Марийка сидела за столом перед зеркалом и вглядывалась в свое отражение. Она искренне не понимала, почему ее называют красивой. Обычная она. Слегка вздернутый носик, губки бантиком. Вот глаза да, с пушистыми ресницами, а щеки немного впалые и без румянца.
«Ну и ладно, раз говорят красивая, значит так и есть», - подумала девушка и отвернулась от зеркала. Хотя кто говорит? Ее подружки, учительница по истории, мамина приятельница с институтских времен, да Колька Пушков, сосед. Тот с первого класса за ней бегает, проходу не дает, красоткой называет.
Зимой снежками кидается, летом то ромашку подарит, то за косу дернет. А недавно дружить предложить. Еще чего! Дружок нашелся. Вот если бы Антон Полтавцев ей такое предложение сделал, она бы ни минуты не раздумывала.
В него она была тайно влюблена, хотя эта тайна уже просочилась как-то в ряды ее подружек, и все поглядывали на них с интересом, когда они вместе репетировали сценку в школьном драматическом кружке.
Кстати, руководитель кружка Андрей Васильевич сказал Марийке, что играет она как настоящая молодая актриса, и нужно подумать о будущем в этом направлении. Но разве мама допустит? Она уже определила ее будущее: пединститут, иняз.
А Антон Полтавцев уезжал в Москву после школы в какой-то заумный ВУЗ. Он отличник, ему можно рискнуть. Да еще такой красавчик. Хотя это, конечно, большой роли при поступлении не играет, но… как знать?
А что, если ей тоже в Москву поехать и попробовать в театральный поступить? Андрей Васильевич ее подготовит, он сам сказал. Но вот мама… Нет, не согласится она, не отпустит. Значит и не стоит об этом Полтавцеве мечтать. Пусть едет себе.
Марийка тяжело вздохнула и вспомнила про Кольку Пушкова, который, наверное, и есть ее удел. Он ничего такой, высокий, худощавый. Не Полтавцев, конечно, но и не коротышка как некоторые в их классе. Марийка вдруг взяла и согласилась на свидание с ним.
Так началась эта дружба, которая вскоре переросла в любовь с его стороны. Николай признался подружке в своих чувствах, держа ее за руки и глядя прямо в глаза. Марийка звонко засмеялась и ответила:
- Коля, если хочешь продолжать общение, то давай без глупостей, а? Какая любовь? Нам по семнадцать лет. Ты учиться где собираешься? Я на иняз поступаю, а ты?
- А я на завод работать пойду. У меня мама болеет, нужно ей помогать. Потом армия, там водить научусь. Вернусь и… посмотрим. Можно в таксисты, можно в дальнобойщики. Хорошие деньги. Я тебя обеспечу.
- И зачем мне дальнобойщик? Чтобы вечно одной дома пропадать. Нет уж, спасибо. Давай обойдемся без любви и совместных планов на будущее. И вообще, я другого люблю, - смущенно добавила Марийка для пущей важности, вспомнив про Полтавцева.
Николай покраснел, отпустил ее руки и побрел рядом с опущенной головой. Но больше он ее на свидания не приглашал. И Марийку это задело. Вот, значит, как! То люблю тебя, то не хочешь, не надо. Мужчина, называется.
А потом был институт, студенческие вечера, снова драмкружок. Сцена из «Ромео и Джульетты» на английском языке. Она Джульетта, конечно же, а Ромео Саша Свиридов. На сцене у них любовь до гроба, а в жизни как два врага. Высокомерный очень, говорит, что Ритка лучше бы сыграла. Марийке было обидно, хотелось доказать обратное.
Просто он влюблен в эту Ритку, вот и все. А та на него ноль внимания. Руководительница кружка, бывшая актриса между прочим, сказала, что она, Марийка, как раз на своем месте. Так что пусть не выступает особо!
Да, еще про имя. Вообще-то, она Мария. Но мама с детства называла ее так, и она привыкла, поэтому всех просила называть ее именно Марийка. Только этот противный Свиридов называл Марией или Машкой, как бабушкину козу. И спорить с ним было бесполезно.
Шли месяцы, год прошел, другой подходил к концу. Марийка немного устала от учебы, от зубрежки глаголов и времен, от переводов Шекспира и Байрона. Учеба давалась нелегко, приходилось напрягаться. Друзей у нее было мало. Школьные как-то рассосались, институтские сбились в какие-то кланы, она ни к одному не прибилась.
И на внешность махнула рукой. Коса за спиной, челка на весь лоб. Бледненькая, худенькая… Спросила как-то маму: как стать красивой?
- Красота в душе, дочка. В умных глазах, в красивой речи. Плюс аккуратная внешность, добрый характер и улыбчивый нрав. Ты хорошенькая. Прибавь все остальное и будешь красавицей.
Легко ей говорить. А сама почему-то всю жизнь одна. Марийке стало жалко маму. Ей трудно было сказать, красивая она у нее или нет. Хорошая очень, добрая. Ученики ее в школе любят. Только Марийка идти работать в школу не хочет. Учит язык так, чтобы смогла переводчицей в какой-нибудь фирме работать. Раз уж артистки из нее не получилось.
В этот зимний вечер она вышла во двор, направляясь на репетицию в свой кружок. И вдруг услышала за спиной:
- Марийка! Привет!
Этот был Колька Пушков, которого она не сразу узнала. Ничего себе, вымахал, возмужал! Вернулся, значит, отслужил.
- Привет, Николай, - ответила она так серьезно, что парень растерялся.
Он машинально продолжал стискивать снежок в сильных ладонях, смотрел ей в глаза как тогда, во время признания, и ничего не говорил. Взгляд был пронзительный и, как ей показалось, все еще влюбленный. И в этом взгляде она прочитала одно важное слово: «Красивая…». Так уверенно ей об этом ни одно зеркало не сообщало.
- Давно приехал? – наконец спросила она уже помягче, а он лишь покивал в ответ и выронил снежок из рук.
- Я спешу, - сказала Марийка и пошла к остановке.
Николай сунул обветренные руки в карманы и пошел следом. Нет, он не хотел ее терять, хотел наоборот, стать ближе. Все это время он думал о ней, но написать так и не решился. И вот теперь эта встреча наконец. И любовь не прошла.
Встречались молодые люди редко. Ей с учебой время не позволяло, а он на работу устроился, поначалу грузчиком в супермаркет. Потом обещали водителем взять, если место освободится.
- Тебе учиться надо, Коля, - говорила ему Марийка, а он отмалчивался.
Правда, еще одни водительские курсы окончил и все в дальнобойщики мечтал попасть, но боялся потерять Марийку. Сдался лишь тогда, когда маму похоронил, после чего исчез куда-то. И ей ничего не сказал. Понял, наверное, что кроме дружбы ему тут рассчитывать не на что.
Наконец окончен институт. Распределение свободное. Было несколько запросов в школы, Марийке предложили, но она отказалась. Мама очень рассердилась!
- О чем ты думаешь? Все о сцене мечтаешь? Спустись на землю. Я всю жизнь в школе работаю и ничего. И ты педагог в первую очередь по образованию! Что не так?
- Все не так, мама. Да, педагог по образованию, но не по призванию. Я найду работу, я обещаю.
И тут как раз объявление в газете: нужен переводчик в фирму по продаже электронной техники. Марийка подала заявку, ее пригласили на собеседование. Волновалась очень, технические переводы - это все же немного другое. Но разве она не разберется?
Оделась, причесалась, посмотрелась в зеркало. Да, учительница на вид. Ну и пусть! Серьезная, деловая. Разве не такая работница нужна в торговой фирме? Стажа нет, но зато диплом хоть и не красный, но без троек. Шанс есть! Главное, уверенность в себе и респектабельность.
Это она прочитала на сайте в помощь тем, кто идет на собеседование в первый раз. Владение компьютером у нее на приличном уровне.
Все это она снова и снова прокручивала в голове, сидя в приемной, пока наконец не услышала:
- Проходите, вас ждут.
Ее ждали, да. Два мужчины, директор и его зам. Отец и сын Полтавцевы! Вот это сюрприз! Значит, Антон окончил свой «заумный» ВУЗ в Москве и сразу к папе под крылышко. Везет же некоторым! Марийка растерялась, но быстро взяла себя в руки. Выглядели они хоть и озадаченно, но вполне добродушно.
На вопросы она отвечала четко, Антон провел с ней дополнительную беседу на английском языке и наконец спросил:
- А мы ведь знакомы! В одной школе учились?
- Да, в параллельных классах и в драмкружке занимались, - ответила она, глядя на его красивое, очень умное лицо.
- Да-да-да, точно! Припоминаю, - наконец ответил Антон, а старший Полтавцев сказал, что собеседование окончено, их ждут другие кандидаты.
При этом он привстал и попрощался, а Антон даже руку протянул со словами: мы вам обязательно позвоним. Марийка уже знала, что если просто позвоним, то это, считай, провал. А вот если «обязательно», то это уже кое что.
Но пришлось поволноваться. Около недели она ждала звонка, было отчаялась совсем, но тут долгожданная телефонная трель заставила ее встрепенуться. И, о, чудо! Ее приняли с испытательным сроком!
Мама не то, чтобы сильно обрадовалась, но пожелала дочери удачи. Ну не хочет она идти по ее стопам, что ж, пусть идет своей дорогой. Школа от нее никуда не денется, а эти фирмы сегодня есть, завтра их нет.
Вскоре Марийка приступила к работе. И все бы ничего, справлялась она и неплохо. Дома ночами просиживала над компьютером, изучала терминологию, вникала в суть той отрасли, в которой пришлось трудиться. Ну это ей не привыкать: учиться, учиться и еще раз учиться.
Вот только Антон слишком уж строг с ней. За малейшие ошибки выговаривал, напоминал об испытательном сроке, просил быть внимательнее. Но вскоре сменил свой гнев на вполне себе рабочий настрой. Замечаний почти не было, отец его был вполне доволен, это самое главное.
А Марийка влюбилась в Антона как тогда, в школе. И уже не детские, а вполне серьезные чувства овладели ею. И что теперь делать? Приходилось скрывать. Разве что наконец появившийся румянец на щеках и слегка дрожащие руки при его появлении выдавали ее. Но он этого, похоже, не замечал.
И тут как раз на горизонте объявился Николай. Как оказалось, после смерти мамы он уехал на Север, подальше от горя, от одиночества. Захотел начать новую жизнь. Но родные места тянули с неимоверной силой.
- Не смог я там, Марийка, понимаешь? – откровенничал он, сидя с ней в кафе и допивая бутылку вина в одиночестве.
Ей было жаль его, но чем она может помочь? Посочувствовать разве что, а он замуж позвал. Заработал, говорит, много. И ее не забыл. Но, сердцу ведь не прикажешь. Нет, отказалась Марийка от его предложения со словами: «Останемся друзьями, Коля. Большего обещать не могу».
А вскоре им в фирме водитель понадобился. И Марийка предложила кандидатуру Пушкова. В дальнобойщики тот так и не смог пробиться, слишком мало вакансий, а те, что есть, давно и прочно заняты. С ее легкой руки Николая приняли.
Так они и работали все в одной фирме. Пушков каким-то шестым чувством понял, что Марийка неравнодушна к своему шефу и смирился, точнее, принял выжидательную позицию. Надежда завоевать ее сердце все еще не покидала его.
Марийка тоже стала посмелее с Антоном, руки уже не дрожали. Уверенный взгляд, умные глаза, красивая речь. Все, как учила мама когда-то. Она тоже оставляла за собой шанс, рассчитывала на везение, на взаимность. Ждала своего часа.
Николай часто привозил ее в офис, иногда забирал. О своих чувствах больше не заикался. Марийку это устраивало. И вдруг! Прийдя как-то утром на работу, она обнаружила на столе серебристый конверт, открыла его и застыла в изумлении. Это было приглашение на свадьбу Антона Полтавцева и Эльвиры Кучинской…
Открытка выпала из рук как раз в тот момент, когда вошел Антон.
- Буду рад видеть вас с Николаем, - сказал он и скрылся в своем офисе.
«При чем здесь Николай?» - мелькнуло у Марийки в голове. Но ответ на этот вопрос она получила на самой свадьбе, куда вынуждена была пойти против своей воли. Пушков постоянно был рядом, сидели они тоже вместе, для каждого гостя за столом была своя табличка с именем.
Ей дали слово, пришлось встать и произнести тост:
Сегодня два прекрасных человека соединили свои судьбы. Антон сильный, умный, мужественный. Эльвира нежная, стройная, красивая. Сегодня у вас чудесный праздник, день вашей свадьбы. Желаю вам всегда оставаться такими же как сейчас, любящими и счастливыми...
Кто-то крикнул "Горько!", а Марийка еле сдержала слезы.
И все же на несколько минут ей удалось остаться с женихом наедине. Невеста, очаровательная блондинка с длиннющими ресницами, вероятно припудривала носик. А Николай оживленно беседовал в кругу мужчин, они хохотали, держа в руках бокалы.
Марийка стояла у окна роскошного ресторанного зала, когда к ней вдруг подошел слегка подвыпивший Антон и сказал тихо:
- Надеюсь, я буду счастлив. Спасибо за прекрасный тост, Мария. Но… мне жаль, что сегодня рядом со мной не ты. В свое время я уже решился было признаться тебе. Но ты привела на работу своего бойфренда. Я понял, что шансов у меня нет.
- Почему бойфренда? – спросила она удивленно, и голос дрогнул.
- Ну…, он так сказал мне в доверительной беседе, что вы дружите со школы, он сделал уже предложение, ты согласилась. Так когда свадьба?
- Завтра, - ответила Марийка, а из глаз непроизвольно хлынули слезы.
С тех пор прошел год. Мария уволилась из фирмы, так и не объяснив толком причину своего ухода. Нашла место преподавателя английского языка в колледже. С Пушковым рассталась. Он так и работал в фирме Полтавцева, женился наконец на девушке из бухгалтерии, невзрачной, но добродушной и услужливой.
Тогда-то Антон и понял свой промах. Понял, что Пушков сказала ему неправду, а он сразу повелся на его слова. Понял, почему уволилась Мария, просто не могла находиться рядом с ним, с Антоном. Любила, наверное... И где раньше были его глаза?
А дома вечерами его ждала капризная беременная жена Эльвира. И все было как-то не так в этой жизни, как-то неправильно что ли? Но исправить уже ничего не удастся. Поздно.
И все же он встретился с Марийкой однажды, нашел ее колледж, дождался после занятий. Только сказать ему было нечего, женатому неудачнику. А она сидела рядом в машине и произнесла наконец:
- Судьбе виднее, Антон. Раз развела она нас, значит так надо. Я смирилась, и ты смирись.
- Ты любила меня? – все же спросил он.
- Пусть тебя это не тревожит теперь. Спрашивать нужно было тогда. А сейчас мой ответ: было и прошло. Будь счастлив!
С этими словами Марийка вышла из машины, отказавшись от предложения довезти до дома, и пошла на остановку. На душе было легко и спокойно. А вслед ей смотрел мужчина, совершивший глупую ошибку, которую уже никогда не исправить.
Ах, как же хочется вернуть
То, что уже невозвратимо –
Виденье счастья, что чуть-чуть
Открылось и проплыло мимо…
- Спасибо за прочтение! Буду признательна за ваши комментарии, отзывы и пожелания, дорогие читатели.