Найти тему
КОСМОС

Какой учёный был похоронен в свинцовом гробу?

Представьте, что вы заходите в Национальную библиотеку Франции. И среди моря полок есть одна полка, на которой стоит коробка, выстланная свинцом. Чтобы даже вскрыть её и увидеть, что внутри, вам приходится надевать специальную защитную одежду, как будто вы собираетесь в космос.

Так о чём же речь? О древних проклятиях? Смертельной плесени? Что может быть внутри такого рискованного?

Нам нужно вернуться в прошлое, чтобы разгадать эту тайну, когда самый радиоактивный элемент на Земле собирался привлечь внимание всех. Так началась вся эта радиоактивная революция. И всё это благодаря одной женщине.

Вы, возможно, уже догадались. Да, речь идёт о Мадам Марии Кюри. Она верила, как говорила сама:

«Ничего в жизни не стоит бояться, это только нужно понимать. Сейчас время понять больше, чтобы мы могли бояться меньше.»
— Мария Кюри

Всё началось с молодой девушки из Польши, жаждущей знаний и не боящейся следовать своим мечтам. В своей молодости в Польше ей не разрешали посещать университет, потому что она была девушкой. Она не стала искать оправданий и, чтобы утолить свою жажду знаний, присоединилась к секретному «Летающему университету». Это было похоже на Хогвартс, но для польских студентов, которым был закрыт доступ в обычные университеты, особенно для девушек, как Мария. Как говорила сама Мария Кюри:

«Первый принцип: никогда не позволять себя сломить людям или событиям.»
— Мария Кюри

Мария и её муж, Пьер Кюри, были номинированы на Нобелевскую премию по физике вместе с Анри Беккерелем за их прорывные исследования в области радиоактивности в 1903 году. Но вам не поверится, когда они впервые объявили о премии, упоминалось только имя Пьера. Их чуть не лишили Марию премии только за то, что она была женщиной. В то время женщинам редко признавали заслуги в науке.

Но они не могли просто игнорировать огромный вклад Марии. В конце концов, её имя добавили к номинации по жалобе её мужа. И вот так она стала первой женщиной, когда-либо получившей Нобелевскую премию. Это было большое дело! Пока люди смеялись над ней, она делала историю. Это правда, что:

«Для нас, женщин, нет пределов в достижениях.»
— Мишель Обама

Когда она получила свою вторую Нобелевскую премию в 1911 году за открытие двух новых элементов — радия и полония, комитет отправил ей письмо с сообщением, что ей не нужно ехать в Швецию за ней. Они просто вышлют её по почте. Они хотели избежать ненужных споров в СМИ, потому что распространялись слухи о её отношениях с физиком Полем Ланжевеном, бывшим студентом её покойного мужа.

Но она была решима сама получить награду. Шведские женщины тепло аплодировали ей за то, что она смело пришла принять Нобелевскую премию на фоне всей этой контроверсии. Она заступилась за себя. Она не хотела, чтобы вся эта суета затмила её достижения.

«Каждый раз, когда женщина заступается за себя, возможно, не осознавая этого, не заявляя об этом, она заступается за всех женщин.»
— Майя Анжело

Даже Эйнштейн был очень расстроен тем, как СМИ и общественность относились к ней, и написал ей письмо, чтобы выразить свою поддержку несмотря на всю контроверсию.

Эйнштейн сказал ей в письме:
«Меня глубоко огорчает то, как общественность в настоящее время относится к вам. Я верю, что вы всегда вели себя с достоинством. Хочу, чтобы вы знали, как я восхищаюсь вашим интеллектом, решимостью и честностью. Я считаю себя счастливым, что встретил вас лично в Брюсселе. Не обращайте внимания на сплетни; сосредоточьтесь на тех, кто действительно ценит вас.
С теплыми пожеланиями,
А. Эйнштейн
-2

Это изображение является одним из самых знаковых в истории физики, сделано на конференции Сольвея. На этом изображении Мария Кюри — единственная женщина, сидящая рядом с ведущими учёными-мужчинами того времени, такими как Альберт Эйнштейн, Макс Планк и Хендрик Лоренц. Она стала не просто символом успеха, она стала символом надежды для женщин в науке в будущем. Это доказательство того, что когда речь заходит о таланте, пол не имеет значения.

Мария Кюри была не просто гениальным учёным; она также была замечательной матерью и наставником. Она передала своё наследие своей дочери, Ирен Жолио-Кюри, которая тоже получила Нобелевскую премию. Семья Кюри получила в общей сложности четыре Нобелевские премии, подтвердив своё превосходство в мире науки.

Вы знали, что во время Первой мировой войны Мария Кюри использовала свои знания о рентгеновских лучах, чтобы помочь раненым солдатам? Она и её дочь Ирен создали переносные рентгеновские аппараты, названные «Маленькие Кюри». Они работали вместе с врачами на передовой и помогали им быстрее находить пули в телах раненых солдат. Её работа спасла множество жизней, и люди стали называть её «Мадам Кюри, радиолог».

Благодаря Марии Кюри у нас есть радиотерапия, основной метод лечения рака сегодня. Только представьте, сколько пациентов с раком получают лечение радиотерапией каждый день, всё благодаря Марии Кюри, которая ввела его в нашу жизнь.

Мария Кюри и её дочь, Ирен, обе умерли от болезней, связанных с радиацией. Мария страдала от апластической анемии, а Ирен позже умерла от лейкемии. Мария сожалела об этом, говоря:

«Знания не оставляют сожалений. Кроме радиации. Жаль, что я когда-то связалась с этим.»
— Мария Кюри

Теперь, чтобы ответить на вопрос, который я поднял ранее. Книги Марии Кюри хранятся в специальных свинцовых коробках в Национальной библиотеке Франции. Почему? Потому что они радиоактивны! Они будут излучать радиацию тысячи лет и будут опасны для жизни их читателей, если их обращаться без защиты.

-3

Подумайте о самой Марии, которая всю свою жизнь работала с этими радиоактивными элементами без каких-либо защитных щитов. В последние годы своей жизни она часто кашляла кровью. Она была одной из первых, кто погрузился в мир радиоактивности, когда люди ничего не знали о её побочных эффектах.

Мария пожертвовала своим телом ради исследований, прокладывая путь будущим поколениям. Даже когда она умерла, её похоронили в свинцовом гробу, чтобы предотвратить распространение радиации от её тела, потому что она была сильно радиоактивна. Она жила ради своих исследований, и умерла из-за них тоже.

«Учёный в своей лаборатории — это не просто техник: это также ребёнок, сталкивающийся с природными явлениями, которые впечатляют его, как будто это сказки.»
— Мария Кюри