- «У меня вопрос очень короткий. Говорят, что на кладбище надо ходить до обеда, то есть до 11-12 часов дня, потому что души наших родственников нас там ждут. Так ли это? Обязательно ли это? И правильно ли оставлять на могилке конфеты, печенье или то, что любил умерший из еды? Спиртное нельзя, а как с остальным?»
По поводу времени посещения никаких церковных правил не существует и быть не может. Посетить могилку усопшего родного, близкого, дорогого человека можно и вечером, и утром, и в обед. Ночью, конечно, нет смысла туда ходить, это уже странно. Что там делать ночью? Но можно и ночью, ничего страшного в этом нет.
«Души наших родственников нас там ждут». Сомневаюсь! Они ждут нас в другом месте. Я думаю, что они нас ждут в Царствии Божием и желают, чтоб мы там оказались. Но не на кладбище. Кладбище ― это место, где мы хороним тела своих родных и близких людей. Тела эти освящены таинствами Церкви, благодатью Божией, крещением, причастием. Для нас это святыня. Поэтому мы хороним и относимся к телам с благоговением, почтением. Во-первых, потому, что они освящены таинствами Церкви, а кроме того, потому что когда-то Господь всех воскресит, то есть души вернутся в свои тела. Всех Господь воссоздаст. И мы так же пройдём через это.
По моим ощущениям, конец света в ближайшее время не предвидится, и нам тоже придется пройти через порог смертный и стать, как они. Я не думаю, что нас будут каждый день с утра до 11-12 часов выгонять из Царства Божия на свои кладбища, чтобы мы там бродили и ждали, когда кто-то придет и нас покормит. Так что посетить могилку можно, когда угодно.
Бывает такой момент, когда человек переживает неожиданную, тяжелую утрату ― смерть близкого человека ― и болезненно всё переносит. Такая утрата может слишком потрясти так, что он начинает ходить на кладбище каждый день и пребывать там с утра до вечера. Это уже неправильно. Человека нужно выводить из этого состояния, потому что это ненормально. Он, по сути, привязался к телу своего родственника, которое отождествляется в его сознании с человеком. Душа же находится в другом месте ― в Царствии Божием, поэтому чрезмерное увлечение посещением кладбища не очень хорошо.
Что касается оставления на могилке продуктов, этот древний обычай был очень распространен у нас в России. Много ходило путешествующих людей ― паломников. Например, в 17-19 веках люди путешествовали, совершали паломнические походы, то есть ходили. А как человек шел? С сумкой на плечах, с палкой в руках. Люди шли от села к селу. Они шли в Киево-Печерскую лавру поклониться мощам или в Иерусалим. Люди через всю страну ходили и заходили на кладбище, там брали еду и молились: «Господи, помяни душу усопшего раба Твоего такого-то или рабы Твоей такой-то». Помолившись, они шли дальше. Где-то останавливались на ночлег, и их пускали ночевать.
Прекратилось всё это после 1917 года, когда пришли большевики. Большевики сражались с Церковью, в том числе и таким способом: запретом паломничества. Они арестовывали странников как бродяг и наказывали за бродяжничество: была соответствующая статья. В общем, их за какое-то время всех поотлавливали и приговорили к разным срокам. Постепенно эта традиция себя изжила.
Теперь мы ездим, а глубинное сознание, что нужно что-то оставлять на могилах, не понимая зачем, живо. То есть традиции, которые мы соблюдаем, обладают высокой живучестью, и уже когда смысла нет их соблюдать, мы все равно соблюдаем. Конечно, сейчас в этом нет никакого смысла. Может быть, где-то в каких-то отдельных местах еще сохраняется смысл, может, какие-то бомжи или бродяги ходят и что-то собирают, чем-то питаются из этого, но таких мест очень мало. Сейчас оставлять еду на могилах нет совершенно никакого смысла. Мы не наших усопших кормим. Это помин для путешествующих паломников. Ну а спиртное действительно нельзя.
Помогай Господь!
Навигация по статьям канала Киберпоп ТВ
Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.