Найти тему
Дневник Алиски

Любовь близка к безумию. Лакан и Делёз о невозможности любви

Традиционно любовь считается глубокой и прочной связью. Однако, согласно Лакану и Делёзу, любовь — это ещё и безумное влечение, когда мы сталкиваемся со стеной непонимания между собой и другими. Синан Ричардс утверждает, что любовь требует выявления и поиска этого безумия в другом человеке и принятия его несовершенства.

В период с 1988 по 1989 год Жиль Делёз, работая над фильмом «Аббатиса», выявил связь между любовью и безумием. По его мнению, невозможно любить человека, не видя в нём «зерна безумия». Если не понимать сути этого безумия, то любовь не состоится. Безумие каждого человека — источник его привлекательности.

Делёз прав: между безумием и любовью существует тесная связь, и это подтверждает Лакан. Можно даже сказать, что безумие — это способ действия любви.

Давайте разберёмся. Например, обратите внимание на то, как мы часто используем образы, связанные с безумием, когда говорим о любви: «без ума от любви»; «безумно влюблён» или, как часто отмечает Ален Бадью, любовь требует падения, «влюбиться».

✅ Можно даже сказать, что безумие — это modus operandi любви. И хотя мы искренне используем эти выражения, всё это кажется довольно парадоксальным и нелогичным, если задуматься. Почему любовь обязательно должна быть связана с безумием? И почему любовь, в каком-то смысле, множественна? Например, мы все согласимся с тем, что есть разница между «я люблю тебя» и «люблю тебя». Так в чём же эта разница?

Можно даже сказать, что безумие — это modus operandi любви
Можно даже сказать, что безумие — это modus operandi любви

Конечно, в любви также может быть секс. Очевидно, секс не является обязательным для всех форм любви, но он достаточно распространен для определенных значимых. Итак, когда Лакан говорит «сексуальных отношений нет», что он имеет в виду? Почему он делает явно ложное утверждение?

Ну, он, конечно, не имеет в виду, что мы не можем заниматься сексом. Как объясняет Лакан в редкий момент просветления: «отсутствие сексуальных отношений кажется немного безумным ... нужно было бы просто хорошенько потрахаться, чтобы продемонстрировать мне обратное».

Тем не менее, как объясняет Лакан, физический половой акт не опровергает идею о том, что сексуальных отношений не существует, потому что, по Лакану, нет способа перевести этот Акт в устную или письменную форму.

✅ У Лакана нет возможности вписать это в речь и язык. Под этим Лакан подразумевает, что физический сексуальный акт на самом деле никогда не ставится на карту — вместо этого он имеет в виду, что мы не можем описать это, записать или выразить словами — Лакан имеет в виду в языке.

Итак, когда он говорит о любви, сексе или большинстве других вещей, он имеет в виду то, как они пишутся или произносятся в речи и на языке. В сексуальных отношениях что-то всегда ускользает от любой попытки описать секс письменно, поскольку, по Лакану, невозможность сексуальных отношений содержит саму дисгармонию между истиной и знанием.

Для Лакана любовь имеет двойное измерение — амур и влюбленность
Для Лакана любовь имеет двойное измерение — амур и влюбленность

Для Лакана любовь имеет двойное измерение — амур и влюбленность.

Позвольте мне объяснить, поскольку всё это кажется довольно нелогичным. Подумайте об этом так: вы, конечно, можете заниматься полноценным сексом с партнером, но вы когда-нибудь ловили себя на том, что фантазируете о незнакомце, даже занимаясь сексом со своим партнером? Или, что еще хуже, произносите вслух неправильное имя?

Если это так, вы в хорошей компании, потому что, согласно недавнему опросу, большинство европейских и американских респондентов признались, что фантазировали о ком-то другом во время секса со своими партнерами. На самом деле, это настолько распространено, что в основном «полезно»: «Большинство людей в отношениях испытывают фантазии о ком-то, кроме своего партнера, называемые экстрадиадическими фантазиями. Экстрадиадические фантазии являются абсолютно нормальными и в большинстве случаев, никто и не будет виноватым или стыдится».

Но не могли бы вы систематически признаться своему партнеру в речи или письменно? Теперь мы лучше понимаем, почему для Лакана сексуальные отношения невозможны. Существует непреодолимая пропасть между истиной и знанием. Я фантазировала о ком-то другом (это может быть правдой), но мой партнер думает, что я фантазировала о нем (это может быть то, что известно общественности). Это дает представление о том, что Лакан имеет в виду, когда говорит, что сексуальные отношения невозможны. Но как это связано с любовью? Для Лакана любовь включает в себя аналогичное противоречие.

Чтобы конкретизировать всё это, Лакан воспроизводит отрывок из стихотворения Антуана Тюдаля "Париж в 2000 году":

Между мужчиной и любовью
Есть женщина.
Между мужчиной и женщиной
Есть мир.
Между человеком и миром
Есть стена.
Таким образом, стена, разделяющая знание и истину, является той же самой стеной, которая разделяет человека и любовь, мужчину и женщину, человека и мир
Таким образом, стена, разделяющая знание и истину, является той же самой стеной, которая разделяет человека и любовь, мужчину и женщину, человека и мир

Лакан обращает внимание на то, что французское слово «entre» может иметь значение как «между», так и «вмешивающийся», что указывает на возможное наличие препятствия или блокировки в отношениях между сторонами. Лакан подчёркивает, что речь идёт не о реальной стене, а о символическом барьере, связанном с процессом психической кастрации, который Лакан считает нормальным этапом усвоения отцовских запретов и интеграции в «нормальное» разрешение эдипова комплекса.

✅ Таким образом, стена, разделяющая знание и истину, является той же самой стеной, которая разделяет человека и любовь, мужчину и женщину, человека и мир.

Мы стремимся преодолеть эти преграды, но оказываемся в ловушке нашего языка и символических норм, и выход за их пределы становится практически «невозможным».

Когда Лакан вновь обращается к вопросу об Амуре на своём знаменитом семинаре «Двадцать», мы начинаем понимать его точку зрения. Любовь направлена к Янусу. С одной стороны, существует модус любви, амур, который считается необходимым, так как он следует за процессом символической кастрации и способствует правильному развитию личности в рамках социальных норм.

Амур — это форма любви, требующая постоянного роста, ибо при таком подходе человек сталкивается со стеной и никогда не достигает удовлетворения, продолжая биться об неё. Для Лакана амур представляется своего рода плацебо для истинной любви. Он лишь успокаивает отчаяние индивида перед лицом неудачных сексуальных отношений.

Жизнь человека проходит перед этой непреодолимой стеной, и жизнь в лакановском понимании — это попытка сохранить себя перед лицом невозможности любви
Жизнь человека проходит перед этой непреодолимой стеной, и жизнь в лакановском понимании — это попытка сохранить себя перед лицом невозможности любви

✅ Жизнь человека проходит перед этой непреодолимой стеной, и жизнь в лакановском понимании — это попытка сохранить себя перед лицом невозможности любви. Мы отчаянно стремимся вырваться из ограничений, но попадаем в ловушку языка и символических норм, и выйти за их пределы кажется невозможным.

Поэтому любовь — это форма безумия. Как писал Делёз, мы хотим прикоснуться к самому ядру безумия, к реальности любви. Мы постоянно ищем истину любви и учимся принимать её такой, какая она есть. Так писала Мадлен де Скюдери в романе «Клелия»:

Любовь — приятная болезнь,
От которой моему сердцу нет лекарства:
И все же, если бы я мог получить лекарство,
Я скорее окрашиваю, чем лечу свой разум.

Счастья вам

Алиска Аэропорт, всегда в курсе