Рассказ о французской столице не может обойтись без раскрытия тематики Русского Парижа. С предыдущими частями можно ознакомиться здесь:
С этим городом связано многое – от купания казацких лошадей в Сене в славном 1814-м году до трагической судьбы Белой эмиграции в первой половине двадцатого столетия.
"Русский Париж тридцатых годов был целым миром. В столице Франции жили многие десятки тысяч русских, среди которых были ведущие интеллектуалы, художники, богословы, великие князья и бывшие царские министры. Творческая и культурная жизнь русской колонии была необычайно активной: публиковалось множество разнообразных журналов и несколько ежедневных газет, в которых продолжались жаркие политические споры эмигрантов, всё ещё надеющихся на скорое возвращение на Родину. Дети воспитывались в русских школах, в некоторой изоляции от окружающего их французского общества (которое, кстати сказать, не всегда стремилось оказать им какое-либо гостеприимство)", – писал протопресвитер Иоанн Мейендордф.
Сегодня то поколение русских эмигрантов упокоилось на известном кладбище Сент-Женевьев де Буа под Парижем. В своё время советский поэт Роберт Рождественский написал пронзительное стихотворение об этом месте.
Плотно лежат они, вдоволь познавши
Муки свои и дороги свои.
Все-таки — русские. Вроде бы — наши.
Только не наши скорей, а ничьи…
Как они после — забытые, бывшие
Все проклиная и нынче и впредь,
Рвались взглянуть на неё — победившую,
Пусть непонятную, пусть непростившую,
Землю родимую, и умереть…
Полдень. Березовый отсвет покоя.
В небе российские купола.
И облака, будто белые кони,
Мчатся над Сент-Женевьев-де-Буа.
Кладбище основано стараниями бывшей фрейлины императорского двора княгиней Верой Мещерской в 1927 году. Всего здесь упокоились пятнадцать тысяч русских людей. Церковь Успения Пресвятой Богородицы выстроена по проекту Альберта Бенуа в стиле псковской храмовой архитектуры XV-XVI веков. Вкупе с берёзами действительно напоминает о наших родных краях. В конце 2000-х годов французское правительство хотело уничтожить погост, упирая на то, что срок аренды прошёл и никто не платит за казённую землю. К счастью, вмешалось российское посольство и погасило задолженность. Поддержанием мемориалов в порядке дипломатическое ведомство занимается неплохо. Это же касается советских военных мемориалов по всей Европе.
Похоронены на Сент-Женевьев де Буа и русские белоэмигранты, и советские люди, волею судьбы оказавшиеся во Франции. Среди первых самыми известными являются, вне всякого сомнения, писатели Иван Бунин, Дмитрий Мережковский, поэтесса Зинаида Гиппиус, писательница и поэтесса Тэффи, философ отец Сергий Булгаков. Целые участки выделены под захоронения бывших белогвардейцев: дроздовцев, марковцев, алексеевцев, донских казаков.
Огромное количество могил – русские белоэмигранты-участники Второй мировой войны на стороне французской армии. На захоронениях выгравированы ордена и медали, которыми были награждены за защиту Франции наши соотечественники. Именно в рядах армии Республики во время мирового пожара сражалось большинство представителей Белой эмиграции.
Есть и советские могилы: невозвращенцев Рудольфа Нуреева, артиста балета, Андрея Тарковского, великого режиссёра, Александра Галича, одного из крупнейших представителей жанра авторской песни в СССР.
В общем, если будете в Париже, обязательно загляните сюда. Обязательное место для посещения выходцам из России и бывшего Советского Союза. Равно как не пропустите русский православный собор, когда будете идти к Эйфелевой башне. Всего в шести сотнях метров от символа Франции находится Свято-Троицкий кафедральный храм, где проводит службы Патриарший Экзарх Западной Европы Нестор (Сиротенко). Церковь успели сдать и освятить в 2016 году – так бы наверняка Елисейский дворец начал бы ставить палки в колёса.
В десяти минутах ходьбы от собора установлен памятник солдатам и офицерам Русского экспедиционного корпуса, который в 1916 году был отправлен на Западный фронт защищать Францию от немцев. В рядах этого подразделения воевал будущий маршал, герой Великой Отечественной войны Родион Малиновский. Русские воины сражались храбро и отважно, даже получили лесную оценку главной звезды Республики времён Первой мировой маршала Фоша. Однако после революционных событий 1917 года в рядах корпуса начались волнения: люди хотели домой, опасаясь, что без их участия поделят всю землю.
Касаемо того, остались ли русские в Париже – конечно, остались. Правда, оценить их численность едва ли возможно. Русская речь слышится очень часто в особо значимых туристических местах, в кофейнях типа "Старбакса" или в "МакДональдсе". Однако речь эта с ярко выраженным малороссийским акцентом. Малороссов-беглецов тут действительно хватает. Впрочем, это бойцы батальона "Монако": обычные беженцы во Францию вряд ли поедут. Слишком дорогая страна, язык непростой в изучении, а без него – ну никак. Кроме того, у Пятой Республики со своими мигрантами надо наладить ситуацию, прежде чем принимать ещё людей из Восточной Европы.
______________________
Дорогие читатели! Убедительная просьба подписаться на канал и поставить "лайк" статье. Это сильно поможет продвижению материалов