Найти в Дзене

Из темной глубины веков...Смута (31)

Полоцкий князь Брячислав, возмужавший и полный жажды жизни, с пристальным интересом следил за тем, как его дядья ведут борьбу за власть над Киевом, а вместе с тем и за все земли, приносившими Киеву немалую дань. Его же вотчина стала казаться ему самому маленькой, смехотворной, а меж тем он внук князя Владимира! Старшие родичи, уже вошедшие в пору зрелости, с высоты его относительно малых лет, казались Брячиславу почти старыми. К чему им власть, которую они смогут держать в руках недолгое количество лет, когда есть наследник моложе?! Бориса и Глеба, почти равного с ним годами не было в живых, а значит, для блага Киевской Руси править должен он, как самый молодой и ловкий. Брячислав считал что, управляя с малолетства полоцкими землями, он гораздо более выгодный князь для такого огромного княжества. Теперь в Киеве сидел Ярослав и Брячислав понимал, что сил у дяди в разы больше, а потому и не помышлял о большем, отодвинул честолюбивые помыслы в дальний уголок своей души. Однако, явившиеся

Полоцкий князь Брячислав, возмужавший и полный жажды жизни, с пристальным интересом следил за тем, как его дядья ведут борьбу за власть над Киевом, а вместе с тем и за все земли, приносившими Киеву немалую дань. Его же вотчина стала казаться ему самому маленькой, смехотворной, а меж тем он внук князя Владимира! Старшие родичи, уже вошедшие в пору зрелости, с высоты его относительно малых лет, казались Брячиславу почти старыми. К чему им власть, которую они смогут держать в руках недолгое количество лет, когда есть наследник моложе?! Бориса и Глеба, почти равного с ним годами не было в живых, а значит, для блага Киевской Руси править должен он, как самый молодой и ловкий. Брячислав считал что, управляя с малолетства полоцкими землями, он гораздо более выгодный князь для такого огромного княжества. Теперь в Киеве сидел Ярослав и Брячислав понимал, что сил у дяди в разы больше, а потому и не помышлял о большем, отодвинул честолюбивые помыслы в дальний уголок своей души. Однако, явившиеся к нему варяги, дали повод вновь вернуться к мечтам о Киевском престоле, так как он нащупал в крепости Ярослава слабое место. Если Ярослав так поскупился на тех, благодаря кому одержал победу над Святополком, то, вероятно и остальной народ не захочет иметь скупердяя на княжестве! Сам Брячислав для своих воинов не жалел серебра. Ратники его были, как на подбор – холеные и плечистые, не уступавшие варягам в отваге и доблести. И Бячислав решил, что настало его время!

Прямо под его боком находился Новгород. Город хорошо укрепленый, славившийся сводолюбием и не склонявшим головы даже перед Киевом. И Новгород остался без наместника, так как сын доблестного Добрыни отбыл вместе с Ярославом в Киев. То, что в Новгороде оставалась жена Ярослава не беспокоило Брячислава. Что может глупая баба, у которой на уме лишь расшитые золотом сарафаны, да желание родить как можно больше детей? Опасаясь, что об его планах могут проведать в Новгороде и Киеве, Брячислав собрал войско внезапно, тут же направив его в задуманную сторону.

Когда о приближавшемся войске узнали, по всему Новгороду зазвонили колокола. Тревожный перезвон разбудил горожан на рассвете и, не ожидавшие такого вероломства люди, хватая что попадется под руку, приготовились к обороне.

Княгиня Ирина, сборы которой уже были окончены, решительно заявила воеводам, что никуда не поедет, коли такая беда пришла. Бояре, понимавшие, что она, попади в руки Брячислава, станет выгодной заложницей, принялись увещевать ее, но им это не удавалось. Выручила их, как ни странно, Ярка. Она подошла к княгине и прямо глядя ей в глаза, сказала:

-Отчего не слушаешь? Хочешь погибели всех новгородцев?!

Ирина даже ногой притопнула, возмутившись, как смеет хоть кто-то так говорить с ней.

-Знаю, что делаю! – высокомерно заявила она, но Ярка не отступилась.

-Нету у нас воинов, а коли ты тут будешь, так за тебя все, до последнего мальчишки, полягут!

-Так что же ты предлагаешь, чтобы Новгород без боя врагу достался?

-Бой хорош, когда есть кому воевать! – грустно возразила Ярка, -А когда мечи держать некому – так-то просто смертушки себе искать!

Ирина задумалась. В словах Ярки был резон, да вот только очень Ирине не хотелось, чтобы про нее, дочь гордого народа, говорили, что она струсила. Ярка прекрасно поняла, о чем она думает.

-Не осудят тебя, поймут и зауважают, коли ты поступишь так, как тебя люди просят! Им ведь умирать! А тебя, попади ты в руки врага, судьбина ждет горькая! Вспомни княгиню Предславу, да Добронегу, сестер твоего мужа. Где они теперь, горемычные, какую муку принимают?

Нехотя, Ирина согласилась уехать. Добро, собранное ею, пришлось оставить на поругание, да ничего не попишешь. Княгиню спешно усадили в ладью, и дав в сопровождение лучших воинов, что еще оставались в Новгороде, отправили вниз по широкому Волхову. Ладью быстро несло течением прочь, от города, в ворота которого уже без стука входил враг.

Весть о вероломном нападении Брячислава на Киев, острым лезвием полоснула по сердцу Ярослава. Предательство пришло оттуда, откуда он не ждал. Гонец не мог знать, что теперь творилось в Новгороде и что сталось с княгиней Ириной. Не знал он и того, успел ли Константин Добрынич с княжичем Ильей добраться туда. Князь Киевский тут же стал собираться в дорогу. Брячислава следовало хорошенько проучить, но Ярослав отнюдь не был уверен, что после кровопролитного сражения со Святополком, его сил будет достаточно для борьбы со строптивым племянником.

Не успел он покинуть Киев, как подоспел еще один гонец. На сей раз вести были еще более не по нраву Ярославу. Гонец поведал, что Брячислав без боя вошел в Киев, тут же, самозабвенно предался разграблению.

-Что с княгиней Ириной? - перебил его Ярослав.

-Княгиня покинула Новгород, как только узнала о приближение полоцкого войска! - Ярослав облегченно перевел дух и разрешил гонцу продолжить.

В самый разгар вакханалии, которую устроил в Новгороде Брячислав, явился Константин Добрынич с новгородскими воинами. В бой ступать ни одна сторона не торопилась и Константин предложил Брячиславу договориться с миром. Тот предложение принял, и в княжеском тереме Новгорода был накрыт пиршественный стол, где, в присутствии княжича Ильи и старшего над варягами Эймунда, князь Полоцкий и бывший наместник Новгородский, уговорились, что Брячислав с воинами на утро покинут Новгород, оставив при себе часть добычи и больше не творя разрушений. Гонец не знал, почему Брячислав согласился на такие условия, однако по утру войско Брячислава, груженое добром, ушло восвояси.

Эти вести привели Ярослава в неописуемую ярость. Константин не только осмелился простить без дозволения дерзкую выходку Брячислава, но и опозорил и принизил его, Ярополка, перед всем миром. Теперь любой может осмелиться напасть на города, находящиеся под его рукой в надежде, что сохранит и награбленное, и собственную жизнь!

Князь киевский отправился в Новгород со всей поспешностью, на какую было способно его сопровождение. Теперь уж тащить за собой целое войско он не видел смысла и оставил при себе лишь малую его часть. Княгиню Ирину повелел встретить с почестями, дабы пути их разминутся. Однако судьба вела их с разных сторон, на встречу друг другу, по одной дороге. Ирина, оставив ладью, ехала верхом, в окружении воинов. Ярослав залюбовался женой, ее гордой осанкой, крепкими руками, уверенно правившими лошадью. Рядом с Ириной, на пегой кобыле, скакала женщина, чье лицо показалось Ярославу знакомым. Он, с удивлением узнал в ней вдову воеводы Добрыни, Ярку. Ярослав велел поставить наскоро шатер, желая хоть немного побыть с женой, по которой успел соскучиться. Он с удивлением отмечал, что Ирина обладает над ним непонятной, пугающей властью. Его тянуло к ней как пчелу притягивает сладость цветка, хотелось выполнять каждое ее желание. Оставшись наедине, Ярослав поспешил насладиться ее близостью. Говорили они потом, когда первый порыв прошел и сердца стали биться немного медленнее, давая телам остыть.

-Я боялся за тебя! - сказал Ярослав, целуя жену в светлую макушку.

-Я не хотела покидать Новгород, меня твои бояре вынудили! - пожаловалась Ирина, хмуря брови.

-И я благодарен им за это! - ответил Ярослав, - Главное, что ты в безопасности! Будешь дожидаться меня в Киеве!

Она отстранилась, в неверном свете свечи посмотрела ему в глаза.

-Нет, я поеду с тобой обратно, в Носвгород!

-Нельзя Ирина! Неизвестно, что еще Брячислав выкинет!

Он рассказал ей, то что знал сам и снова возмутился поступком воеводы Константина. Однако Ирина расценила поступок Добрынича по другому.

-Жизни новгородцев он спасал, ни о чем более не помышлял! По той же причине и меня вынудили из Новгорода бежать! И не спорь - я поеду с тобой!

Он больше не противоречил ей. "Может так даже и лучше! По крайней мере не стану переживать, что в мое отсутствие кто-то нападет на Киев и ее жизнь оборвется, как жизнь бедой моей Анны!" - подумал он.

-2

На другой день Ирина вместе с мужем отправилась в Новгород, а Ярку, годы которой уже были не малыми, хоть и выглядела она крепкой, отправили в Киев, готовить княжеский терем к приезду княгини. При приближении к Новгороду, стали видны следы недавнего присутствия врага. Вытоптанная земля, сожженные окраинные дома деревень. Сам же Новгород, на поверхности, выглядел так же торжественно и роскошно, как и раньше. Ничто не говорило о том, что он совсем недавно подвергся разорению. Княжич Илья, вместе со своим дядькой Константином, встретили князя и княгиню со всевозможными почестями, проводили в терем. Как ни хотелось Ярославу тут же наброситься на Константина Добрынича с обвинениями, он сдержался до поры, когда чужие уши и глаза не могли стать свидетелями того разговора. А вот в стенах терема он дал волю своему гневу. Воевода Константин, давно уже не мальчик, стоял побагровевший перед князем, но признавать свою ошибку явно не собирался.

-Сильное войско привел Брячислав - нам было не сдюжить! - сказал он, как только Ярослав на мгновение замолчал, переводя дух.

-Испугался?! - закричал князь на Константина.

-Уж ты ли меня не знаешь, князь? - дрожащим от обиды голосом возразил Константин, - Ты ли не был со мной в бою, бок о бок? Видел ли ты меня убегавшим от врага? Да если бы Брячислав не согласился на мир - мы все полегли бы тут, защищая Новгород!

Ярослав понимал, что Константин поступил правильно, тем более, что так считали и все новгородцы, и его собственная жена. Стоял на стороне дядьки и сын его, Илья. Но, засела в нем какая-то детская обида за те слова, что Константин сказал ему, когда покидал Киев. Ярослав решил, что Константин заслуживает наказание и, несмотря на поддержку, что оказывали воеводе новгородцы, повелел услать его в Ростов, в заточение. А поводом к тому послужило то, что вместе с награбленным добром, Брячислав увез из Новгорода и жену Святополка, Регилинду.

-Покуда княжны, дщери князя Владимира, томятся в плену у польского короля, воевода Константин Добрынич отпустил дочь Болеславову с князем Брячиславом, чем предал князя своего и его род! - огласили на улицах Новгорода и у недовольных горожан нечего было возразить.

Тихонько плакал, стыдясь своей слабости, княжич Илья, тайком вытирал рукавом слезы. Он-то ведь так гордился, что они с Константином сберегли Новгород от разорения! На дядьку Константина всегда он мог положиться и вот теперь, по вине отца, воеводы не будет рядом, так же, как и его бедной матушки. Илья до сих пор помнил те страшные дни в Киеве, когда они оказались во власти Болеслава, сгубившего княгиню Анну. В глубине души, Илья, в ее потере винил отца. Ведь его не было рядом в те страшные дни, и смерть княгини Анны он принял со спокойствием, и как казалось Илье, с некотором равнодушием. А потом сразу женился на этой холодной красавице, Ингигерде, при виде которой Илью охватывал жар.

Стоя на берегу Ильмень озера, от которого отчалила ладья с повязанным, словно тать, Константином Добрыничем, Илья чувствовал, как пронзительный ветер пробирает его до костей. Одежда сделалась влажной, по коже бежали мурашки, но он все никак не мог заставить себя вернуться в терем. Той же ночью с княжичем случилась жестокая лихорадка, от которой он, спустя десять дней, сошел в могилу...

Из темной глубины веков...Смута | Вместе по жизни | Дзен
Из темной глубины веков... Владимир. Все части. | Вместе по жизни | Дзен
Из темной глубины веков... | Вместе по жизни | Дзен

Поддержать автора:

Юмани карта: 2204120116170354

или по кнопке, следуя инструкции: