Найти в Дзене
Азербайджан - страна огней

Почему османские султаны не совершали хадж?

Согласно канонам ислама, хадж является одним из столпов (основных обязанностей) этой религии. Теоретически, он считается обязательным для всех без исключения при достижении определенных условий. Человек должен быть мусульманином; он должен достигнуть возраста физической зрелости и быть психически здоровым; он должен быть свободным человеком и иметь возможность совершить такую поездку. Из последнего условия также выводят обязательность требования безопасной дороги и наличия средств на такую поездку. Так, по традиции, хадж нельзя совершать взаймы.

Османские султаны легко проходили по каждому из критериев. Однако, за шестьсот лет существования этой династии в священных городах Мекке и Медине так и не побывал ни один из них. Более того, со временем шейх-уль-ислам (глава мусульманского культа) вынес официальное постановление, что им это запрещено. И когда один из султанов все-таки попробовал это сделать, результатом был янычарский бунт – чуть позже мы об этом расскажем подробнее.

До Селима II каждый из турецких султанов половину своей жизни проводил в военных походах, покидая свою столицу иногда на очень долгий срок. Джихад, т.е. священная война против неверных и ради обеспечения безопасности мусульман, согласно шариату, вменялась в обязанность всем исламским правителям. При этом, их общественная обязанность перед уммой считалась выше личной обязанности совершить хадж. Знатоки шариата в этом случае даже приравнивали султанов к рабам или заключенным, говоря, что они не являются свободными, чтобы совершить хадж.

Например, после смерти султана Мехмеда Завоевателя двумя потенциальными наследниками являлись братья Баязид и Джем. Османская традиция предписывала, что трон должен получить победитель гражданской войны – шехзаде Джем ее проиграл и бежал к египетским мамлюкам, после чего совершил хадж.

-2

А вот Баязид стал султаном, и первым его желанием стало посещение святых мест по примеру брата. Но отправиться в Медину и Мекку ему прямо запретил шейх-уль-ислам, который издал соответствующую фетву. Также, письмо об этом подписали великий визирь и другие высокопоставленные государственные деятели. Все они считали, что безопасность государства важнее.

Когда в 1622-м году священные города решил посетить Осман II, он заплатил за это желание своей собственной жизнью. Шейх-уль-ислам заявил тогда, что «… хадж не является обязанностью султанов, им следует сидеть на троне и творить справедливость, чтобы не возникло мятежа…»

И тогда возмутилась не только армия, но и турецкая общественность. Султан был свергнут и отправлен на тот свет в результате бунта янычар. Впрочем, это было только предлогом: Осман намеревался создать новое войско за счет мусульманского населения Анатолии, чтобы разогнать непокорный янычарский корпус. Когда он вывез с собой казну, забеспокоились очень многие, и разгорелся мятеж, чтобы помешать реализовать этот план. Но тогда против хаджа султана действительно выступили самые широкие народные массы, а не только вояки, желавшие сохранения своих прав и свобод.

-3

Поэтому последующие правители даже не думали о своем религиозном долге из-за страха перед свержением. Отправляясь в священные города с целью собственной безопасности им бы пришлось взять с собой всех наследников, взять близких друзей и даже врагов – а имена последних ты не можешь знать точно.

Для охраны пришлось бы держать при себе небольшую армию – тем более, что с середины 18-го века безопасности паломников серьезно угрожало враждебное Османской империи Саудовское государство. Дорога из Стамбула в Мекку до появления современных видов транспорта занимала до шести месяцев, или даже больше, если брать с собой подобную свиту.

Все мусульманские правоведы сходились в том, что не следует тратить огромную сумму денег на хадж. Тем более, что личная (а не государственная) казна османских султанов была не так уж и велика. Поэтому они обычно поручали совершить паломничество какому-нибудь доверенному лицу от своего имени. Чаще всего, это были имамы мечетей в священных городах.

-4

Тем не менее, есть легенда, что тайно совершил хадж султан Абдул-Азиз, правивший в 1861-1876 годах. Но, даже если это и было, он все сделал инкогнито, и никаких подтверждений на этот счет у нас нет. А что касается шехзаде Джема, то он так и не стал султаном, а в мусульманское паломничество отправился лишь после того, как проиграл борьбу за трон. Надо полагать, если бы победил, вряд ли он на это решился.