Середина мая — а это значит, что официально наступил сезон клубники. Что можно из нее приготовить? Что угодно — в том числе вдохновляющую историю успеха. Анна и Ильдан Гиззатуллины, основатели топовой шоколадной мастерской по созданию десертов из свежих фруктов и ягод Verria Chocolate, рассказали, как построить успешный бизнес, выйти на крупных клиентов, выжить в конкурентной нише и при чем здесь шрифт на открытках.
Название с секретом
Verria — это выдуманное фантазийное слово. В самом начале пути мы хотели создать красивый бренд со звучным названием. Как и многие наши коллеги, мы отталкивались от слова berry (ягода) — и придумали название Berria. Однако потом мы пришли к выводу, что слишком «ягодное» имя в полной мере не отражает концепцию шоколадной мастерской. Мы решили создать уникальный, ни на что не похожий бренд, который не будет привязан к конкретным товарам и позволит в будущем масштабировать наш бизнес. Так и родилось название Verria.
Путь начинается с мечты
Идея создания бизнеса пришла к нам, когда мы учились в университете. Мы были молодые амбициозные студенты, которые мечтали создать свое дело. Искали идеи для бизнеса с низким порогом входа — клубника в шоколаде тогда, в 2017 году, только набирала популярность, рынок онлайн-торговли тоже рос, поэтому данное направление показалось нам перспективным. В кондитерском деле у нас опыта не было, поэтому на начальном этапе мы совершили кучу ошибок и потратили немало времени, чтобы прийти к тому продукту, который имеем сейчас.
Как развивать бизнес: движение в онлайн
Довольно быстро мы поняли, что офлайн-трафик для нас экономически нецелесообразен: аренда помещений первой линии стоит дорого, а продукт портится быстро. Поэтому стратегически более верно было растить онлайн-продажи и развивать бренд, да и вообще интернет-магазин позволяет покрывать весь город и дотянуться до каждого человека, кто хочет порадовать себя или своих близких сладким подарком.
Так в 2020 году мы вышли на Flowwow. Площадка позволяет нам заниматься развитием собственных продуктов и идей, не отвлекаясь на построение системы логистики, маркетинг, администрирование клиентов. Мы делаем отличный продукт, а Flowwow занимается тем, чтобы этот продукт оказался у покупателя. У каждого своя зона ответственности, и вместе мы приходим к большим результатам.
Успехи в цифрах
Мы действительно гордимся тем, что делаем свою работу хорошо. На Flowwow у нас более 21 000 положительных отзывов — средняя оценка 4,96. Многие клиенты становятся постоянными покупателями. Помимо рейтингов и цифр, отдельная гордость — наша команда, которая в дни пиковых загрузок работает как единый механизм и успевает вовремя отдать все принятые заказы. За праздничный день это более 200 наборов. Так, за последнее 8 Марта мы доставили все наборы вовремя и отработали вообще без отмен и споров.
Вызовы и ответы: как справиться со спецификой бизнеса
В нашей сфере ярко выражена сезонность — спрос на клубнику в шоколаде и шоколадные наборы сильно возрастает с сентября по март. Пик спроса приходится на праздники — День матери, Новый год, 14 февраля, 8 Марта. Поэтому мы всегда работаем по предзаказам, не храним в наличии наборы из клубники в шоколаде. Это позволяет нам отправлять свежую продукцию и ориентироваться по закупкам, поскольку у нас заранее есть понимание по спланированному объему продаж. Кроме того, поставки клубники у нас каждый день — это помогает работать всегда со свежей ягодой и минимизировать списания. Этот принцип работы сохраняется как в праздники, так и в несезон.
Еще одна особенность работы со скоропортящимся продуктом — это необходимость делать каждый день отличный товар на должном уровне. В самом начале пути, когда не сформирован пул надежных и проверенных поставщиков, нет объема и финансов для закупки ингредиентов и упаковки по оптовым ценам, это кажется невыполнимой задачей. Но все приходит с опытом: нужно тестировать, создавать грамотную ассортиментную матрицу, не раздувая ингредиентную базу. Это позволит контролировать себестоимость, прогнозировать расходы и быть готовым к повышению роста цен.
Также наша ниша в последние годы стала очень конкурентной, поэтому очень важно отстраиваться от других игроков, выделяться на рынке. Мы сильно обращаем внимание на детали. Помимо качественного вкусного товара, нам важны подача и первое впечатление от подарка. Поэтому мы тщательно продумываем упаковку — от брендированных пакетов до милых открыток с посланиями от дарителя. Кстати, даже чтобы выбрать шрифт, которым мы будем печатать текст на открытках, мы проводили конкурс и вместе с командой выбирали тот, который наиболее органично впишется в наш бренд.
Семья и бизнес — можно ли совмещать?
Конечно, на данном этапе у нас есть команда, но начинали мы работать вдвоем — занимались и изготовлением, и продвижением, и даже доставкой наборов до клиента самостоятельно. Мы давно не верим в то, что можно разделять рабочие и личные дела, когда вы и партнеры в бизнесе, и супруги. Конечно, мы иногда спорим, но точно знаем, что ни с кем другим не хотели бы строить бизнес, поскольку верим, что личные отношения не мешают, а только усиливают доверие и понимание между партнерами.
Играть по-крупному
Изначально мы работали над расширением клиентской базы физических лиц — это основа бизнеса, регулярные финансовые потоки. Когда аудитория выросла, нас стали замечать компании, в которых и работали наши постоянные покупатели. Так начал развиваться корпоративный сегмент. Мы добавили шоколадные наборы с большим сроком годности, нашли партнеров по упаковке, полиграфии, научились брендировать не только упаковку, но и сам шоколад. Нашими клиентами стали Тинькофф Бизнес, Магнат, Окно-ТВ и другие компании. Этот сегмент — наша точка роста. Корпоративные клиенты позволят нам расти, формировать еще более крутую команду и реализовать все более смелые и яркие идеи.
Если вы тоже мечтаете вывести бизнес на новый уровень или пока еще просто открыть свое дело, присоединяйтесь к сообществу единомышленников. Скачивайте приложение, регистрируйтесь, находите первых клиентов и развивайте бизнес по любви!