Найти тему

Сегодня исполняется 90 лет со дня рождения знаменитого футбольного тренера

Оглавление

Футбол начинается с разминки

Осенью уже очень далекого 1977 года на концерте популярного в ту пору Бена Бенцианова услышал надолго врезавшийся мне в память куплет одной из прозвучавших тогда сатирических песен ленинградского артиста: «Я только на «Зенит» хожу, я только «Скороход» ношу. Ведь я же ленинградец коренной».

Для молодых читателей поясним, что «Скороход» — очень известное в нашем городе на протяжении десятилетий обувное предприятие. Ну а про «Зенит», думается, говорить ничего не нужно. В советские времена эта футбольная команда была так же (если даже не больше) любима горожанами. Притом что радовал нас «Зенит» тогда своими победами, увы, крайне редко: выигранный в 1944 году Кубок СССР долгое время оставался единственным трофеем. Так что в ходу у болельщиков полвека назад была и другая частушка: «Был когда‑то знаменит ленинградский наш «Зенит». А теперь игра в «Зените» — не игра, а извините!». Но именно в конце того самого 1977 года команду возглавил новый тренер Юрий Морозов, которому суждено было оставить неизгладимый след в истории нашего клуба и заложить основы будущих побед.

Его спортивная судьба складывалась драматически. По признанию коллег, это был умевший создавать команды тренер-творец. «Генератор идей футбольных» — так отзывался о Морозове его друг легендарный тренер Валерий Лобановский. Напомним, что, работая со сборной СССР, Лобановский часто приглашал себе в помощники Морозова.

Так в чем же драматизм? Да в том, что фактически созданные Юрием Морозовым команды добивались выдающихся успехов уже под руководством других специалистов. А в его активе лишь две завоеванные за десять лет работы в «Зените» бронзы — одна в советские и другая уже в российские времена. Но обо всем по порядку.

У Морозова, который в молодости сам был профессиональным футболистом (играл он и за «Зенит»), было два высших образования, причем одно их них — техническое: в 1959 году он окончил Ленинградский технологический институт. А еще ученая степень кандидата педагогических наук. После завершения учебы в аспирантуре Ленинградского института физкультуры он защитил кандидатскую диссертацию на тему «Предыгровая разминка как форма формирования готовности футболистов к игре». Юрий Андреевич считал, что в учебно-тренировочном процессе необходимо применять последние достижения естественных наук, и делал при этом акцент на хорошую физическую подготовку игроков. С его приходом в «Зенит» тренировки в команде стали очень тяжелыми, можно сказать, даже изнурительными. К чему оказались готовы не все футболисты.

— Кто‑то был очень недоволен, ворчал: мол, пусть медведи так тренируются, — спустя много лет делился со мной своими воспоминаниями известный журналист Михаил Эстерлис, спортивный обозреватель «Ленинградской правды».

Но что показательно: требовательный, порой жесткий, даже очень жесткий наставник всегда мог объяснить игрокам суть принимаемых им решений.

— На вопросы, почему же мы прыгаем десять, а не семь раз, или почему мы вот это упражнение делаем, а не это, Юрий Андреевич был готов дать четкий понятный ответ, — вспоминал знаменитый нападающий Владимир Казаченок.

И те, кто действительно хотел играть в команде, беспрекословно выполняли указания тренера.

Ставка на молодежь

В конце 1970-х годов состав «Зенита» существенно обновился. Ушли несколько, по мнению наставника, исчерпавших свой потенциал ветеранов, в ряды команды влилась большая группа молодых воспитанников городского футбола.

Ставка на совсем молодых, никому по большому счету не известных футболистов — другая отличительная черта тренерского стиля Морозова, которой он никогда не изменял.

Тактическая грамотность игроков плюс отменная физическая подготовка дали результат: в 1980 году «Зенит» впервые завоевал бронзовые медали чемпионата СССР. Ленинград ликовал: наконец‑то любимая команда хоть что‑то выиграла! Радовало и то, что ее костяк составляли воспитанники городского футбола. Какой контраст с нынешними временами!

Болельщики ждали, что в следующем сезоне зенитовцы разовьют свой успех, достойно выступят в мегапопулярном в то время Кубке УЕФА. Увы, команда тогда с трудом сохранила прописку в высшей лиге, борьбу в еврокубке прекратила ­после двух поражений уже в первом раунде.

Если перенестись на двадцать лет вперед, в 2001 год, когда руководимый Морозовым «Зенит» уже с другими молодыми футболистами второй раз в своей истории стал бронзовым призером, теперь уже чемпионата России, то выяснится, что и тогда на следующий год ­команда ничего не показала, заняв лишь десятое место. В общем, ­повторилась ситуация многолетней давности.

— Юрий Андреевич всегда подчеркивал, что в футболе чрезвычайно важны дисциплина и самоотдача, — говорит хорошо знавший тренера профессор факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета Станислав Ткаченко. — Но мне кажется, что порой ему все же не хватало гибкости.

Гибкости в общении с футболистами. Пока они молоды, неизвестны болельщикам, готовы работать, полностью выкладываться под началом довольно жесткого и не терпящего возражений наставника. Но, добившись первых успехов, завоевав медали, те же игроки уже не хотят беспрекословно подчиняться своему тренеру, которому следовало бы как‑то перестроить свои отношения с коллективом.

Такова тренерская участь

В 1982 году Морозов покинул «Зенит». До 2000 года, когда он повел нашу команду ко второй бронзе, в его спортивной биографии произошло много событий. Он возглавлял киевское «Динамо» и ЦСКА, входил в тренерский штаб сборной СССР, работал за границей. В самом начале 1990‑х, в тяжелое для нашей страны и, естественно, для отечественного футбола время, недолго работал в «Зените».

Между тем в 1984 году «Зенит», состав которого, по сути, был сформирован Юрием Морозовым, под руководством его ученика Павла Садырина становится чемпионом СССР. В предыдущем сезоне флагман советского футбола киевское «Динамо», которое тренировал Морозов, занимает лишь седьмое мес­то в чемпионате страны, что было расценено как провал. Юрий Анд­реевич уходит в ЦСКА. А спустя два года киевская команда, обновленная и реформированная Морозовым, завоевывает европейский трофей — Кубок кубков.

В ЦСКА произошла еще более драматическая история. В 1987 году некогда именитый клуб выступил очень неудачно, покинул высшую лигу. А через несколько лет армейцы, которыми руководил сменивший Морозова у руля команды все тот же Павел Садырин, выиграли и чемпионат, и Кубок страны.

К этим ударам судьбы Юрий Анд­реевич, как вспоминают близко знавшие его люди, всегда относился философски. Такова тренерская участь: между началом становления команды и достижением ею громких побед всегда проходит время, которого у наставника может и не быть.

— Конечно, в футболе, как и вообще в спорте, на первом месте результат, — говорит бывший игрок и тренер «Зенита» Алексей Стрепетов. — Но тренер Юрий Морозов делал, на мой взгляд, не менее важное: создавал команды, открывал для футбола новые имена.

…Юрий Андреевич ушел из жизни в феврале 2005 года. Он уже не застал грандиозных успехов «Зенита» — первого российского чемпионства, победы в Кубке УЕФА, но те же Андрей Аршавин и Александр Кержаков тоже начинали у него. А петербургские болельщики всегда называли и продолжают называть Морозова отцом всех наших побед.