Предположу, что написанное ниже будет полезно новичкам пивоварам, переходящим с естественной карбонизации пива или вина на искусственную, то есть прямое подключение углекислотного баллона к кегам и насыщение пива СО2 в них. Ну и последующего розлива напитка по бутылкам. В материале описываю свою оплошность в приобретении некоторого оборудования и о том, как я вышел из ситуации.
Как наверняка знают постоянные читатели канала и участники наших сообществ, в прошлом году мы снимали с Сергеем вот этот ролик ▼
Оборудование для него, кроме баллона, предоставил производитель, а баллон я приобрёл на озоне, предварительно начитавшись положительных отзывов. Тогда баллон стоил 4950 руб.
Почему я купил баллон на озоне?
Потому что на озоне было на 40% дешевле, чем “такой же” баллон в своём городе. На озоне баллон был с паспортом соответствия и новый. В городе был не новый (хотя, как мне сейчас думается – это не имеет большого значения, главное, чтобы баллон был освидетельствован и его заправляли или меняли на любой станции) и стоил он сильно дороже.
В итоге, почитав хвалебные отзывы, баллон на озоне был куплен. А по прибытии в ПВЗ заправлен на одной из ближайших АГЗС. Заправлял его мой друг, и никаких вопросов ни у кого не возникло, единственный нюанс был в том, что баллон этот не хотели менять и предложили заправить по цене большого баллона, тогда это стоило 1500 рублей.
Расход углекислоты для газирования напитков
Кислоты в баллоне мне хватило на 6 варок по 60 литров каждая, плюс отдельно я делал ещё 30 литров газированной воды (для домашних лимонадов) и 15 литров домашнего “шампанского”. Вчера при розливе пива газ в баллоне стал подходить к завершению (судя по манометру) и я решил не разливать последнюю кегу – оставив её в холодильнике.
Трубка для дозаправки (устройство заправки баллонов)
Тут стоит сказать, что после покупки баллона на озоне, там же я купил трубку дозаправки, при помощи которой можно было бы переливать углекислоту из большого баллона в маленький. Она стоила 1200 рублей. Большой баллон (450 л) есть у нас на базе, и я планировал заправлять свой 10 литровый из него, так мне тогда посоветовали знакомые.
Поэтому, взяв трубку и баллон, я отправился на базу. Но заправить баллон мы не смогли, так как резьба на одной из гаек оказалась сыромятной и у нас не получалось затянуть соединение. Хотя внешне, всё выглядело хорошо одна из гаек при подтягивании проскакивает по резьбе. Это было проверено на ещё на одном баллоне. Выход оставался только один: ехать заправлять на станцию.
Обмену и заправке не подлежит
На станции мне сообщили, что баллон этот некондиционный и если заправщик мне его обменяет или заправит, то начальство с него три шкуры спустит вплоть до увольнения, а так как везде у них, камеры-то совершить это незаметно не получится, да и зачем рисковать?
На другой станции мне довелось познакомиться с её хозяином Александром Клавдиевичем. Когда заправщик стал рассматривать мой баллон чуть ли не с лупой и поставил под сомнение его пригодность к заправке, ибо менять его не хотел я (у меня же баллон новый - так я тогда думал).
Директор и он же владелец подтвердил все сомнения заправщика. Баллон этот оказался шовным, то есть изготовлен не по ГОСТу и такие баллоны убили несколько человек в Томской области в прошлом году, разорвавшись рядом с людьми. Со слов Александра Клавдиевича, давление внутри баллона с углекислотой достигает не менее 80 атмосфер, а при перепадах (из-за смены температуры) может достигать 120 атмосфер. Шовные баллоны не держат такое давление, и по этому ГОСТ предполагает использование цельнолитых баллонов.
Выход из сложившейся ситуации
Мне было предложено купить большой баллон (40 литров) и заправить его, так как маленьких (10 литровых) на данный момент нет в наличии, а ждать мне не хотелось, пиво надо разливать и варить следующее.
Углекислота природная или искусственная?
В ходе беседы с ним я узнал, что он очень хорошо разбирается в теме и отличный собеседник. Оказалось, что углекислота не делится на техническую и природную: вся углекислота изготавливается способом сбора и сжиживания с помощью сжатия с дальнейшим охлаждением. Эта процедура называется дросселирование. Поток газа проходит через ограничитель — давление и температура снижаются. Сбор углекислотного газа осуществляется при сжигании природных компонентов, в том числе древесины, а также при сбраживании большого количества заторов на ликёро-водочных заводах и крупных винных предприятиях.
Поэтому, когда некоторые с пеной у рта доказывают нам с вами, что принудительное газирование напитков не есть хорошо и натурально, так как это путь к резиновой женщине, то они заблуждаются; впрочем, я тоже раньше так думал.
Подвожу итоги
По итогу на баллон купленный на озоне, я оформил возврат, не знаю, вернут ли деньги, а баллон 40 литров выпуска 2017 года с освидетельствованием до 2028 года, купленный вчера, обошёлся мне в 11 800 + 1 500 рублей, полная заправка (24 кг). Освидетельствование баллона делается раз в пять лет и стоит 1 100 рублей. Вероятно, что этого объёма будет достаточно на 1,6 тонны напитков, исходя из предыдущего опыта: в 10 литровом баллоне 6 кг углекислоты, её мне хватило на 400 литров напитков. В 40 литровом баллоне 24 кг, стало быть, в четыре раза больше.
___________
Делайте с нами, а потом сами!
Всем спасибо за внимание, пишите свои мысли в комментариях, подписывайтесь на канал 🔔, вступайте в ряды винокуров Клуб Самогонъ-Б12 в Телеграмм для общения на темы виноделия и винокурения.
⚠️ Покупайте у нас: на Ozon,Wildberriesи Яндекс Маркет. Доставка бесплатная.