Дакини (IAST dakini) - это женщины, которые достигли Просветления путём йогических практик и могут помочь в этом другим практикующим. В буддийском пантеоне дакини являются женскими божествами, которые олицетворяют мудрость.
Считается, что дакини способны разблокировать подсознательные знания человека и поднять их на уровень сознания. Поэтому они выступают как помощницы в медитации.
В буддийских литературных памятниках, например в "Синей летописи" XIV-XV вв. и “Отсекая надежду и страх” XI-XII вв. есть сюжеты о явлениях дакини тем, кто желает получить духовное продвижение и усердно трудится в этом направлении.
Соответственно, встреча с дакини может носить положительный характер и поэтому облик этих просветлённых существ содержит такие приятные черты, как отсутствие одежды и танцевальные позы.
Но дакини могут и устрашать.
Во-первых, процесс восприятия глубинных истин, которому они способствуют, может быть мучительным и страшным. Поэтому дакини являются не только самым способным, но и самым бесстрашным йогинам.
Дакини испытывают практикующего и принимают облик прекрасных молодых женщин, если испытание на устойчивость сознания пройдено. В общем, всё как в обычной жизни.
Во-вторых, дакини нетерпимы ко всему, что связано с продлением пребывания человека в сансаре. Устрашающие черты и зловещие атрибуты выражают эту неприязнь и показывают арсенал этой дамы, который она готова задействовать для помощи людям (Ганевская, Дубровин, Огнева, 2004, с. 319; Елихина, 2003, с. 18).
В буддийских и добуддийских традициях существуют дакини со звериными головами.
Они редко выступают в роли самостоятельных образов. Как правило их изображают в свите. Например, Симхавактра (Симхамукха) и Макаравактра (Макарамукха) с головами льва и макары изображаются слева и справа от Палден Лхамо.
Имена этих звероголовых дакинь состоят из слов, обозначающих животных и "мукха" или "вактра" (IAST mukha, vaktra). Оба этих слова в переводе с санскрита означают "лицо".
Дакини с головой медведя - Рикшавактра (IAST rksa - медведь), или Рикшамукха. Она входит в свиту Симхавактры в паре с Вьягхравактрой (IAST Vyaghravaktra) - это дакини с тигриной головой.
Прелесть Рикшавактры в том, как изображается голова медведя. Можно начать с того, как вообще изображаются медведи в буддийской живописи. Например, вот так.
Или так.
В буддийском искусстве изображениям животных не всегда свойственна зоологическая достоверность. Мастер мог быть вовсе не осведомлён о том, как они выглядят. Поэтому и лик Рикшавактры не всегда соответствует тому, что ожидает увидеть современный человек с доступом к телеграм-аккаунту Московского зоопарка.
В то же время очевидно, что художники и скульпторы вдохновлялись теми медведями, информация о которых преодолевала наименьшее расстояние. То есть восточными мишками, например, гималайскими.
Или малайскими. А эти выглядят как человек, который надел на себя медвежий костюм.
Наша Маша из Московского зоопарка с её выразительными глазами и изящной мордочкой тоже расширяет представления о семействе медвежьих.
А ещё есть медведь-губач, он же индийский медведь. Этот Пельмень живёт в Московском зоопарке.
В целом у художников получалось похоже на восточных медведей, как если бы их писал человек, который опирался на словесные описания.
Интересно, что у Рикшавактры передавали особенность малайских мишек - длинный язык, который помогает им добывать мёд и термитов.
- Атрибуты Рикшавактры - это традиционный набор дакини, который состоит из изогнутого ножа (дигуг), чаши из черепа (капала) и тантрического посоха (кхатванга) (Бир, 2013, с. 154).
- Парные атрибуты нож и наполненная кровью чаша из черепа символизируют единство метода и мудрости, которые необходимы для достижения Просветления. А также это иллюстрация серьёзности намерений просветлённого существа, которое защищает интересы людей. Нож - это символическое оружие, которое рассекает демонических врагов человека в виде губительных воззрений, а капала с кровью - это результат в виде сознания просветлённого существа, наполненного блаженством (Бир, 2013, с. 152).
- Почему такие страшные атрибуты? Потому что такова суть деятельности защитников Учения. Солдат на поле боя не может выполнять свою работу без оружия. Так и дакини должны обладать своим арсеналом, чтобы помогать людям бороться с омрачениями.
- Посох кхатванга - из той же оперы. Посох состоит из элементов, которые символизируют метод и мудрость, и иллюстрирует их неделимость (Бир, 2013, с. 141-144).
В скульптуре Рикшавактра встречается чрезвычайно редко, в основном, как часть композиции.
В собрании Государственного Эрмитажа находится одна из таких редких композиций, которая состоит из Симхавактры и её свиты.
Рикшавактра здесь обладает странненькой деталью, которая встречается в живописных изображениях медведей, - рыжей гривой.
И наконец, самый интересный образец с точки зрения художественной ценности был обнаружен на аукционе Bonhams.
Скульптура высотой 22,8 см выполнена из серебра, украшена инкрустацией кабошонами бирюзы, коралла и красного полупрозрачного минерала: граната, шпинели или рубина. Эта Рикшавактра отличается высоким уровнем детализации внутриконтурных объёмов.
Из зловещих атрибутов здесь присутствует содранная кожа, повязанная вокруг бёдер. Такого рода атрибуты символизируют разрушение коренных ядов, мешающих человеку (Бир, 2013, с. 93). И танцует дакини в океане крови, который изображает человеческие страсти.
Как оказалось, есть ещё одна очень похожая серебряная Рикшавактра, которая является частью композиции выдающегося уровня исполнения. Была даже мысль, что это одна и та же скульптура, но мелкие детали всё же разнятся.
Судя по вложенным ресурсам, заказчиком этой работы выступало значительное и обеспеченное лицо.
Слева от Симхавактры сохранилился ещё один пьедестал. А это означает, что где-то может быть ещё одна серебряная дакини - Вьягхравактра с тигриной головой.
Литература
- Бир Р. Тибетские буддийские символы. М.: Ориенталия, 2013. С. 93, 141-144, 154, 152.
- Ганевская Э.В., Дубровин А.Ф., Огнева Е.Д. Пять семей Будды. Металлическая скульптура Северного буддизма IX–XIX вв. из собрания ГМВ. М.: Едиториал УРСС, 2004. С. 319.
- Елихина Ю. И. Обитель милосердия. Искусство тибетского буддизма. СПб.: Государственный Эрмитаж, 2003. С. 18.
"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.
Благодарность автору канала для вдохновения и хорошего настроения.
"Благодарность - самая изысканная форма вежливости".
(с) Жак Маритен