Найти тему
Эклектичный Взгляд

Палестина в исламский период. Часть 2

Оглавление

История Палестинского региона. Часть 1

Мусульманская миссия распространения ислама в Палестине, имеет важное место в истории ислама, были начаты ещё во времена Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Пророкﷺ послал письма с приглашениями к исламу различным правителям, включая эмира Бусры, принадлежащего к Византии, Шурахбилем ибн Амром, который убил посла пророка Аль-Харис ибн Умайр. Вследствии этого убийства посола пророкаﷺ, привело к сражению, которая называется "Битва при Муте" в котором мусульмане потерпели поражение. Незадолго до своей смерти, посланник Аллахаﷺ собрал армию под командованием Усамы ибн Зейда, чтобы отомстить за Муту, но армия не смогла выйти в поход из-за болезни пророка Мухаммедаﷺ.
Как только Халифом был избран
Абу-Бакр, он сразу отправил Усаму ибн Зейда в этот планируемый поход (26 июня 632 года). Затем он поручил Амру ибн Асу завоевание Палестины (февраль-март 634 года). Мусульмане сначала пошли на Газу; вблизи места, называемого Дасин или Тадун, они одолели вражескую армию, которой лично командовал наместник Газы и взяли город. Когда мусульмане в короткий срок завоевали Южную Палестину и продвинулись до Гамрул-Арабат, император Византии Ираклий послал большую армию под командованием своего брата Феодора в Палестину. Когда византийцы приблизились к району, Амр ибн Ас, осаждавший Кесарию, понял, что не сможет сопротивляться этой армии и снял осаду, обратившись за помощью к халифу. Халиф Абу-Бакр послал подкрепление Халида ибн Валид. В конечном итоге две армии столкнулись лицом к лицу в районе Аджнадайн, и битва завершилась категорической победой исламской армии (30 июля 634 года). Этой победой открылись ворота Палестины и Сирии для мусульман и сразу за ней были взяты города, такие как Себастия, Наблус, Юбна, Амвас и другие. Особенно важным событием в истории Палестины была битва при Ярмуке, в которой так же были разгромлены византийцы. С этой победой мусульмане укрепили свои позиции в регионе и взяли Иерусалим. После Халиф Умар прибыл в Джабию и принял делегацию из Иерусалима под предводительством патриарха Софрония, выдав им худхума (договор) с условием уплаты джизии и хараджа; таким образом, Иерусалим был взят мирным путем.
Изменение владения Иерусалимом стало поворотным моментом в борьбе между мусульманами и Византией. Когда Амр ибн Ас, осаждавший Кесарию, был отправлен завоевывать Египет, его место занял
Язид ибн Абу Суфьян; после смерти Язида, его брат Муавия взял командование на себя. С завоеванием Ашкелона Муавия завершил подчинение Палестины, и этот регион был организован в военную зону под названием Джунд Филистин, с центром в городе Лид вместо Кесарии. Халиф Умар поручил Муазу ибн Джабалу, Убаде ибн Самиту и Абдуррахману ибн Ганму распространять ислам среди населения; также он стимулировал переселение арабских племён в этот регион. В борьбе между Али и Муавией жители Палестины поддерживали Муавию.

Некоторые имена сподвижников пророкаﷺ, которые отправились в Палестину и умерли там по разным причинам: Кааб бен Умейр ал-Гифари, Зейд бен Хариса, Джаафар бен Абу Талиба, Абдуллах бен Реваха, Харис бен Нуамана, Абдуллах бен Сехля, Усама бен Зейда, Дихья бен Халифа ал-Келби, Икрима бен Абу Джахиля, Айяш бен Абу Рабии, Амр бен Саид бен Аса, Эбан бен Саид бен Аса, Амр бен Туфейля, Нуайм бен Абдуллаха, Фазль бен Аббаса, Абдуллах бен Туфейля, Абу Убейда бен Джерраха, Муаз бен Джебеля, Сухейль бен Амра, Шурэбил бен Хасана, Убада бен Самита. Некоторые из последователей пророка, умерших здесь, включают: Равх бен Зинба, Ибн Амир ал-Яхсуби, Раджа бен Хайва ал-Кинди, Хани бен Мактум, Джунада бен Кебира ад-Дауси.

В период правления Омеядов население Палестины значительно увеличилось за счет множества переселенных арабских племен. Халиф Абд аль-Малик ибн Марван придавал большое значение этому региону, особенно Иерусалиму; влияние Халифата усилилaсь во времена правления его сына Валида. Kогда управление перешло следующему наследнику Сулейману ибн Абд аль-Малику, он сделал Рамлу центром Палестины. В период правления Валида II вспыхнуло восстание, в результате которого население региона свергло халифа Валида II и провозгласило халифом Язида III (744). Под руководством восставших в период правления последнего халифа Омеядов, Марвана II, произошло еще одно восстание в Палестине, однако лидер мятежников Сабит ибн Нуайм был казнен и восстание было подавлено.

В аббсидский период Палестина стала провинцией вместе с Сирией с центром в Рамле. В этом регионе царили мир и спокойствие, но после смерти Харуна ар-Рашида возникли некоторые потрясения. Регион подвергся влиянию Тулунидов (868-905), затем снова под Аббасидами, а затем под Ихшидидами (935-969); также Палестина смогла избежать угрозы вторжения Хамданидов. После того, как Фатимиды захватили власть в Египте, они вскоре захватили и Палестину (969); через два года Карматы захватили некоторые районы Палестины и начали бороться с Фатимидами.

Курлу Бей основал в 1069-1070 году туркменское княжество в Палестине. После его смерти в 1071 к власти в пришел Атсыз бен Увак, захвативший Иерусалим и провозгласивший хутбу от имени аббасидского халифа Каима Биамриллаха и сельджукского султана Алп-Арслана. Один из эмиров Атсыза, Шоклю, в 1074 году взял Акко и положил конец фатимидскому господству. Позже, убив эмира Шoклю, который восстал против него, Атыз захватил такие города, как Иерусалим, Рамла, Тверия, Триполи, Тир, Акка, Хомс и Рафания, расширив свою сферу влияния. В походе на Египет с целью его завоевания, Атыз потерпел тяжелое поражение от фатимидов и с трудом вернулся в Дамаск (1077 года). После этого поражения земли Сирии и Палестины перешли вновь под власть фатимидов, но затем Атсыз снова собрал армию и вернул все потерянные города и крепости, начиная с Иерусалима. В это время брат султана Мелик-шаха Тутуш, основал Сирийско-Палестинское Сельджукское государство (1079 год); затем он назначил иктабей владением Иерусалима и его окрестностей Артук бен Эксюку. После смерти Артук Бея в 1091, его сыновья Сокмен и Иль-Гази вынуждены были покинуть Палестину после захвата ee в 1098 году фатимидами.

Крестоносцы взяли Иерусалим 15 июля 1099 году, убив тысячи мусульман. Власть крестоносцев продолжалась до завоевания Иерусалима Салах ад-Дином в 1187 году. Во времена Айюбидов в Палестине торговали итальянские, французские и английские купцы. Салах ад-Дин разрешил возвращение изгнанных евреев, провел ремонт многочисленных святынь и обогатил библиотеку Мечети Акса книгами. После смерти Салах ад-Дина (1193) в Палестине произошли некоторые беспорядки и в 1229 году Иерусалим был передан владыкам Запада по договору; однако этот договор продлился недолго, и через пятнадцать лет Иерусалим вернулся к мусульманам. Земли Палестины были постепенно возвращены от крестоносцев мамлюками, особенно при усилиях султана Бейбарса, и в 1291 году они освободили города Акко, Кайсарию и другие города, занимаемые франками, закончив тем самым их покорение. Во времена мамлюков в Палестине была проведена новая административная реорганизация, и она была разделена на шесть областей, принадлежавших Дамаску: Газу, Лид, Какун, Иерусалим, Хеврон и Наблус.

Мамлюкский период был временем, когда мусульманское население было наиболее плотным в Палестине. В это время христианам было разрешено входить в регион, также как и евреям, бежавшим из Европы из-за ощущаемого давления, было предоставлено право убежища. Еще одной особенностью этого периода стало дальнейшее развитие и распространение системы вакфов, начатой при аббасидском правлении. Особенно в Иерусалиме сотрудники государственных органов инициировали создание множества благотворительных и религиозных вакфов.

В период Османской империи

После Битвы на Мардж Дабик (1516 год), Палестина вошла в состав османского управления при правлении Явуза Султана Селима; позже, при Кануни Султане Сулеймане было завершено завоевание этого региона и его окрестностей. В это же время, были построены стены в "Старый город" в Иерусалиме, предназначенные для защиты священных мест; также были обновлены стены и ворота гробницы пророка Давида и Купола Скалы, а также украшены роскошными декорациями. Несмотря на различные внутренние и внешние препятствия, которые временами могли привести к административным изменениям, Османская империя удерживала Палестину и его окрестности до конца Первой мировой войны.

В османский период, Палестина административно входила в состав Дамасского вилайета и включала санджаки Кудус, Газу, Наблус и Сафед. Кроме того, существовали эмираты, непосредственно подчиненные центру вилайета. В периоды, когда центральная власть была ослаблена, эмиры, обычно базирующиеся в Акко, возмущались и брали управление в свои руки. Самые известные из них: Фахр-ад-дин II (ум. 1635) и Захир аль-Умар аз-Зейдани (ум. 1782). Наполеон в 1799 году оккупировал Египет и Яффу, осадил Акко и продвинулся до Сафеда и Назарета, но не смог удержаться против войск Ахмед Аль-Джаззара(османский правитель провинции Сидон) и был вынужден отступить. В 1832 году Палестина былa захваченa сыном Мухаммед Али Египетским, Ибрагимом Пашой. Однако в 1840 году, при поддержке Англии и Австрии, Палестина вернулась под власть Османской империи, но теперь стала объектом внимания крупных держав. В 1887 году Иерусалим стал центром мутасаррифата(санджак - административная единица в османской империи); через год была создана провинция Бейрут, и в её состав вошли Наблус и Акко. Таким образом, Палестина был разделена на две части: Север Палестины подчинялся власти губернатора Бейрута, а Южная часть - управлению Иерусалимского мутасаррифата. Согласно этому делению, важными городами Иерусалимского санджака были Иерусалим, Иаффа, Газа и Хеврон; в состав Акко входили Акко, Хайфа, Сафед, Назарет и Тверия; Наблусская область включала Наблус, Бейтсафа, Джаммайн и Джанин. Таким образом, когда границей была принята река Иордан (река Иордан), Османская Палестина, оставшаяся в этом делении, впоследствии продолжила существовать во время британского мандата с незначительными изменениями.

В демографической структуре Палестины в османский период, как и раньше, наибольшую долю составляли мусульмане-арабы, и эта ситуация оставалась неизменной. Например, в 1880 году 87% населения составляли мусульмане, в 1890 году — 85%, в 1914 году — 83% (даже с учетом еврейских иммигрантов, которые не были зарегистрированы как граждане, мусульмане составляли 80%). Несмотря на наличие небольшого числа шиитов и друзы, которые не были отдельно указаны в демографических записях, подавляющее большинство мусульман были суннитами, и их экономическая жизнь в основном была основана на сельском хозяйстве. В распространенной земельной системе, мири(государственные земли)[Земля Мири - это название земель, принадлежащих государственной казне. Этот термин начал использоваться во времена Османской империи] обычно передавались фермерам (на пользование) и переходили из поколения в поколение, пока они обрабатывались. С изданием Земельного кодекса 1858 года эти земли могли передаваться в собственность фермерам. Однако из-за опасений фермеров по поводу налогов и военной службы, значительного прогресса в этом направлении достигнуто не было. С другой стороны, значительная часть земель была связана с религиозными фондами (вакфами); однако, если вначале доля вакфов была велика, то к XX веку она постепенно уменьшилась. В конце XIX века, когда османская администрация пришла в упадок в политическом и финансовом отношении, налоговые сборщики начали доминировать в жизни палестинских фермеров. В это время в регионе возросло значение узкого круга крупных землевладельцев и религиозной элиты (улемы). Христиане и евреи, составлявшие небольшое меньшинство среди населения Палестины и в основном жили в городах, занимаясь торговлей.

Перед исламским завоеванием, большинство населения Палестины составляли арабы принадлежавшие к греческой-православной вере, которые в последующие периоды стали меньшинством. Как и при предыдущих мусульманских правлениях, османские властители проявляли терпимость и защищали представителей других религий и их святыни. Османские архивные документы ясно демонстрируют, насколько свободно османская администрация позволяла людям Писания Палестины исполнять свои религиозные обязанности. Османские правители продолжили "национальную систему", которая началась еще в исламские времена и обеспечивала различным элементам юридический статус и свободу более всесторонне. Благодаря этой системе, со временем возросли институциональные возможности и требования как христиан, так и евреев. С XIX века, особенно в Иерусалиме, начали появляться различные христианские конфессии со своими учреждениями. Эти конфессии получили множество привилегий для основания церквей, религиозных школ и миссионерских обществ в этом регионе, как ввиду священности Палестины для трех великих религий, так и из-за ее стратегического значения в те времена в глазах европейских держав. Эти события привели к интенсивным конфликтам интересов в отношении священных мест и контроля над ними. Под конец того же века возник сионизм, выступавший за постоянное возвращение евреев, разбросанных по разным странам, в "Сион" (землю, символизирующую Pай на земле, Палестину). Инициатором этого политического движения стал Теодор Герцль, который на первом Всемирном сионистском конгрессе, созванном им в Базеле в 1897 году, представил программу сионизма как "Обеспечить создание родины для еврейского народа в Палестине под гарантиями публичного права". Это событие вызвало в евреях националистические настроения, которая начала проникать в Европу, особенно начиная с 1870-х годов. Еще одним фактом сыгравшим на руку сионистам, стал европейский национализм и развивающийся антисемитизм, особенно в 1880-1890-е годы, когда преследования евреев в России придали силы сионистскому движению. С 1882 по 1903 годы была осуществлена первая значительная еврейская иммиграция в Палестину (известная как "алия"). Хотя численность прибывших в это время была невелика, их аппетиты на владение сельской местности и земледельческим поселениям, вместо городов, было заметным. Вторая алия, проведенная также в османский период, произошла с 1905 по 1914 год. На этот раз иммигранты, чья численность значительно возросла и которые были более подготовлены, показали свою намеренность обосноваться здесь, развивая свои институты в области экономики и сельского хозяйства, особенно в прибрежной зоне от Хайфы до Газы. В 1909 году к северу от Яффы возникла совершенно новая еврейская колония — Тель-Авив. С этими миграциями еврейское население, которое в 1881 году составляло 14.731 человек, достигло 23.662 в 1901 году и 38.754 человека в 1914 году.

Османская администрация признавала присутствие иудеев в Палестине и время от времени разрешала их миграцию. По историческим записям, здесь давно существовала община иудеев. Эта небольшая община, находившаяся под османским владычеством, состояла в основном из сефардов, которые слились с местным населением, и позднее прибывших ашкенази, оселившихся в четырех святых городах(Иерусалим, Хеврон, Цфат, Тивериада), которым они придавали особое значение. Немногие из них занимались торговлей, в то время как большинство прокормливались благодаря "халукка", традиционным пожертвованиям мирового иудейского сообщества.
Но ситуация новых иммигрантов, систематически прибывавших и поселявшихся в Палестине в рамках движения алии, была совершенно иной и отличалась. Когда возникло сионистский движение, Палестина находилась под османским управлением, что привело к тому, что все усилия сионистов были сосредоточены на Османской империи. Сионистские лидеры сначала начали переговоры с султаном
Абдул-Хамидом II, а затем(в будущем) пришедших к власти партией "Единение и прогресс". Сионисты, стремившиеся получить разрешение на создание еврейского дома в Палестине, предложили османскому правительству значительную сумму денег за покупку Палестинских земель(где им было отказано), а затем предложили самостоятельно выплатить Düyûn-ı Umûmiye (слово означает «Общие долги» или внешний государственный долг) османской империи.
Делегация во главе с Теодором Герцлем дважды обращалась к Абдул-Хамиду II, и в 1901 году Герцль лично встретился с султаном. Султан, хотя и разрешил евреям, бежавшим от преследований, селиться на территории Османской империи, но отклонил план создания еврейского дома в Палестине. Он ввел запрет на покупку земли в Палестине, но дал временные разрешения на посещение Иерусалима в качестве паломников и обязал получение виз.

Сионисты, не получившие от Абдул-Хамид II требуемых уступок, рассматривали революцию 1908 года как луч надежды. Власть, пришедшая к власти "Единение и прогресс", сначала имела позитивное отношение к новому пониманию свободы и отменили временное разрешение Абдул-Хамид II, известное как "красное письмо", выдаваемое тем, кто собирался посетить Иерусалим, а также разрешил покупку земли в Палестине. Однако это не продолжалось долго. Особенно после Восстания 31 марта, активизировались деятельность меньшинств в направлении независимости и отделения, в это же время сионисты продолжали свои усилия в Палестине по колонизации, что вызвало подозрения у младотурков, для которых сохранение целостности империи было ключевой заботой, и поэтому были введены новые ограничения. Первая и самая важная причина такого отношения младотурков к сионизму заключалась в том, что они не хотели допустить возникновения нового сепаратистского движения в период, когда националистические течения угрожали целостности империи. Однако то, чего они опасались, произошло. В это время под влиянием стремления к независимости, особенно в Сирии и Ливане, развивался арабский национализм в составе активных тайных обществ. Те, кто принимал участие в этом движении, категорически не желали, чтобы османское владычество в Палестине сменялось еврейским или сионистским владычеством. В то же время они делали все возможное, чтобы препятствовать колонизации, начатой сионистами в Палестине, и сильно протестовали против османского правительства, которое не могло остановить еврейскую миграцию в Палестину. Поэтому не случайно, что среди тех, кто вел борьбу за арабский национализм против Османской империи, в первых рядах стояли палестинцы. В рамках реакции палестинцев развивалась также и пресса, и особенно заметным стало то, что одно из изданий носило название "Филистин" и обращалось к своим читателям как "палестинцы". В это время одним из событий, которые наиболее сильно вызывали арабские протесты и со временем превратились в националистическое движение, стало увеличение еврейских земельных приобретений, несмотря на все запреты. Уже с 1901 года различные сионистские организации, такие как Национальный еврейский фонд, созданный с целью приобретения земли, направляли деньги в Палестину, и некоторые арабские собственники земель, увлеченные привлекательностью денег, продавали свои участки(в будущем мы так же обсудим миф об утверждении, что большая часть приобретенных земель сионистами были куплены). Центральное правительство, занятое различными внутренними и внешними проблемами, не могло предотвратить эти развития. В результате арабский национализм начал противостоять сионистской поселенческой активности. Еще одним важным фактором, усилившим хаос в Палестине, где стали конфликтовать арабский и еврейский национализмы, стало вмешательство европейских сил, имеющих различные интересы в этом стратегическом регионе. Некоторые западные государства, в первую очередь Великобритания, сталкивали арабский национализм и сионизм, поддерживали обе эти тенденции, не стесняясь использовать различные этнические группы в качестве инструмента внешней политики для эксплуатации Османского Ближнего Востока. Они поддерживали эти группы, создавая внутри империи зоны влияния из верных им элементов. Таким образом, они создали условия, при которых, после развала Османской империи, могли разделить наследие империи, опираясь на эти зоны влияния.

Во время Первой мировой войны европейские силы, противостоявшие османо-германскому альянсу, в конце концов смогли разрушить Османскую империю изнутри восстаниями и деятельностью пятой колонны. Тем временем их обещания как арабам, так и евреям с целью привлечь их на свою сторону сделали ситуацию в Палестине [на первый взгляд] более запутанной. Англия дала обещания арабам для их действий против османов в 1915-1916 годах. В переписке между Шерифом Хусейном и Генри Макмагон были обещания независимости арабских земель в обмен на поддержку держав Антанты, название Палестины не было четко упомянуто, что создавало двусмысленность [в истории о Лоуренсе Аравийском мы развеем подобный миф и проведем факты того, что это было целенаправленное введение в заблуждение]. Несмотря на это, в те годы Шериф Хусейн, не зная, что это обещание было обманом, восстал против османов, облегчая задачу державам Антанты. Между тем, Англия и Франция, чьи интересы конфликтовали, подготовили секретные планы раздела на период после войны в мае 1916 года. Согласно этому плану, известному как Соглашение Сайкса-Пико, земли обещанные арабам для создания независимого государства, были разделены на зоны влияния Англии и Франции. Для палестинских земель, где интересы не могли быть согласованы, предполагалось международное управление. Во время войны, сионисты продолжали планомерную работу в соответствии со своими целями и оказали поддержку Англии. Особенно усилия сионистского политика и ученого Хаима Вейцмана, проживавшего в Англии, сблизили Англию с сионистами. Еще одним доказательством того, как англичане обманывали арабов своими обещаниями, стало письмо министра иностранных дел Великобритании Бальфура, известное как "Декларация Бальфура", написанная 2 ноября 1917 года лорду Ротшильду. В этом документе указывалось, что Англия положительно относится к созданию национального очага для еврейского народа в Палестине, веря, что это не нанесет ущерба гражданским и религиозным правам нееврейских сообществ, существующих там испокон веков и обещала приложить все усилия для облегчения достижения этой цели. В те дни, когда Англия обещала предоставить евреям родину в Палестине, которым она еще не обладала, 90% населения Палестины составляли арабы, и только 2% земель находились в еврейской собственности. Несмотря на это несоответствие, Англия заверила арабов, что это обещание не подразумевает создание еврейского государства, и что будет предоставлена возможность создания единого независимого арабского государства.

31 октября 1917 года британская армия под командованием маршала Алленби захватила один из районов в Палестине. Хотя на османском фронте была создана новая группа армий для защиты Иерусалима, успеха добиться не удалось, и 11 декабря 1917 Алленби вошел в город, заявив окружающим, что крестовые походы завершились только сейчас. После падения Иерусалима англичане к сентябрю 1918 года захватили всю территорию Палестины. Таким образом, османское правление фактически прекратилось, и завершилась эпоха исламского господства, которая на протяжении веков придавала региону неизменный арабо-исламский характер.