Найти в Дзене
Кабинет Востоковеда

Рикшавактра - дакини с медвежьей головой.

Дакини (IAST dakini) - это женщины, которые достигли Просветления путём йогических практик и могут помочь в этом другим практикующим. В буддийском пантеоне дакини являются женскими божествами, которые олицетворяют мудрость. Считается, что дакини способны разблокировать подсознательные знания человека и поднять их на уровень сознания. Поэтому они выступают как помощницы в медитации. В буддийских литературных памятниках, например в "Синей летописи" XIV-XV вв. и “Отсекая надежду и страх” XI-XII вв. есть сюжеты о явлениях дакини тем, кто желает получить духовное продвижение и усердно трудится в этом направлении. Соответственно, встреча с дакини может носить положительный характер и поэтому облик этих просветлённых существ содержит такие приятные черты, как отсутствие одежды и танцевальные позы. Но дакини могут и устрашать. Во-первых, процесс восприятия глубинных истин, которому они способствуют, может быть мучительным и страшным. Поэтому дакини являются не только самым способным, но и са

Дакини (IAST dakini) - это женщины, которые достигли Просветления путём йогических практик и могут помочь в этом другим практикующим. В буддийском пантеоне дакини являются женскими божествами, которые олицетворяют мудрость.

Считается, что дакини способны разблокировать подсознательные знания человека и поднять их на уровень сознания. Поэтому они выступают как помощницы в медитации.

В буддийских литературных памятниках, например в "Синей летописи" XIV-XV вв. и “Отсекая надежду и страх” XI-XII вв. есть сюжеты о явлениях дакини тем, кто желает получить духовное продвижение и усердно трудится в этом направлении.

Фрагмент танки. Тибет, XIX в. Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: P1998.5.6. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/656
Фрагмент танки. Тибет, XIX в. Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: P1998.5.6. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/656

Соответственно, встреча с дакини может носить положительный характер и поэтому облик этих просветлённых существ содержит такие приятные черты, как отсутствие одежды и танцевальные позы.

Ваджрайогини. Центральный Тибет, XIV в. Музей искусств округа Лос-Анджелес (англ. Los Angeles County Museum of Art). Учётный номер: AC.1996.4.1. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/85702
Ваджрайогини. Центральный Тибет, XIV в. Музей искусств округа Лос-Анджелес (англ. Los Angeles County Museum of Art). Учётный номер: AC.1996.4.1. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/85702

Но дакини могут и устрашать.

Во-первых, процесс восприятия глубинных истин, которому они способствуют, может быть мучительным и страшным. Поэтому дакини являются не только самым способным, но и самым бесстрашным йогинам.

Дакини испытывают практикующего и принимают облик прекрасных молодых женщин, если испытание на устойчивость сознания пройдено. В общем, всё как в обычной жизни.

Ваджрайогини. Монголия, XVIII в. Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: F1996.24.3. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/490
Ваджрайогини. Монголия, XVIII в. Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: F1996.24.3. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/490

Во-вторых, дакини нетерпимы ко всему, что связано с продлением пребывания человека в сансаре. Устрашающие черты и зловещие атрибуты выражают эту неприязнь и показывают арсенал этой дамы, который она готова задействовать для помощи людям (Ганевская, Дубровин, Огнева, 2004, с. 319; Елихина, 2003, с. 18).

В буддийских и добуддийских традициях существуют дакини со звериными головами.

Они редко выступают в роли самостоятельных образов. Как правило их изображают в свите. Например, Симхавактра (Симхамукха) и Макаравактра (Макарамукха) с головами льва и макары изображаются слева и справа от Палден Лхамо.

Имена этих звероголовых дакинь состоят из слов, обозначающих животных и "мукха" или "вактра" (IAST mukha, vaktra). Оба этих слова в переводе с санскрита означают "лицо".

Симхавактра. Тибет, XIX в. Тибетский дом (англ. Tibet House), Нью-Йорк. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/72066
Симхавактра. Тибет, XIX в. Тибетский дом (англ. Tibet House), Нью-Йорк. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/72066

Дакини с головой медведя - Рикшавактра (IAST rksa - медведь), или Рикшамукха. Она входит в свиту Симхавактры в паре с Вьягхравактрой (IAST Vyaghravaktra) - это дакини с тигриной головой.

Вьягхравактра и Рикшавактра (фрагмент танки). Тибет, XIX в. Тибетский дом (англ. Tibet House), Нью-Йорк. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/72066
Вьягхравактра и Рикшавактра (фрагмент танки). Тибет, XIX в. Тибетский дом (англ. Tibet House), Нью-Йорк. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/72066

Прелесть Рикшавактры в том, как изображается голова медведя. Можно начать с того, как вообще изображаются медведи в буддийской живописи. Например, вот так.

Медведь (фрагмент танки). Тибет, XIX в. Тибетский дом (англ. Tibet House), Нью-Йорк. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/90715
Медведь (фрагмент танки). Тибет, XIX в. Тибетский дом (англ. Tibet House), Нью-Йорк. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/90715

Или так.

Медведь (фрагмент танки). Тибет, XIX в. ГМВ, Москва. Учётный номер: ГМВ КП 26034?, 8314 II, ГК 4434820. Эл. ресурс URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=4400810 и http://roerich-heritage.ru/data/gmv_familyart/8314-ii/index.php
Медведь (фрагмент танки). Тибет, XIX в. ГМВ, Москва. Учётный номер: ГМВ КП 26034?, 8314 II, ГК 4434820. Эл. ресурс URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=4400810 и http://roerich-heritage.ru/data/gmv_familyart/8314-ii/index.php

В буддийском искусстве изображениям животных не всегда свойственна зоологическая достоверность. Мастер мог быть вовсе не осведомлён о том, как они выглядят. Поэтому и лик Рикшавактры не всегда соответствует тому, что ожидает увидеть современный человек с доступом к телеграм-аккаунту Московского зоопарка.

В то же время очевидно, что художники и скульпторы вдохновлялись теми медведями, информация о которых преодолевала наименьшее расстояние. То есть восточными мишками, например, гималайскими.

Гималайский медведь. Источник: https://mossafariclub.ru/vse-novosti/info/stati/o-trofejnoj-ohote/medved-gimalajskij-ohota-i-ohrana/
Гималайский медведь. Источник: https://mossafariclub.ru/vse-novosti/info/stati/o-trofejnoj-ohote/medved-gimalajskij-ohota-i-ohrana/

Или малайскими. А эти выглядят как человек, который надел на себя медвежий костюм.

Малайский медведь. Источник: https://imgur.com/gallery/malayan-sun-bear-looks-like-human-bear-costume-trying-too-hard-to-act-natural-WwyKz
Малайский медведь. Источник: https://imgur.com/gallery/malayan-sun-bear-looks-like-human-bear-costume-trying-too-hard-to-act-natural-WwyKz

Наша Маша из Московского зоопарка с её выразительными глазами и изящной мордочкой тоже расширяет представления о семействе медвежьих.

Малайская медведица Маша из Московского зоопарка. Источник: https://www.mos.ru/news/item/146656073/?amp&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fstory%2F95096dca-311a-51a6-b967-2ecdfc0b763f
Малайская медведица Маша из Московского зоопарка. Источник: https://www.mos.ru/news/item/146656073/?amp&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fstory%2F95096dca-311a-51a6-b967-2ecdfc0b763f
Малайская медведица Маша из Московского зоопарка. Фотография автора.
Малайская медведица Маша из Московского зоопарка. Фотография автора.
Малайская медведица Маша из Московского зоопарка. Фотография автора.
Малайская медведица Маша из Московского зоопарка. Фотография автора.

А ещё есть медведь-губач, он же индийский медведь. Этот Пельмень живёт в Московском зоопарке.

Медведь-губач Пельмень из Московского зоопарка. Источник: https://moskvichmag.ru/gorod/vesna-vse-taki-prishla-v-zooparke-vyshel-iz-berlogi-medved-gubach-pelmen/
Медведь-губач Пельмень из Московского зоопарка. Источник: https://moskvichmag.ru/gorod/vesna-vse-taki-prishla-v-zooparke-vyshel-iz-berlogi-medved-gubach-pelmen/

В целом у художников получалось похоже на восточных медведей, как если бы их писал человек, который опирался на словесные описания.

Рикшавактра (фрагмент танки). Тибет, XVIII в. Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: P1999.23.1. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/887
Рикшавактра (фрагмент танки). Тибет, XVIII в. Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: P1999.23.1. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/887
Рикшавактра (фрагмент танки). Тибет, XIX в. Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: F1996.9.1. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/424
Рикшавактра (фрагмент танки). Тибет, XIX в. Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: F1996.9.1. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/424

Интересно, что у Рикшавактры передавали особенность малайских мишек - длинный язык, который помогает им добывать мёд и термитов.

Рикшавактра (фрагмент танки). Тибет, XIX в. Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/65862
Рикшавактра (фрагмент танки). Тибет, XIX в. Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/65862
Малайский медведь. Источник: https://sun1-89.userapi.com/impg/IIDykTch8JrRi0HVYTFczMLvuZ8ML5aHfIGghA/_D77brCcwC8.jpg?size=1000x667&quality=96&sign=47922e8fdd7758c9bc8d3cfdd3a28157&type=album
Малайский медведь. Источник: https://sun1-89.userapi.com/impg/IIDykTch8JrRi0HVYTFczMLvuZ8ML5aHfIGghA/_D77brCcwC8.jpg?size=1000x667&quality=96&sign=47922e8fdd7758c9bc8d3cfdd3a28157&type=album
Лучик или Звёздочка из Московского зоопарка. Фотография автора.
Лучик или Звёздочка из Московского зоопарка. Фотография автора.

  • Атрибуты Рикшавактры - это традиционный набор дакини, который состоит из изогнутого ножа (дигуг), чаши из черепа (капала) и тантрического посоха (кхатванга) (Бир, 2013, с. 154).
  • Парные атрибуты нож и наполненная кровью чаша из черепа символизируют единство метода и мудрости, которые необходимы для достижения Просветления. А также это иллюстрация серьёзности намерений просветлённого существа, которое защищает интересы людей. Нож - это символическое оружие, которое рассекает демонических врагов человека в виде губительных воззрений, а капала с кровью - это результат в виде сознания просветлённого существа, наполненного блаженством (Бир, 2013, с. 152).
  • Почему такие страшные атрибуты? Потому что такова суть деятельности защитников Учения. Солдат на поле боя не может выполнять свою работу без оружия. Так и дакини должны обладать своим арсеналом, чтобы помогать людям бороться с омрачениями.
  • Посох кхатванга - из той же оперы. Посох состоит из элементов, которые символизируют метод и мудрость, и иллюстрирует их неделимость (Бир, 2013, с. 141-144).
Рикшавактра. Монголия, XVIII в. Эл. ресурс URL: https://himalayanbuddhistart.wordpress.com/2019/08/29/mongolia-a-few-female-entities-2-2/18th-c-mongolia-rikshamukha-bronze-29-cm-lab-dog-headed-dakini-armanantiques/
Рикшавактра. Монголия, XVIII в. Эл. ресурс URL: https://himalayanbuddhistart.wordpress.com/2019/08/29/mongolia-a-few-female-entities-2-2/18th-c-mongolia-rikshamukha-bronze-29-cm-lab-dog-headed-dakini-armanantiques/

В скульптуре Рикшавактра встречается чрезвычайно редко, в основном, как часть композиции.

Рикшавактра. Тибет, XVII-XVIII вв. Эл. ресурс URL: https://himalayanbuddhistart.wordpress.com/2021/12/26/tibet-various-dakinis-12/17th-18th-c-tibet-rikshavaktra-gilt-bronzepolyc-24-cm-with-base-lab-rksavaktra-19sep02-indianseasian-a-lot-168-christies/#main
Рикшавактра. Тибет, XVII-XVIII вв. Эл. ресурс URL: https://himalayanbuddhistart.wordpress.com/2021/12/26/tibet-various-dakinis-12/17th-18th-c-tibet-rikshavaktra-gilt-bronzepolyc-24-cm-with-base-lab-rksavaktra-19sep02-indianseasian-a-lot-168-christies/#main

В собрании Государственного Эрмитажа находится одна из таких редких композиций, которая состоит из Симхавактры и её свиты.

Симхавактра в сопровождении Вьягхравактры и Рикшавактры. Тибет или Китай, XVIII в. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Учётный номер: y-1101. Эл. ресурс URL: https://himalayanbuddhistart.wordpress.com/2018/06/20/tibet-various-dakinis-2/ и https://www.himalayanart.org/items/31412
Симхавактра в сопровождении Вьягхравактры и Рикшавактры. Тибет или Китай, XVIII в. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Учётный номер: y-1101. Эл. ресурс URL: https://himalayanbuddhistart.wordpress.com/2018/06/20/tibet-various-dakinis-2/ и https://www.himalayanart.org/items/31412

Рикшавактра здесь обладает странненькой деталью, которая встречается в живописных изображениях медведей, - рыжей гривой.

Рикшавактра. Тибет или Китай, XVIII в. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Эл. ресурс URL: https://himalayanbuddhistart.wordpress.com/2018/06/20/tibet-various-dakinis-2/ и https://www.himalayanart.org/items/31412
Рикшавактра. Тибет или Китай, XVIII в. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Эл. ресурс URL: https://himalayanbuddhistart.wordpress.com/2018/06/20/tibet-various-dakinis-2/ и https://www.himalayanart.org/items/31412

И наконец, самый интересный образец с точки зрения художественной ценности был обнаружен на аукционе Bonhams.

Рикшавактра. Монголия, XIX в. Серебро. Высота - 22,8 см. Онлайн-каталог аукционного дома Bonhams. Эл. ресурс URL: https://www.bonhams.com/auction/19672/lot/1086/a-silver-figure-of-rikshamukha-mongolia-19th-century/
Рикшавактра. Монголия, XIX в. Серебро. Высота - 22,8 см. Онлайн-каталог аукционного дома Bonhams. Эл. ресурс URL: https://www.bonhams.com/auction/19672/lot/1086/a-silver-figure-of-rikshamukha-mongolia-19th-century/

Скульптура высотой 22,8 см выполнена из серебра, украшена инкрустацией кабошонами бирюзы, коралла и красного полупрозрачного минерала: граната, шпинели или рубина. Эта Рикшавактра отличается высоким уровнем детализации внутриконтурных объёмов.

Из зловещих атрибутов здесь присутствует содранная кожа, повязанная вокруг бёдер. Такого рода атрибуты символизируют разрушение коренных ядов, мешающих человеку (Бир, 2013, с. 93). И танцует дакини в океане крови, который изображает человеческие страсти.

Рикшавактра. Монголия, XIX в. Серебро. Высота - 22,8 см. Онлайн-каталог аукционного дома Bonhams. Эл. ресурс URL: https://www.bonhams.com/auction/19672/lot/1086/a-silver-figure-of-rikshamukha-mongolia-19th-century/
Рикшавактра. Монголия, XIX в. Серебро. Высота - 22,8 см. Онлайн-каталог аукционного дома Bonhams. Эл. ресурс URL: https://www.bonhams.com/auction/19672/lot/1086/a-silver-figure-of-rikshamukha-mongolia-19th-century/

Как оказалось, есть ещё одна очень похожая серебряная Рикшавактра, которая является частью композиции выдающегося уровня исполнения. Была даже мысль, что это одна и та же скульптура, но мелкие детали всё же разнятся.

Судя по вложенным ресурсам, заказчиком этой работы выступало значительное и обеспеченное лицо.

Симхавактра в сопровождении Рикшавактры. Китай, династия Цин, XVIII в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/11282
Симхавактра в сопровождении Рикшавактры. Китай, династия Цин, XVIII в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/11282

Слева от Симхавактры сохранилился ещё один пьедестал. А это означает, что где-то может быть ещё одна серебряная дакини - Вьягхравактра с тигриной головой.

Рикшавактра. Монголия, XIX в. Серебро. Высота - 22,8 см. Онлайн-каталог аукционного дома Bonhams. Эл. ресурс URL: https://www.bonhams.com/auction/19672/lot/1086/a-silver-figure-of-rikshamukha-mongolia-19th-century/
Рикшавактра. Монголия, XIX в. Серебро. Высота - 22,8 см. Онлайн-каталог аукционного дома Bonhams. Эл. ресурс URL: https://www.bonhams.com/auction/19672/lot/1086/a-silver-figure-of-rikshamukha-mongolia-19th-century/

Литература

  • Бир Р. Тибетские буддийские символы. М.: Ориенталия, 2013. С. 93, 141-144, 154, 152.
  • Ганевская Э.В., Дубровин А.Ф., Огнева Е.Д. Пять семей Будды. Металлическая скульптура Северного буддизма IX–XIX вв. из собрания ГМВ. М.: Едиториал УРСС, 2004. С. 319.
  • Елихина Ю. И. Обитель милосердия. Искусство тибетского буддизма. СПб.: Государственный Эрмитаж, 2003. С. 18.
Кабинет Востоковеда 🦚🐲📿

"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.

Благодарность автору канала для вдохновения и хорошего настроения.

"Благодарность - самая изысканная форма вежливости".
(с) Жак Маритен