Артемий Плешков, вратарь-дебютант российской команды, свою «сухую» серию прервал на отметке 188 минут 25 секунд. На российском этапе истории это уникальное достижение. Более «сухим» из водоворота дебюта в сборной выходил только Владислав Третьяк, лучший вратарь XX века, а ныне глава Федерации хоккея России, — четыре подряд матча на ноль. Но Третьяк играл еще при СССР.
У Плешкова, впрочем, есть свои «но». Сборная, за которую он выступал, основной не считается. Второй и молодежной — тоже. Созданный год назад проект изначально должен был «обкатывать» по городам России, Казахстана и Белоруссии хоккеистов не старше 25 лет. Но, поскольку в «Россию 25» попали игроки значительно 30+, суть ее названия скорректировали. Окончание «25» стало средним возрастом команды.
Плешков, основную часть прошлого сезона проведший в «СКА-Неве», без игровой практики находился полтора месяца. Петербургская команда, напомним, в четвертьфинале Кубка Петрова уступила тульской «Академии Михайлова» аж в середине марта. Нынешние матчи за сборную стали для Артемия первыми с тех пор.
Настроение под конец весны ему испортили там же, где и в начале, — в Туле. В этом городе на отметке 188 минут 25 секунд завершилась его «сухая» серия. Прервал ее в середине первого периода нападающий Вадим Мороз.
Вообще Плешков не должен был играть так много. Изначально ему планировали доверить ворота только в матче против команды Казахстана, с которого начинался «Большой тур сборной» в Астане. Однако, отыграв там на ноль (1:0), он получил и следующую игру — уже против Белоруссии. История повторилась — 4:0, а перед вратарем замаячили перспективы войти в историю, пусть и с натяжкой.
— Артемий — уникальный вратарь, — характеризовал его затем Третьяк, чей рекорд все же устоял. — Сейчас принято, что вратарь должен быть двухметровым, играющим за счет габаритов и передвижения — по сути, защищая ворота телом. Небольшой Плешков в этом плане нетипичный. Его техника сочетает и падения, и действия по ситуации, когда не нужно падать. Очень юркий, подвижный парень. Ищет шайбу, живет в воротах, быстро принимает решения, при этом у него нет отскоков, что очень важно для вратаря — впитывает шайбу как губка.
В трех первых матчах большого тура Артемий отразил 78 бросков. У белорусов, которым за счастье было победить хотя бы раз, даже какой‑то комплекс Плешкова зародился: он всюду, куда ни бросай. И когда Мороз продемонстрировал, что тот все‑таки пробиваем, Дмитрий Квартальнов, главный тренер сборной Белоруссии, радовался уже этому:
— Здорово, что распечатали Плешкова. С нашей стороны в принципе хорошее начало было, но потом перестали успевать, нахватали удалений. Надо действовать поживее. Наша стыковая борьба смотрится удручающе. Шайба у нас и тут же у соперника. Мы не контролируем ее, а только бегаем за ней.
В Туле белорусы, пожалуй, были ближе всего к победе. Вслед за Морозом спустя три минуты они забросили еще и впервые по ходу этой серии повели в счете, однако за результат не зацепились, получив очередное крупное поражение.
Год назад их команда выглядела, конечно, посолиднее. Российского оппонента она тогда победила дважды. Причем в одном случае со счетом 7:4. Но тогда и матчей в серии было больше — восемь, и состав у белорусов посильнее. В этот раз Квартальнов сделал ставку на молодежь, взяв в том числе немало ребят, родившихся в период с 2003-го по 2005 год.
— Несмотря на то что российская команда во всех компонентах играла здорово, мы могли зацепиться. Где‑то не хватило опыта, — говорил Квартальнов после тульского поражения и добавлял после минского: — Сыграли лучше, но не хватило мастерства — очень много моментов было. Молодые ребята… У них еще «ой», «ай»… А это в большом спорте не считается. Для многих были первые матчи на таком уровне. И здорово, что у них появилась возможность принять в них участие. Надо терпеть, развиваться и работать.
Перед матчем на «Минск-арене», которым завершалась серия, белорусы получили усиление в виде опыта и мощи. Ее оборонительные ряды пополнили зрелые и мощные Степан Фальковский, Данила Паливко и Владислав Колячонок. Первый отлично знаком болельщикам СКА — ведущий защитник команды, второй — новоявленный обладатель Кубка Гагарина в составе «Металлурга», а третий строит карьеру в НХЛ — не первый год пробивается в основу «Аризоны». С появлением Фальковского представительство СКА в белорусской команде достигло трех человек. Двое других — молодой голкипер Павел Мойсевич и защитник Сергей Сапего.
Знакомых лиц по ту сторону красной линии они встречали немало. В расширенную заявку российской команды вошли 22 хоккеиста из системы СКА — команд КХЛ, ВХЛ и МХЛ. Играли, конечно, не все разом. Кто‑то уступал место конкурентам из других клубов, но с тем, кто из них базовый, вопросов не возникало. Даже бывший наставник главной сборной России и СКА Вячеслав Быков возмутился.
— В условиях, когда нас отстранили от международных игр, сборной приходится работать на перспективу. Но брать игроков только из СКА мне кажется странным. Неужели в других клубах нет достойных кандидатов для получения международного опыта? — задался вопросом он. — «Металлург», например, — обладатель Кубка Гагарина. Андрей Разин сделал в нем ставку на молодежь и выиграл. А из этой команды никого… Впечатление, что через сборную мы СКА накатываем.
Справедливости ради стоит уточнить: представлены в этой сборной оказались девять клубов КХЛ и один ВХЛ («Югра»). Но процент игроков СКА был действительно подавляющим. В его число вошли пять игроков молодежного СКА-1946 — чемпионов МХЛ. Причем его представитель, защитник Иван Выдренков, был одним из самых заметных персонажей на льду — не только результативным, но и продуктивным.
Лучшим же бомбардиром этого турне стал еще один игрок СКА и новоявленный капитан сборной Василий Глотов: в пяти матчах у него 6 (3+3) очков. Этот результат и статус стали красивой чертой сезона, ставшего для Василия прорывным. Глотов был первым снайпером СКА в регулярном чемпионате (22) и в плей-офф (5).
— В Минске и Туле были непростые игры. Год назад мы тоже завершали турне в столице Белоруссии. Я вообще к этому городу очень тепло отношусь — очень красиво, зелено, гостеприимно, а на «Минск-арене» случилась моя первая шайба в КХЛ, — улыбается Василий. — Это одна из самых больших арен в КХЛ. Здесь всегда отлично поддерживают своих, и в какой‑то момент мы могли упустить свое преимущество: когда пропустили вторую шайбу в меньшинстве от Степы Фальковского. Хорошо, что быстро ответили.
Несмотря на поражения во всех четырех матчах с общей разницей заброшенных и пропущенных шайб 4 – 20, президент Федерации хоккея Белоруссии Александр Богданович позитивно оценил этот опыт:
— Мы соревнуемся с одной из сильнейших команд мира. Это большая польза для наших игроков, бесценный опыт и возможность проверить себя. Рады, что у нас появляются новые игроки, и для молодежи, которую мы развивали, это экзамен. Да, мы проиграли, но получили пищу для размышлений — в чем прибавлять, дорабатывать, к чему стремиться.
Хоккей. «Большой тур сборной»
«Россия 25» — Белоруссия — 6:2 (1:2; 2:0; 3:0)
Шайбы: 1:0 — Джиошвили (8); 1:1 — Мороз (9); 1:2 — Пинчук (12); 2:2 — Глотов (25); 3:2 — Выдренков (37); 4:2 — Соркин (46); 5:2 — Толчинский (46); 6:2 — Полтапов (51).
Вратари: Плешков 21/23 — Лубский 52/58.
Белоруссия — «Россия 25» — 2:4 (1:2, 1:2, 0:0)
Шайбы: 0:1 — Джиошвили (13); 0:2 — Абрамов (18); 1:2 — Скоренов (20); 2:2 — Фальковский (32); 2:3 — Глотов (35); 2:4 — Грицюк (37).
Вратари: Лубский 6/10, Большаков 7/7 — Плешков 26/28.