Узнаем, как наш разум — этот хитрый малый — может сыграть с нами злую шутку. Представьте, что вы идете по улице, и вдруг ваш взгляд притягивает яркая витрина магазина. «Ого, должно быть, мне это нужно!» — кричит ваш внутренний голос. Но стоп, разве вы не поклялись больше не тратить деньги на ненужные вещи? Что же произошло? Виноваты когнитивные искажения —систематические ошибки в мышлении, которые заставляют наш разум искажать реальность.
Когнитивные искажения (или систематические ошибки мышления) — это тенденции мозга регулярно отклоняться от рациональности при обработке информации и принятии решений. Это ментальные приемы, которые помогают упростить сложную информацию, однако зачастую приводят к логическим ошибкам.
Примеры когнитивных искажений для каждого типа:
1) Искажения, связанные с памятью:
- Эффект ореола: если прикладное решение 1С хорошо работает в одной области, можно ошибочно предположить, что он так же хорош и в других сферах.
- Ошибка ностальгии: «В старых версиях 1С все было проще и понятнее...» — воспоминания идеализируются, забываются недостатки.
- Искажение наличия: громкие провалы внедрения 1С лучше запоминаются, поэтому риски переоцениваются.
2) Причинно-следственные искажения:
- Эффект икс: после внедрения 1С:Управление торговлей на складе производительность выросла на 10%, но упускается влияние других факторов - обучения, оптимизация процессов или появление нового менеджера. Рост производительности мог быть вызван совокупностью этих факторов.
- Искажение повода: выход нового коммерческого директора и внедрение программы 1С произошло в одно время, поэтому рост продаж может ошибочно связываться с внедрением программы.
- Порядок смешивания: первые полученные данные о проекте создают «якорь», на который опираются дальнейшие суждения.
3) Искажения при сборе информации:
- Предубеждение подтверждения: выбрана 1С:ERP, поэтому изучаются только ее плюсы и игнорируются минусы альтернатив.
- Избирательное внимание: фокус на частных проблемах в типовой конфигурации, игнорируется тот факт, что для большинства она подходит.
- Ошибка исследователя: при сборе требований задаются наводящие вопросы, подталкивающие к желаемому решению.
4) Искажения при принятии решений:
- Эффект привязки: бюджет проекта вырос с 5000 тыс. до 6000 тыс., но ощущение, что это немного — привязка к 5000 тыс.
- Чрезмерная самоуверенность: команда исполнителя уверена в правильности решения в типовой конфигурации, применительно к конкретной специфике предприятия без глубокого исследования.
- Предвзятость статус-кво: опасения перед сложным переходом на новые версии 1С, старые используются годами.
5) Социальные искажения:
- Систематическая ошибка атрибуции: проблемы с производительностью объясняются некомпетентностью команды 1С.
- Эффект проекции: руководитель транслирует свой взгляд на задачи проекта всей команде, не учитывая их точек зрения.
- Эффект ложного согласия (или иллюзия уникальности) — это когда мы переоцениваем, насколько наши взгляды, убеждения или поведение распространены среди других людей.
Как же одурачить этого хитреца — наш мозг?
Главное — быть начеку и критически относиться к собственным мыслям. Ставьте под сомнение свои предубеждения, ищите противоречащую информацию и альтернативные точки зрения. Применяйте метод Дельфи для принятия верного решения!
При управлении проектами полезно использовать структурированные методы принятия решений и инструменты вроде анализа рисков, оценки альтернатив и т.д.
И не забывайте иногда выключать автопилот: медленно, вдумчиво анализируйте ситуацию, прежде чем делать выводы. Так что будьте осторожны и не дайте этому маленькому обманщику — вашему разуму — одурачить вас!
👍 Дочитали до конца? Поддержите канал лайком!
✈️ Живое общение — на нашем Telegram-канале.