2,9K подписчиков

Пальмы, пляж и жёсткая кастовая система: как Канны остаются самым снобским и при этом лучшим фестивалем в мире

Коллаж © VK Гид. © Freepik, Palais des Festivals et des Congrès de Cannes (SEMEC)
Коллаж © VK Гид. © Freepik, Palais des Festivals et des Congrès de Cannes (SEMEC)

С 14 по 25 мая на Лазурном берегу Франции пройдёт 77-й Каннский фестиваль. Канны считаются одним из самых ярких, престижных и крупных международных смотров во всём мире. Все хотят сюда попасть, но далеко не многим это удаётся. Кинокритик Тамара Ходова рассказывает, кого допускают в святая святых мирового кинематографа и почему по красной дорожке фестиваля теперь можно ходить в шлёпках.

Франция решила организовать свой кинофестиваль ещё в начале тридцатых годов, в противовес фашистскому Венецианскому, который впервые прошёл в 1932-м и считается самым старым фестивалем в мире. Однако создать свой собственный смотр оказалось не так просто — Франции понадобилось ещё семь лет, чтобы утрясти все организационные вопросы. В итоге фестиваль должен был пройти в Каннах в 1939 году. На открытие приехали Гэри Купер, Кэри Грант, Спенсер Трейси и другие крупные звёзды Голливуда. 31 августа зрителям показали фильм открытия — «Горбун из Нотр-Дама» Уильяма Дитерле, а 1 сентября немецкие войска захватили Польшу и началась Вторая мировая война. Всем резко стало не до праздника кино, и перезапустить фестиваль удалось лишь в 1946 году. При этом в начале пятидесятых его перенесли с конца лета на конец весны, чтобы не конкурировать с Венецией, и смотр наконец-то стал проходить на постоянной основе.

Плакат, созданный Жаном-Габриэлем Домергом для первого кинофестиваля в Каннах, который был преждевременно прерван после вторжения Гитлера в Польшу в 1939 году. © FDC
Плакат, созданный Жаном-Габриэлем Домергом для первого кинофестиваля в Каннах, который был преждевременно прерван после вторжения Гитлера в Польшу в 1939 году. © FDC

За всё время существования фестиваля его отменяли всего два раза. Первый — в 1968 году на фоне студенческих волнений по всей Франции. Тогда на 21-й Каннский фестиваль приехали молодые радикалы Жан-Люк Годар, Франсуа Трюффо и Клод Лелуш, которые заявили, что смотр необходимо закрыть в знак солидарности со студентами. Фестиваль не очень хотел прислушиваться к нарушителям спокойствия. Однако многие режиссёры изъяли свои фильмы из программы, Каннам просто нечего было показывать, и за пять дней до окончания смотра его пришлось отменить. Второй раз фестиваль отменили в 2020 году из-за начавшейся пандемии коронавируса.

Мекка для синефилов

«Золотую пальмовую ветвь» учредили в 1955 году — в честь пальмовой ветви, которая украшает герб Канн, и высоких пальм на знаменитой набережной Круазетт. При этом официальным призом фестиваля она стала только в 1975 году — и с тех пор считается одной из самых престижных кинонаград в мире. В последние годы победители Канн стабильно оказываются в рядах главных претендентов на остальные призы так называемого наградного сезона, в том числе и на самый желанный из них — премию «Оскар». Обладателями главного приза фестиваля становились главные режиссёры XX и XXI веков — Фрэнсис Форд Коппола, Мартин Скорсезе, Акира Куросава, Анджей Вайда, Вим Вендерс, Эмир Кустурица, Дэвид Линч, Аббас Киаростами, Ларс фон Триер и многие другие.

© Wikipedia / karel leermans
© Wikipedia / karel leermans

Все мероприятия смотра проходят во Дворце фестивалей, построенном в 1982 году. Шестиэтажное здание в стиле модернизм возникло на месте старого муниципального казино и теперь из года в год принимает гостей на красной дорожке ведущего к главному кинозалу дворца — Гран театра «Люмьер» более чем на тысячу посадочных мест. Здание из стекла и бетона больше походит на торговый центр, нежели на дворец, но на две недели оно становится Меккой для синефилов со всего мира. Однако стоит учитывать, что Канны считаются самым престижным и снобским фестивалем не просто так.

Дворец фестивалей и конгрессов — место проведения Каннского кинофестиваля. © Тамара Ходова
Дворец фестивалей и конгрессов — место проведения Каннского кинофестиваля. © Тамара Ходова

Нелюбовь к прогрессу

В отличие от Берлинале и Венеции, например, доступных для обычной публики, в Канны могут попасть только профессионалы киноиндустрии и их гости. Билеты на показы просто так не купить, поэтому те, кому не посчастливилось получить профессиональную аккредитацию, обычно стоят в красивых платьях и смокингах с плакатами перед Дворцом в надежде, что кто-то сжалится и подарит им лишний билет на показ. Те, кто приезжает поглазеть на звёзд, уже за день до открытия смотра занимают стратегические места перед красной дорожкой, чтобы получить желанный автограф или даже селфи.

© Festival de Cannes /  Mathilde Petit-Boh
© Festival de Cannes / Mathilde Petit-Boh

При этом даже профессионалам попасть на фестиваль нелегко. Пресс-служба Канн отличается особой строгостью, а система аккредитации следует жёстким нормам классового общества, где самые низшие журналистские чины получают жёлтый бейдж, а самые высокие — белый. Всего таких уровней пять, и от цвета вашего бейджа зависят шансы попасть на тот или иной фильм. Бывало и так, что журналисты приезжали на фестиваль и не могли попасть ни на одну ожидаемую картину: к тому времени, когда до них доходила очередь, билеты просто заканчивались. Самый высокий уровень обычно получают критики за семьдесят, которые приезжают на фестиваль уже сорок лет и пишут в какую-нибудь французскую газету.

© Тамара Ходова
© Тамара Ходова

В этом смысле смотр очень старомоден и с подозрением относится к онлайн-СМИ и стримингам. Последним попасть в Канны и вовсе невозможно — из-за протестов владельцев французских кинотеатров, которым не нравится, что видеосервисы сразу выпускают свои проекты онлайн, фестиваль практически полностью перестал сотрудничать со стримингами. На фестиваль допускаются только те, кто соглашается на драконовские требования французских киносетей. Это случается редко, но метко. Так, в прошлом году премьера нового фильма Мартина Скорсезе «Убийцы Цветочной луны» производства Apple прошла именно в Каннах.

Каблуки против шлёпок

Консервативны Канны не только по отношению к онлайн-сервисам, но и в других вопросах. В 2015 году на фестивале разгорелся скандал из-за драконовского дресс-кода: женщин в обуви на плоской подошве не пускали на красную дорожку. Тогда многие знаменитости начали ходить на премьеры фильмов без каблуков, в шлёпках или даже босиком. Под давлением общественности строгий дресс-код пришлось отменить.

Но дресс-код — это всего лишь вершина айсберга. В 2018 году на волне движения Me Too в рамках акции на красную дорожку вышли 82 женщины, чтобы обратить внимание на гендерное неравенство в кино и в Каннах в частности. Дело в том, что за время официального существования фестиваля — с 1946 по 2018 год — из 1645 фильмов, показанных на смотре, только 82 были сняты женщинами. И вообще единственной женщиной-победительницей Канн до недавнего времени была новозеландка Джейн Кэмпион, получившая «Золотую пальмовую ветвь» за фильм «Пианино» в 1993 году.

Режиссер Джейн Кэмпион.  © Festival de Cannes / Lisa Tomasetti
Режиссер Джейн Кэмпион. © Festival de Cannes / Lisa Tomasetti

Её одиночество в этом списке удалось разбавить только в 2021 году, когда жюри под председательством американского режиссёра Спайка Ли приняло историческое решение и вручило приз француженке Жюли Дюкурно за фильм «Титан». Ещё одной женщиной, победившей на фестивале, стала француженка Жюстин Трие с картиной «Анатомия падения» в 2023 году. В то же время программный директор Тьерри Фремо настаивает на том, что на фестивале никогда не будет «позитивной дискриминации», то есть фильмы будут отбирать по их достоинствам, а не по гендеру режиссёра.

Параллельные программы

С 1959 года одновременно с фестивалем начал проходить Каннский кинорынок — одно из крупнейших событий для мировой киноиндустрии. Искусство искусством, но доходы смотр получает именно с кинорынка, а не гламура на красной дорожке. В последние годы рынок привлекает более 12 тысяч деятелей киноиндустрии, каждый год там презентуют более четырёх тысяч проектов, что приносит до миллиарда долларов прибыли. И зачастую фильмы, продаваемые на рынке, сильно отличаются от официальной программы Канн. Ещё великий кинокритик Роджер Эберт в своей книге про фестиваль в восьмидесятые рассказывал, как в подвале дворца, где проходит кинорынок, дельцы могли продавать кассеты с ширпотребным кино по цене за килограмм.

В одно время с фестивалем проходят две параллельные программы — «Неделя критики» и «Двухнедельник режиссёров». Они возникли в качестве ответа молодых режиссёров Каннам, которые не хотели брать их работы в свою программу. Созданные как альтернатива фестивалю, программы в итоге стали сотрудничать с ним, поэтому сейчас гости смотра могут свободно посещать эти две секции. При этом параллельные программы иногда оказываются чуть ли не интереснее, чем основной конкурс Канн, и представляют работы лучших молодых режиссёров и дебютантов.

В своё время с «Недели критики» и «Двухнедельника» начинали Вернер Херцог, Мартин Скорсезе, Джим Джармуш, Аличе Рорвахер, Клэр Дени, Пон Джун-хо, Такеши Китано и другие. Зачастую, доказав свой талант в параллельных секциях, в последующие годы режиссёры плавно переходили в основную программу Канн. И до сих пор там можно встретить, например, такие бриллианты, как «Маяк» Роберта Эггерса или «Проект ”Флорида“» Шона Бейкера, который, кстати, в этом году представит свою новую работу в основном конкурсе фестиваля.

© Mairie de Cannes
© Mairie de Cannes

В общем, Канны подходят только выносливым и крепким духом, но, несмотря на весь свой снобизм, наносной гламур и консерватизм, они остаются одним из самых престижных и лучших фестивалей в мире, откуда стабильно выходят молодые таланты и будущие обладатели «Оскаров».