отчего, будучи перенесенной на экран, их история выглядит местами странновато, будто восьмиугольное колесо. То есть ехать-то оно едет, но больно уж некультяпо.
Особенно красноречива в данном плане сцена, где главгерой Хэтч (Ван Дамм) отвлекается на телефонный звонок в разгар перестрелки. Тогда, когда по нему яростно палят сразу из нескольких "стволов", а сам он при этом одной рукой отстреливается, а другой пытается ответить по мобильнику. Станиславский аж онемел бы от такого зашкаливающего правдоподобия.

Вдобавок Хэтч (Ван Дамм) с какой-то стати является агентом Интерпола. Хотя с тем же успехом он мог быть кем угодно, от дегустатора майонеза до олимпийского чемпиона по прыжкам на батуте - на сюжете это вообще никак не отражается. Наоборот, агент Интерпола, расследующий уличный криминал в корейском квартале Лос-Анджелеса - с чего бы вдруг и за какие коврижки?
Более того, работа Хэтча со своей информаторшей зашла так далеко, что информировала она его только в постели после оздоровительно-лирических процедур. Правда, закончилось всё это для неё плачевно: мафия их с интерпольцем высокие чувства не оценила. И заставила болтунью умолкнуть самым надежным из всех способов.

Как бы то ни было, любовь Хэтча к ней была столь сильна, что он поклялся приглядывать за её осиротевшим сыном-подростком. А также стал с горя алкашом, что одно другому, в общем-то, не мешало. И когда пацанчик тоже решил связаться с бандитами - а как иначе, если его дядя был одним из гангстерских боссов "нараЁне"? - Хэтч, ясен втык, не стал взирать на это равнодушно. И пошёл возвращать оболтуса на законопослушную стезю. Так, как умел. То бишь путём стариковского а-та-та-морализаторства и раздачей зуботычин всем, кто был с ним несогласен...

- Блин! Как невовремя продал я свою бочку из "Двойного удара"! Теперь вот враг на подходе, а шандарахнуть его нечем!
- Блин! Как невовремя продал я свою бочку из "Двойного удара"! Теперь вот враг на подходе, а шандарахнуть его нечем!

С зубодроблением, кстати, в "Тьме человеческой" тоже дела обстоят чертовски странно.
К тому, что дедушка Жан-Клод уже не шпагатит и не вертушит,
мы вроде бы привыкли. Однако здешние драки поставлены так, словно перед нами всё время лупят друг друга не суровые мужики, а вдупель пьяные алкаши, хотя Хэтч будет таким далеко не всегда. Тем не менее видеть, как Ван Дамм не дерётся в привычном нам виде, а лишь обменивается с противниками неуклюжими затрещинами - зрелище явно на любителя, и это ещё мягко сказано.

***

В общем, спасибо Жану-Клоду, что он про нас не забывает и иногда напоминает о себе...
...Вот, собственно, и всё, что можно сказать об этом ниочемно-проходном фильме. Лучшей альтернативой которому станет для вас пересмотр какой-нибудь
ван-даммчатой классики, а без похмельно-помятого лица Ван Дамма из "Тьмы человеческой" вы и ваш телевизор уж как-нибудь обойдетесь.

P. S. Забавно: как и в вестерне Невского, здесь тоже отметилась в эпизодической роли старенькая Синтия Ротрок. Хобби у нее сегодня, что ли, такое - по голливудским задворкам шляться?

Трейлер фильма (возрастной рейтинг R, 18+):