Китайская культура глубоко связана с природой, поэтому животные и птицы, как реально существующие, так и вымышленные, представляют собой важные элементы быта, народных верований и философии.
История китайской цивилизации начинается в поле, которое надо было возделывать и оберегать. Развитие сельского хозяйства шло рука об руку с приручением животных. Наблюдение за зверями, птицами и насекомыми позволяло выявлять их свойства и точки соприкосновения с характером человека.
В Китае в период становления неолитических культур процветали все основные виды религиозных форм: анимизм, культ предков, культ плодородия, погребальный культ и, наконец, тотемизм.
В рамках тотемических представлений разные племена предпочитали тех или иных покровителей. Например, одни считали своим тотемом птицу, другие - змею и т. д. Поэтому сформировался круг представителей флоры и фауны, которые наделялись повышенными сакральными свойствами.
Так одним из значимых животных китайской культуры стал медведь.
Обращаясь к произведениям искусства эпохи Хань (206 год до н. э. - 220 год н. э.), можно заметить немало изображений медведей. Как правило, речь идёт о мелкой пластике, выполненной из бронзы, нефрита и других материалов.
- Родоначальником династии Хань стал Лю Бан, он же Гао-цзу (пиньинь Gaozu). Ему удалось одержать победу в гражданской войне, которая началась после разгрома предыдущей империи Цинь.
- В истории Китая империя Хань стала первым централизованным государством со всеми системообразующими атрибутами.
- Эта эпоха была настолько значимой, что спустя несколько веков слово "хань" стало употребляться в качестве самоназвания китайцев. В наши дни ханьцы - это название самой многочисленной народности на Земле.
- В историографии эта эпоха разделена на два периода: Западная Хань (206-9 гг. до н. э.) и Восточная Хань (25-220 гг. н. э.), поскольку династия прерывалась периодом междуцарствия (Булдыгерова, 2016, с. 41).
- Империю Хань рассматривают как "золотой век" китайской государственности. Один из. Достаточно сказать, что именно тогда начал функционировать Великий шёлковый путь. Достижения во внешней и внутренней политике сопровождались расцветом искусства и ремёсел.
Что до медведей, то образу этого царя лесов отводилась особая роль задолго до первого задокументированного древнекитайского государства.
Некоторые мифологические персонажи имели обыкновение превращаться в медведей после смерти.
- Например, есть легенда о Гун-гуне, божестве вод. У него было
несколько помощников, один из которых по имени Фую после смерти стал медведем (Титаренко, 2007, с. 428).
- Ещё можно вспомнить историю Гуна. Он был сыном правителя и героем, который боролся с потопом, возводя дамбы. Боролся безуспешно, а в Китае с древности существовали представления об ответственности должностных лиц. Поэтому его казнили, распоров живот.
- Есть версия мифа, в которой Гун после исполнения приговора превратился в медведя и погрузился в пучину. И есть другая версия: труп Гуна странным образом не разлагался и через три года из его распоротого чрева вышел сын Юй. Это легендарный император и культурный герой, который и усмирил потоп. В одном из вариантов мифа Юй Великий, он же Юй Божественный превратился медведя и прорыл туннель в горе, положив начало системе каналов (Титаренко, 2007, с. 429, 714, 760).
- Но это ещё не всё. Медведь считался олицетворением самого Хуан-ди, Жёлтого императора, которого почитают как первопредка всех китайцев и основателя даосизма. Жёлтому императору приписывают изобретение топора, ступки, лука и стрел, платья и туфель, металлургии и других ремесёл (Титаренко, 2007, с. 32-33).
В период правления династии Хань образ бурого медведя обрёл особенную популярность как символ мужества и героической мощи. Медведь, с одной стороны ассоциировался с легендарными правителями далёкого прошлого, которых наделяли божественными свойствами. Вот так встретишь в лесу медведя и вспомнишь о том, что это перевоплощение Юя и Хуан-ди.
С другой стороны, крупный и выносливый хищник, ведущий обособленный образ жизни, сам по себе внушает уважение. Охота на медведя требует аналогичных качеств от человека.
Есть сведения о том, что в Китае медведей дрессировали и косолапые входили в программу бродячих цирков . Правители содержали медведей в придворных зверинцах (Титаренко, 2010, с. 409).
Медведь относится к группе благовещих животных, которые имеют отношение к корпусу верований о благих знамениях. В данном случае речь идёт об обычных животных, наделённых необычными чертами. Например, благим знамением считается встреча с алым медведем (Титаренко, 2007, 456-457). Встречайте.
Поэтому фигурка медведя в быту могла играть роль благого пожелания.
В империи Хань производили небольшие бронзовые фигурки медведей, покрытые позолотой, украшенные инкрустацией кабошонами бирюзы и лазурита. Медведи изображаются упитанными и с круглыми ушами, сидящими в свободных позах. Поэтому скорее всего имеется в виду бурый медведь или гималайский, а не малайский.
Встречаются фигурки медведей с поднятой лапкой и приветливыми мордочками.
Фигурки выполняли функцию подставок и гирек.
Один из самых милых и тонко проработанных образцов фигурировал на аукционе Christie's в 2015 году. Фигурка изображает медведя, который сидит, подперев голову лапой, и облизывается.
Возможно, это не медведь, а медведица. Потому что ей определённо есть, чем кормить медвежат. В китайском искусстве встречаются образы медведиц с выраженной грудью.
Литература
- Духовная культура Китая: Энциклопедия. Т. 2. Гл. ред. М. Л. Титаренко М.: Восточная литература, 2007. С. 32-33, 428-429, 456-457, 714, 760.
- Духовная культура Китая: Энциклопедия. Т. 6. Гл. ред. М. Л. Титаренко М.: Восточная литература, 2010. С. 409.
"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.
Благодарность автору канала для вдохновения и хорошего настроения.
"Благодарность - самая изысканная форма вежливости".
(с) Жак Маритен