Итак, сегодня у нас продолжение воспоминаний о поездах из Свердловска / Екатеринбурга. Первую часть можно почитать по ссылке:
Вторую же часть предлагаю начать с главного курортного направления страны - в Адлер / Сочи (она будет посвящена поездам в разные уголки страны, но не по Уралу). Да-да, я не описался. В 1969 году поезд № 107/108/ следовал именно до Сочи, а не до Адлера, как мы привыкли видеть во времена СССР. Я, конечно, не знаю, что там было в 1969 году, но в 80-е гг., из которых я отлично представляю себе сочинский вокзал, отстаиваться там по моим соображениям было просто негде. Я уж было подумал, что может быть поезд прибывал, разворачивался и тут же следовал назад, но нет: прибывал он в 12:47, а отправлялся в 17:44. Теоретически, там где-то за рекой Сочи могло быть оборудовано место для отстоя поездов, но тоже как-то маловероятно. Ну а в сторону Хосты, по моим соображениям, места для отстойника вообще нет. Можно, конечно, было просто оставить поезд у платформы, но там по станции даже в 1961 году уже было приличное сообщение. Одних поездов на Адлер в сезон проходило более 20 пар, и в Сочи разворачивались еще три (кроме Свердловска еще Тбилиси и Минск). Причем, еще в 1961 году всё было стандартно - Адлер. В общем, направление 1. На Адлер / Сочи:
- 1961 - № 107 - 81:24 - (через Дружинино, Казань, Пензу, Лиски, Ростов) - на Адлер;
- 1969 - № 107 - 66:57 - на Сочи. Сочи, конечно, ближе к Свердловску, но 14,5 часов экономии явно не на этих 23 км сформировались;
- 1980 - № 387 - 66:45 - на Адлер, но совсем по другому маршруту (через Челябинск, Орск, Кандагач, Минеральные Воды);
- № 83 - 64:46 - на Сочи (через Казань);
- 1989 - № 133- 65:54 - на Адлер (через Казань, Рузаевку, Пензу, Поворино, Ростов);
- № 387 - 73:42 - на Адлер, но совсем другим маршрутом на начальной стадии (Челябинск, Уфа, Пенза);
- 2004 - № 435 - 63:44 - на Адлер;
- 2009 - № 435 - 63:48 - на Адлер - редкая стабильность по времени для 2000-х годов (через Пензу, Лиски на Ростов);
- 2024 - № 523 - 64:51 - и здесь даже не Адлер, а Имеретинский курорт.
Вторым направлением будет совсем другой маршрут - на Брест:
- 1969 - № 125 - 46:51 - через Киров, Горький, Москву и Минск;
- 1980 - № 301 - 54:09 - через Казань, Черусти, Смоленск и Минск. И это аж на 8 часов медленнее 1969 года;
- 1989 - № 129 - 49:08 - маршрут все тот же через Казань и Черусти и далее на Смоленск, но на 5 часов быстрее;
- 2004 - № 45 - 48:47 - в отличие от многих других городов Свердловску удалось сохранить железнодорожное сообщение с Беларусью;
- 2009 - № 213 - 48:35;
- 2024 - но до 2024 года этот маршрут все-таки не дожил. Также интересно, что в каждый год, который мы отслеживаем, у поезда был новый номер.
Кажется, нам еще не разу не встречался вокзал Черусти:
Следующее направление 3 - Казань. Казань, конечно, не очень далеко, но для полноты картины я решил ее включить именно в этот блок.
- 1961 - № 89 - 23:32 (через Агрыз);
- 1969 - № 89 - 24:20, то есть даже медленнее, чем в 1961 году и это вот прямо редкость. Всё-таки в наших исследованиях традиционно 1969 год один из самых быстрых, а 1961 - один из самых медленных.
- 1980 - № 125 - 20:39. Поскольку расстояние здесь не самое большое, ускорение на 4 часа является очень даже приличным;
- 1989 - № 129 - 19:22;
- 2004 и далее - нет конечного пункта Казань в списке поездов. В принципе, понять это можно - уж больно много поездов были проходящими по этому участку, поэтому может быть он стал и не нужен. Но все-таки два города миллионника;
Направление 4. Киев. Очень интересное направление с очень интересным маршрутом движения:
- 1961 - поезда не было;
- 1969 - № 157 - 64:57 - шел через Пермь, Казань (Пермь - Ижевск - Казань - как-то достаточно нетривиально), Рузаевку, Ртищево, Курск, Бахмач);
- 1980 - № 357 - 61:29 - маршрут тот же, вот только поезд из летнего становится круглогодичным;
- 1989 - № 357 - 61:43;
Ну и с распадом СССР сообщение с Киевом прекращается. И вот еще что - поезда в Киев были, видимо, намного медленнее, чем в Брест. Причем прилично медленнее.
Направление 5. Кисловодск / Пятигорск. Пришло время и для региона Кавказских минеральных вод.
- 1969 - № 101 - 60:52. Шел он через Челябинск, Оренбург, Астрахань, Грозный и Минеральные Воды. Вообще ну вот прямо интересные направления из Свердловска. Как будто веером разлетались по стране, весьма приличный охват территории;
- 1980 - нет поезда на Кавказские минеральные воды, что даже странно
- 1989 - № 305, но не в Кисловодск, а Пятигорск. Время в пути какое-то ужасное - 76:11. Шел через Челябинск и Пугачевск;
- 2009 - № 307 - 63:19;
- 2024 - № 255 - 58:45. Но маршрут в очередной раз меняется. Поезд следует через Казань (причем именно сам вокзал, а не Восстание), далее на Ульяновск, Саратов, Волгоград, Кавказскую и Минеральные Воды.
Направление 6. Ташкент. Еще одна столица бывшей союзной республики.
- 1969 - № 162 - 51:09. Шел поезд через Кандагач и Орск;
- 2009 - № 316 - 59:61. В отслеживаемые мной периоды между этими годами поезда не было;
2009 год для Екатеринбурга вообще был уникальным каким-то, с точки зрения сообщения со Средней Азией. Кроме Ташкента отсюда ходели поезд еще и в Бишкек - № 306 - 51:21.
Направление 7. Севастополь / Симферополь. Ну вот и до Крыма очередь дошла.
- 1961 - № 105 - 83:20 - Севастополь. Ну очень долго, конечно. Но тут не маршрут, а какая-то экзотика: Челябинск, Куйбышев, Сызрань, Волгоград, Краснодар, Джанкой. И вот тут - неужели паром? Да! Именно паром. Вся переправа занимала 2 часа - 17:42 - 19:42;
- 1969 - № 105 - 74:35 - маршрут тот же;
- 1980 - № 105 - 80:34 на Севастополь через паром;
- № 517 - 67:11 на Симферополь через Казань, Кр. Узел, Поворино, Донецк;
- 1989 - № 215 - 73:31 - на Севастополь, но уже не через паромную переправу, а через Волгоград, Морозовскую, Дебальцево;
№ 517 - 66:48 на Симферополь - через Казань, Донецк.
- 2004 - № 141 - 68:56 - на Симферополь;
- 2009 - № 141 - 68:48 - на Симферополь.
В 2024 году поезда Екатеринбург - Симферополь / Севастополь нет, но есть ну просто экзотичнейший Пермь - Симферополь, который сначала едет в сторону противоположную своей цели.
Направление 8. Новосибирск. И это уже на восток.
- 1969 - № 114 - 36:18;
- 1980 - № 114 - 28:14 - серьезнейшее ускорение;
- 1989 - № 114 - 30:41
Понятно, что проходящих поездов здесь и сейчас много, но собственно Екатеринбург - Новосибирск - нет
Направление 9. Новороссийск. Еще один южный город:
- 1989 - № 275 - 69:27. Шёл через Киров, Горький, Пензу, Ростов.
- 2004 - № 336 - 64:21.
- 2024 - № 225 - 65:33 (через Казань, Балашов, Лихую, Ростов).
В отдельные годы добавлялись поезда до Анапы. Есть он в летнем графике и 2024 года. Время в пути примерно такое же 63-65 часов.
Ну и последнее направление на сегодня на Харьков.
- 1969 - № 127 - 64:21 (через Казань, Пензу, Поворино);
- 1980 - № 127 - 63:26;
- 1989 - № 227 - 60:27.
- 2004 - № 327 - 51:21 - даже интересно, где этот поезд умудрился сбросить аж 10 часов!
Ну, пожалуй, хватит на сегодня. Оставим все остальные направления на 3-ю часть. А то всё смешается в голове. А ведь кроме относительно небольших городов Свердловской области, там будут еще и очень крупные города - Пермь, Оренбург, Челябинск.
Какой главный вывод можно сделать по поездам из Сервдловска / Екатеринбурга пока?! Они прилично отличаются от других направлений. Если по другим пики скоростей нередко были в 60-70-е гг., то здесь все-таки скорости планомерно росли к XXI веку. Возможно, что из-за изменения маршрутов, но тем не менее.
Спасибо, что читаете! До встречи!