Весной 1918 года Добровольческая белая армия еще продолжала активно формироваться. Красная Армия, хоть и была создана январским декретом, тоже не оформилась в боеспособную структуру. Однако некоторые историки именно 17 мая 1918 года склонны считать началом Гражданской войны в России. Что же произошло в эту дату?
Простая и, казалось бы, бытовая ситуация. Один боец запустил в другого чугунную ножку от печки-буржуйки. Глупо считать этот инцидент началом Гражданской войны, но именно с него и начался Чехословацкий мятеж в Советской России.
Дело в том, что после подписания Брестского мира царская армия перестала существовать как структура. Однако Чехословацкий легион в ее составе — 50 тысяч человек — никуда не разбежался, сохранив вооружение и боевое управление. Фактически он оказался единственной боеспособной единицей на всем российском пространстве. Чехословаки были далеки от политических реалий, хотя и относились с презрением к большевикам, позорно вышедшим из войны. Они хотели лишь одного — вернуться домой.
Но как? Сделать это через Европу было невозможно — территория на значительном протяжении контролировалась Германией, которая опасалась вооруженных чехословаков на своих восточных (ставших тыловыми) рубежах. Оставался только восточный путь — по железной дороге до Владивостока, а там морем в Европу. Германии такой вариант был только на руку, а вот Ленинскому правительству не очень. Мощная вооруженная сила будет ехать через всю страну — да мало что ей взбредет в голову.
Поэтому перед командованием Чехословацкого легиона большевики поставили условие. Они предоставляют вагоны и беспрепятственный проезд, а те обязуются полностью разоружиться и мирно следовать во Владивосток.
Но по-мирному не вышло. 17 мая 1918 года в Челябинске на соседних путях оказался эшелон с чехами и состав, перевозивший на запад пленных венгров. Один из них метнул чугунную ножку от буржуйки в эшелон чехословаков. Она угодила в голову бойцу Духачеку и серьезно ранила его. Сослуживцы резво выскочили из вагона, смяли охрану эшелона венгров и наказали обидчика. Местные большевистские власти в ответ арестовали виновных. Чехи освободили их, а заодно захватили и местный арсенал с артиллерийской батареей.
Советская власть вместо того, чтобы решить ситуацию в мирном ключе, руками Троцкого издала грозный ультимативный указ о немедленном разоружении чехословаков. Но кто его должен был выполнять? Куда вчерашним пролетариям и крестьянам тягаться с хорошо обученными и воинственно настроенными чехословаками? Поэтому на Урале в мгновение ока оказался захвачен десяток станций. А потом вспыхнуло и Поволжье с Сибирью — те места, где вынуждено остановились эшелоны Чехословацкого легиона.
Вот так начался «белочешский мятеж», а заодно и Гражданская война в России.