Найти тему
Томский политех

Профессор Томского политеха преподает матанализ на настолках

Оглавление

Названия у игр интригующие: «Боевые утята», «Лакомство для енота». Всего профессор отделения математики и математической физики Екатерина Филиппова разработала больше 20 авторских настольных игр. Рассказываем о некоторых из них.

Математические картографы

По сюжету студенты составляют свою карту местности и, решая математические задачи за определенное время (например, неопределенные интегралы), получают игровые монеты, на которые могут строить города и совершать набеги на соперника. Побеждает та команда, которая сможет сохранить свои владения и наберет большее количество монет.

Лакомство для Эврикуса

Речь идет как раз о еноте.

«Еноты — большие лакомки, вот и чудесный полосатый енот по имени Эврикус не исключение. Он обожает печенье! «„Лакомство для Эврикуса“ — веселая настольная игра, в которой участники смогут потренировать внимание, реакцию, а также закрепят свои знания по теме „Неопределенный интеграл“, выбирая угощение для своих полосатых любимцев. Ведь еноты желают только определенное лакомство: первообразные функций табличных интегралов», — гласит легенда игры.

Цель игры — посторение таблицы простейших интегралов, продолжительность — 15 минут.

Боевые утята

В игре «Боевые утята» студенты берут на себя роль лидера, который собирает армию утят и формирует из них строй для битвы с другими лидерами в бесконечной войне. Оружие утят — пределы последовательностей и функций. В свой ход каждый игрок берет карту и стратегически располагает ее на своей сетке армии. При чем тут пределы последовательностей? Ответ дают правила игры:

«Поместите выбранную карту на свою сетку. Если вы правильно решили предел последовательности или функций на своей сетке, то вы можете положить выбранную карту правильным ответом на предел, после чего на это место следует поставить боевого утенка».

-3

Скажи иначе

Повторять пройденный материал веселее в игре. Участник игры «Скажи иначе» должен объяснить значения слов на своей карточке, не используя запрещенные слова и однокоренные к ним, а также без помощи жестов или рисунков. Игроки одной команды отгадывают слово или словосочетания за одну минуту, пока игрок другой держит пищалку и следит за объясняющим игроком. Если объясняющий произносит слова-табу, то соперник пользуется пищалкой и скидывает эту карточку в сброс. За каждую отгаданную карточку команда получает балл. Выигрывает команда, набравшая большее количество баллов.

-4

Где игры и где матанализ?

Все игры Екатерина Филиппова разрабатывала сама, даже карточки рисовала в графическом редакторе. Конечно, все лекции и практики проводить в игровой форме никто не думает, но разбавить занятия играми для повышения мотивации, конечно, стоило.

«Меня заинтересовал игровой процесс. Преподавание математического анализа несколько сухо и не всегда может быть интересным. Чтобы замотивировать студентов и включить их в процесс решения задач, я разработала серию игр на отработку навыков и повышение уровня знаний по математике. Сначала проводила игры на практических занятиях в группах по 20 человек. Для этого с начала года каждую неделю придумывала новую игру. Сейчас их уже больше 20, а студенты приходят сами во внеурочное время просто поиграть», — рассказывает автор настолок по матанализу Екатерина Филиппова.

Студентам игры понравились. Причем это не голословное суждение: Екатерина Филиппова с коллегами проводила на студентах эксперимент с играми, проводила тестирование и собирала обратную связь с помощью анкет.

«Математики довольно скептически относятся к игровому подходу и геймификации, однако, как показывают результаты промежуточного тестирования, – это отличный способ повысить мотивацию студентов к учебе и качество образования. Для нас это действительно серьезный эксперимент с комплексным исследованием результатов. Помимо самих игр собирается большое количество дополнительной информации, проводится психолингвистический анализ на основе анкетирования студентов. Для обработки полученных данных привлекаются студенты-математики нашего отделения. Так, распознавание рукописного текста в анкетах в дальнейшем будет происходить с помощью нейросетей, эмоциональный окрас ответов будет проводится на основе семантических нейронных сетей. Также изучается и общая статистика результативности такого подхода», — отмечает и. о. руководителя отделения математики и математической физики ТПУ Борис Мерзликин.

Студенты инициативу преподавателя поддерживают и продолжают приходить играть в математические игры.

«У меня несколько тетрадей, исписанных задачами по интегралам, я готовился к играм. А Костя с параллельной группы, чтобы подготовиться к одной игре, посмотрел шестичасовое видео на YouTube с объяснением, как берутся производные. Это крутой формат, мозг «качает», — признается первокурсник Михаил Матошин.

Наука
7 млн интересуются