Вторая повесть в моём сборнике Леонова-Макеева 2004 г. «Сыскари». Как произведение литературы мне понравилось умеренно, но для экранизации в формате многосерийного фильма - мега вещь!
Сюжет: ограблен выставочный центр, где проходила выставка ювелирных изделий. Бандиты перестреляли охрану и увели крупнющий и дорогущий бриллиант. Полковники милиции Лев Гуров и Стас Крячко - за работу! Расследование проходит на международном уровне: бриллиант принадлежал австралийской ювелирной фирме, и австралийцы прислали в помощь российской милиции сотрудников своей службы безопасности.
Следствие движется скачками и зигзагами: сначала выходят на непонятно каким боком причастного, но явно криминального грузина и отрабатывают «кавказский след». В результате получают небольшую гору трупов, но ограбление так и не раскрывают. Тут из Европы приезжает курьер будто бы от покупателя бриллианта с миллионом долларов, зашитым в подкладку чемодана, - милиция переключается на «европейский след» и получает вторую гору трупов. Ограбление всё ещё не раскрыто. В конце концов выходят на участников популярного когда-то каскадёрского автошоу, которые в бытность свою каскадёрами совмещали международные гастроли с контрабандой. Трупов становится ещё больше, зато в конце тоннеля начинает светиться долгожданная разгадка ограбления.
В конце концов, конечно, всё разрешится к удовольствию международной общественности. Гуров и Крячко установят, как именно была организовано и провёрнуто ограбление, бандитов (кто остался в живых) арестуют, а бриллиант вернут австралийцам.
Почему повесть «Сыскари» мне не понравилась как литературное произведение? Ну не то чтобы совсем не понравилась. Она на самом деле неплохая, просто не очень подходит для книжного формата. Слишком в ней много персонажей, слишком с одной стороны насыщенный, а с другой - затянутый сюжет. Следствие идёт вроде бы интенсивно, постоянно что-то происходит, но разгадка от этого ближе не становится. Одну гипотезу расследовали, в труп упёрлись, ничего не вырасследовали. Вот другая зацепка. Теперь её расследуем. Читать такое с бумаги нудновато.
Зато! ☝🏼 Такая структура и растянутое действие прекрасно ложатся в формат многосерийного фильма. До полноценного сериала материала маловато, а вот фильм на четыре-пять серий - запросто.
Тем более что повесть уже разделена на сегменты, каждый со своим под-сюжетом, где сыщики действуют активно и в целом правильно, но в конце каждого эпизода терпят промежуточную неудачу и рассчитывают на новую попытку в следующей серии.
Это, считай, готовый сценарий. Все сцены уже расписаны - кто на какой машине ехал, по каким улицам Москвы, как выглядит то или иное место «разборки» бандитов. Готовая раскладка, что можно снимать в павильоне, а для чего нужно будет ехать на натуру - и тут же обозначено, на какую конкретно натуру ехать. Сцены погонь и перестрелок разложены буквально покадрово. Герои очень кинематографичные: тут и главный герой полковник Лев Гуров со своей спортивной фигурой, и загорелые белозубые иностранцы, и милицейские генералы типажа «отец родной» - хоть сейчас кастинг проводи.
Очень, очень экранизировабельная повесть.
В заключение всё же немного выскажусь по литературной части. Да, фильм из этого материала был бы лучше, но и в формате повести, признаю, неплохо.
Моя любимая часть «Сыскарей» - приметы времени. Обожаю подмечать временнЫе детали в произведениях прошлых лет. В «Сыскарях», опубликованных в 2004 г., например, многие персонажи курят - сейчас такого не встретишь. А когда Гуров и Крячко на двух машинах ведут слежку за машиной подозреваемого, они «ни на минуту не выпускают из рук телефонов». Не то чтобы в наши дни милиция по телефону за рулём не разговаривала, но сейчас об этом в книге бы не написали. Чтоб ненароком не дискредитировать.
Повесть остроумная. Не в смысле комедийная типа Донцовой, а в смысле языка. Написано красиво, много забавных фраз и выражений:
Это 👆🏼из самого начала, когда на охранный пульт ювелирной выставки поступил звонок, что будто бы здание заминировано. Звонили грабители, которые вскоре сами приедут под видом МЧС и бриллиант стырят.
А вот 👇🏼 когда Гуров уже вовсю работает над раскрытием ограбления, но пока безуспешно.
В телескоп не видно… хихи
А эта цитата 👇🏼 и вовсе отличная.
Анекдот напомнило:
- Можно ли по дереву определить сторону света?
- Конечно, можно. Ёлка - значит север. Пальма - значит юг.
Напоследок - моя любимая. Про то что, разведясь с женой, жить, ни в чём себе не отказывая, полезно для здоровья.
Итого. «Сыскари» повесть неплохая. В кинематографическом формате смотрелась бы лучше, но книгу тоже можно почитать. Детектив сложный, многоуровневый, но интересный и местами даже остроумный.
*****
Покупайте книги Николая Леонова - ТУТ!
*****
Другие интересные публикации книжного ХорГромДзена: