Есть два вида демагогии о Европе, которые я не переношу на дух. Первый – это сетование на то, как же близки в Европейском Союзе чиновники "к народу". Показные забеги на велосипедах, визиты в кофейню или "МакДональдс" за бургером, разговоры с "простыми людьми" прямо на улице – ну, полный предвыборный набор Бориса Ельцина в 1989-1990 годы. Второй – разглагольствования о невероятной "свободе" и плюрализме мнений. Вспоминается старый анекдот, когда Иосиф Сталин и Гарри Трумэн спорят о том, у кого в стране подлинная свобода. "У нас каждый может выйти к Белому дому и сказать, что Трумэн негодяй!", - говорит американский президент. "Ну и что? У нас тоже всякий может выйти на Красную площадь и заявить во всеуслышание: Трумэн негодяй!", - парирует Иосиф Виссарионович.
Покушение на премьер-министра Словакии Роберта Фицо хорошо продемонстрировало, насколько эти два демагогических тезиса рассыпаются при столкновении с реальностью. Фактического главу государства едва не отправили на тот свет именно потому, что Роберт Фицо пытался быть "ближе к народу". Когда Владимира Путина журналист Текменёв спрашивал в 2012-м, если не ошибаюсь, году, почему он не стоит в пробках, как президент Франции, ехавший на инаугурацию, глава государства, усмехнувшись, ответил: "Я популизмом не занимаюсь". И эта позиция вызывает безмерное уважение. Тем более охрана первый лиц – важнейшая вещь для всей страны.
Что касается "свободы", то достаточно взглянуть, кто именно поднял руку на Фицо. Некий Юрай Цинтула, большой любитель небратьев, борец за "свободу слова" и "демократию", поэт – в общем, всё как полагается. Но самое забавное, вернее ужасное до забавности, в том, что невменяха Цинтула является основателем "Комитета против насилия". Согласитесь, пахнуло так душком Белоруссии 2020-го. Если бы те ребята дорвались до власти, устроили бы всем пророссийским гражданам такое же "ненасилие", как стрелок-поэт премьер-министру Словацкой Республики.
Действовал ли террорист самостоятельно? В этом у меня возникают большие сомнения. Фицо крайне раздражает Брюссель и Вашингтон своей взвешенной и прагматичной политикой в отношении восточноевропейского конфликта. Отказывается поставлять вооружения для зэсэу, говорит об истинных причинах конфликта – расширении Североатлантического альянса на Восток. Кроме того, словацкая ситуация с приходом во власть господина Фицо вполне может запустить эффект домино перед выборами в Европейский парламент. Раньше была одна только Венгрия с Виктором Орбаном. Её шпыняли, попрекали, ограничивали в получении финансовой помощи – и терпели. Вторая Венгрия в виде Словакии – серьёзный вызов европейскому интеграционному объединению.
Желаем Роберту Фицо здоровья. Выжить и покарать всех, кто стоит за этим злодеяниям. А Виктору Орбану рекомендуем обратиться по закрытым каналам к нашей стороне, чтобы российская спецура обеспечила ему полную безопасность. Шутки кончились: либералы и "борцы против насилия" перешли к откровенному террору. Дело Юрая Цинтулы точь-в-точь напоминает по мотивации и почерку трагедию Владлена Татарского. Господин Орбан, берегите себя.