Эта проблема может стать разрешимой после завершения строительства ЦКП «СКИФ» в Новосибирске.
В Академгородке продолжается строительство Центра коллективного пользования «Сибирский кольцевой источник фотонов» (СКИФ), одной из станций первой очереди которого станет станция по диагностике в высокоэнергетическом рентгеновском диапазоне. Она предназначена для решения научно-исследовательских и прикладных задач с использованием высокоразрешающей рентгеновской микроскопии, дифракции и рассеяния рентгеновских лучей. Результаты исследований могут быть полезны в области материаловедения, геофизики, археологи, палеонтологии и медицины.
Инициатором создания станции выступил Институт ядерной физики имени Г. И. Будкера СО РАН. Разработкой оборудования станции занимается Конструкторско-технологический институт научного приборостроения СО РАН.
Станция будет оснащена микроскопами, работающими в рентгеновском диапазоне, что позволит получать изображения с субмикронным разрешением. А применение метода рентгеновской вычислительной томографии позволит проводить неразрушающие исследования трёхмерной структуры любых объектов. Такие исследования, в частности, будут интересны палеонтологам при изучении уникальных образцов окаменелостей древней флоры и фауны.
В СО РАН рассказали, что одно из главных направлений станции связано с медициной и биологией. Исследования особенно важны при диагностике злокачественных опухолей на ранней стадии развития. Они позволяют контролировать ход развития различных патологий в течение процесса лечения.
Также результаты исследований на станции помогут при конструировании и создании различных металлических изделий и конструкций. Используя методы рентгеноскопии и рентгеноструктурного анализа, можно будет предсказать, как поведут себя металлические конструкции при механической и термической нагрузке. Эти исследования будут наиболее актуальны в авиа- и машиностроении.
По словам заведующего лабораторией лазерных технологий Института теоретической и прикладной механики имени С. А. Христиановича СО РАН Александра Геннадьевича Маликова, важной задачей исследований учёных является создания самолёта, в котором все швы будут сварными. «Это голубая мечта авиастроителей: переход от заклёпочного соединения к сварному. Такой подход поможет снизить вес самолёта, увеличить скорость его производства. Внедрение сварки в самолётостроение — это мягкая революция. Помимо этого, актуально, например, наладить восстановление пера лопатки газотурбинного двигателя самолёта, которая часто подвергается износу. Эту методику мы наладили, однако появляется вопрос: если материал изнашивается, не лучше ли сделать новый? В рамках этого мы и развиваемся», — резюмировал учёный.
В Сибирском отделении РАН добавили, что сейчас завершены этапы эскизного проектирования станции и разработки конструкторской документации. Начался следующий этап по изготовлению комплектующих материалов, его должны закончить в этом году.