(1991, США)
Неоспоримый факт: в 80-х и 90-х Жан-Клод Ван Дамм обожал фильмы-чемпионаты. Такие, где его герой бился в основном на арене, между делом огребал свою дежурную порцию люлей, но в итоге собирал попу в горсть, врубал режим терминатора и возвращал обидчику все люли с процентами. Одно не радовало Ван Дамма: будь каждое его кино посвящено современным гладиаторским боям, зритель бы его попросту не понял. И обвинял бы Жан-Клода во всех творческих грехах, от вторичности до маразма (до чего он, собственно, в 21 веке и дожил). Вот и приходилось ему, скрипя зубами, баловать зрителя не одними аренными турнирами, но и фильмами, где был, вы не поверите, сюжет. И где Ван Дамму надо было усердно вспоминать еще и то, чему его обучали в драмкружке, а не только в спортшколе.
«Двойной удар» - фильм для Жан-Клода переломный, ведь доселе ему не приходилось на экране разрываться надвое. В смысле, играть одновременно две роли - близнецов, насильственно разлученных в детстве после убийства гонконгской мафией их родителей. И вот спустя четверть века братья наконец-то находят друг друга. После чего, почесав тыковки, решают пойти и сократить количество плохих людей на квадратный километр Гонконга. Само собой, тех людей, кто, по мнению братьев, заслуживает получить по башке в первую очередь - их заклятых семейных врагов. Как говорится, отлупили дурака мы в четыре кулака... Жаль только, что раздвоиться по-настоящему у Ван Дамма так и не получилось. Хотя, к чести ему будет сказано, он всячески старался: и волосы не одинаково зачесывал, и ужимки разные корчил, и сигару одному из братьев в рот совал, и даже дрался по-разному - один близнец не умел садиться на поперечный шпагат и вообще не пинался ногами (по крайней мере, не задирал их выше головы). Вот только, несмотря на все эти ухищрения, играл Жан-Клод все равно не ахти. Поэтому существенной разницы между братанами зритель так и не увидел и продолжал отличать их исключительно по прическам.
Впрочем, это досадное обстоятельство не слишком отразилось на интересности «Двойного удара». И как каратэшно-стреляльный боевик «про братскую месть» он получился почти без изъянов. Тем более, что помимо сразу двух Ван Даммов сюда нагнали много другого драчливого народу, включая одиозного злыдня Боло Йена и харизматичную культуристку Корину Эверсон. Последняя, правда, кикбоксировала так себе, зато круто душила противников своими мускулистыми ляжками и при этом ну очень, очень сексуально стонала... Иными словами, режиссер Шелтон Леттич отлично знал, чем заманить в видеосалон советского школьника, даром что сам жил и работал в Америке.
***
В общем, пресловутый «двойной Ван Дамм» оказался на поверку не столько фишкой, сколько обычным рекламным трюком, привлекающим к картине повышенное зрительское внимание. И фокус сработал! Зритель привлекся как миленький, а многие даже не по одному разу (включая и меня, чего греха таить). Конечно, полноценной классикой это кино не стало, но в боевой фильмографии самого Жан-Клода оно и поныне стоит на одном из почетных мест.
P.S. Любопытный факт: по сравнению с гонораром за предыдущую роль ("Ордер на смерть", 1990), за эту двойную работу Ван Дамм получил отнюдь не двойную, а... восьмикратную оплату! Странной, однако, логикой мыслили продюсеры, но вряд ли Жан-Клод остался на них в обиде за такую бухгалтерскую математику.