Ольга Шитова – директор фонда «Белый Ирис», на попечении которого находятся 11 сельских храмов в Тверской, Ярославской и Тульской областях. На объектах проводятся противоаварийные, консервационные и реставрационные работы, чтобы они вновь наполнились голосами священнослужителей, паломников и даже туристов. В этом деле энтузиастам помогают профессиональные архитекторы, инженеры, реставраторы, а также добровольцы.
С 2016 года «Белый Ирис» собрал на восстановление сельских объектов культурного наследия 72 миллиона рублей. Значительная часть этой суммы – президентские гранты. Фонд получал их восемь раз.
За два года до создания фонда Ольга увидела в социальных сетях фотографию Казанского храма в селе Курба в Ярославской области. Он поразил ее нестандартной архитектурой, красочными фресками и своей заброшенностью. Чтобы восстановить памятник XVIII века, Ольга с единомышленниками зарегистрировала НКО.
Какой путь прошла команда, как реставрация объектов культурного наследия помогает людям в сельской местности и в чем видит свое развитие «Белый Ирис», в этом материале рассказывает Ольга Шитова.
«Мне нравится формулировка Марины Михайловой, руководителя центра социальных технологий “Гарант”. По ее словам, НКО создают исходя из трех причин: боли, любви и мечты. Мой путь в некоммерческой сфере начался с мечты о том, чтобы в моей деревне Старая Вьюнка в Брянской области был построен небольшой храм», – говорит Ольга.
До некоммерческого сектора Ольга Шитова успела поработать в налоговой инспекции, Брянском областном фонде жилищного строительства и ипотеки, московском агентстве ипотечного жилищного кредитования.
В 2015 году она стала волонтером центра «Сельская церковь», сохраняющего разрушающиеся храмы. Женщина помогала с проведением добровольческих выездов к объектам, вникала в административные вопросы, писала партнерам, работала с архивами. Набравшись нужного опыта, Ольга в соцсетях создала группу для таких же неравнодушных людей и бросила там клич: давайте восстановим Казанский храм в селе Курба в Ярославской области. На определенном этапе потребовалось зарегистрировать благотворительный фонд. Его назвали «Белый Ирис».
Тема реставрации была для Ольги совершенно новой и незнакомой. Она начала штудировать нормативные акты, чтобы понять процесс восстановления памятников культуры. Погрузиться в тему помогли коллеги – сотрудники «Сельской церкви», создательница фонда «Крохино» Анор Тукаева. Приходилось задавать глупые вопросы инженерам и архитекторам. Так потихоньку у директора «Белого Ириса» копились знания.
«Прошло семь лет, многое понято и осмыслено, получен колоссальный опыт. Благодаря одному из проектов, поддержанному Фондом президентских грантов, я прошла десятимесячный курс по профессиональной переподготовке в Федеральном автономном учреждении “РосКапСтрой”. Это расширило мое понимание вопроса сохранения объектов культурного наследия. Сейчас я, конечно, чувствую в себе гораздо больше уверенности», – отмечает руководитель фонда.
Подготовительный этап восстановления Казанского храма затянулся на полтора года. «Белый Ирис» искал организацию, которой Федеральное агентство по управлению государственным имуществом могло бы передать здание в безвозмездное пользование. Сотрудники отправляли письма, звонили, встречались с районной администрацией, представителями Русской православной церкви. В итоге Росимущество предложило «Белому Ирису» самому стать пользователем Казанского храма на время проведения реставрационных работ.
Сейчас под опекой фонда находится 11 объектов культурного наследия в Тверской, Ярославской и Тульской областях. Как отмечает Ольга, стратегическими для них являются Казанский храм в селе Курба, храм святых апостолов Петра и Павла в деревне Переслегино Тверской области, Спасский храм в селе Аксиньино Тульской области.
«Это грандиозные, уникальные памятники культуры, ценные во всех смыслах. Они на слуху у экспертов, путешественников, паломников, в их сохранении заинтересовано огромное количество людей», – комментирует Ольга.
На объектах команда фонда проводит противоаварийные, консервационные и реставрационные работы. «Белый Ирис» стремится к тому, чтобы в храмах снова возобновились богослужения и заброшенные памятники культурного наследия попали на туристические карты.
За годы существования фонд собрал на восстановление сельских объектов культурного наследия 72 миллиона рублей. Сумма сложилась из грантов, пожертвований физических и юридических лиц. Основной источник финансирования – это средства Фонда президентских грантов. «Белый Ирис» выигрывал в конкурсах восемь раз, а первый проект организации «Культурный код» вошел в топ-100 лучших инициатив.
Когда «Белый Ирис» берет под опеку «сельскую жемчужину», он первым делом проводит противоаварийные и консервационные работы, чтобы приостановить разрушение. Так было с Казанским храмом в селе Курба, Корсунским храмом в селе Дегтево, храмом Петра и Павла в деревне Загорье и храмом Николая Чудотворца в деревне Гурьево. После того, как ухудшающееся состояние объекта удается «заморозить» и стабилизировать, архитекторы и инженеры начинают разрабатывать проекты реставраций.
В каждый проект команда включает не только ремонтные работы, но и проведение волонтерских лагерей, турпоездки, пресс-туры, стажировки студентов. Все эти мероприятия помогают привлекать внимание к храмам и расширять круг сторонников.
С помощью средств президентских грантов «Белому Ирису» удалось провести противоаварийные и консервационные работы в восьми храмах и разработать проекты реставраций для четырех объектов.
«Мы видим, что количество желающих спасти полюбившийся храм увеличивается: в фонд поступает огромное число просьб о поддержке. Поскольку мы осознаем, что не в состоянии спасти все аварийные храмы, то делаем ставку на развитие наставнического проекта, в рамках которого будем передавать свой опыт тем, кто хочет сохранить архитектурные жемчужины», – делится планами директор «Белого Ириса».
В проекте «Хранители наследия», получившем президентский грант в 2022 году, фонд сделал первый шаг в эту сторону. 23 энтузиаста из 14 регионов России прошли наставническую программу «Белого Ириса». Активисты узнали, как работать с органами охраны объектов культурного наследия, проводить работы на объектах, оформлять нужные документы, привлекать финансовые ресурсы и волонтеров.
В результате хранители провели 38 субботников и привлекли 756 добровольцев. Для 13 объектов участники проекта разработали проектную документацию для проведения противоаварийных и консервационных работ. Чтобы об инициативах узнало как можно больше людей, «Белый Ирис» провел благотворительный фестиваль, выставку «Уникальная Россия» в Гостином дворе и Государственном Кремлевском дворце. На сайте «Белого Ириса» появились персональные странички хранителей и истории объектов, которые они намерены восстановить. На портале ведутся сборы пожертвований на помощь храмам.
Ольга рассказывает, что реставрационные работы побуждают местных жителей верить, что в их села вернется жизнь. Молодежь и старики приходят на субботники, помогают наводить порядок в храмах и на прилегающих территориях. Но еще к тому же в людях просыпается созидательный потенциал. Например, жители села Гурьево Тверской области, где фонд восстанавливает Никольский храм, сами отремонтировали клуб и стали проводить совместные светские и церковные праздники. В Курбе возродился ансамбль «Курбовчанка». В Переслегино сельчане выкупили пустующее здание и преобразовали его в молитвенный дом, который также будет служить местом для отдыха туристов и паломников. В Аксиньино люди сообща очистили местные пруды. Надо сказать, что благодаря стараниям «Белого Ириса» это ярославское село стало популярным, и власти решили отремонтировать к нему дорогу, построили там фельдшерский пункт и протягивают интернет и газ.
Сейчас приоритетная задача фонда – развитие программ взаимодействия с крупным и средним бизнесом. «Белый Ирис» может предложить компаниям организовывать выездные командообразующие мероприятия, на которых сотрудники смогут сделать полезное дело, узнать новое о селах и сплотиться как коллектив.
«Вдохновляют на новые дела скорее не успехи, а чувство ответственности, – признается Ольга. – Когда шаг за шагом получается идти вперед: и проект консервации разработать, и консервацию провести, а затем и реставрацию. Но и ответственность тоже: есть понимание, сколько ресурсов вложено, сколько жертвователей и добровольцев мечтают увидеть храм в его величии и благолепии. Хочется их порадовать, хочется, чтобы красота и благодать разливалась на сельских просторах нашей страны, а не печаль и уныние».
Источник фото: личная страница Ольги Шитовой, отчеты, страница организации ВКонтакте.