Найти в Дзене
По одному месту

И НА МОЕЙ (НАШЕЙ) УЛИЦЕ БУДЕТ ПРАЗДНИК...

Как часто мы слышим эту фразу от других, да и сами иногда ее произносим, добавляя ещё заветный грузовичок с пряниками, как индикатор неминуемого счастья.

А между тем, в ней кроется глубокий смысл и вот об этом я и расскажу.

✒️ Во-первых, эта фраза является старинной русской пословицей.

✒️Во-вторых сейчас мы ее произносим с некоторым вызовом, мол, подождите у меня, вот увидите, как я буду праздновать свою долгожданную победу над всеми вами.

Думаю вы заметили, что в современном понимании этой пословицы, речь о празднике как таковом, где можно петь, танцевать и веселиться , вовсе не идёт. В современном понимании в эту пословицу вложен более глобальный смысл, связанный скорее с личным счастьем и успехом.

А вот раньше пословица имела спокойный и утвердительный характер о том, что в скором времени мы все дружно выйдем на улицу, объединенные общим праздником, будем гулять и веселиться.

Крестовоздвиженский собор. Белогорский Николаевский монастырь. Пермский край.
Крестовоздвиженский собор. Белогорский Николаевский монастырь. Пермский край.

Смысл этой пословицы кроется в престольных праздниках.

Раньше жили немного иначе, и это не про отсутствие электричества и интернета, с этим-то все понятно. Очевидно, что люди общались между собой и до интернета. А местами встреч со своими друзьями и родственниками были храмы.

В дореволюционной Москве, а пословица эта связана именно с этим городом , было огромное количество церквей.

Церковный приход образовывали жители улицы и ее переулков.

Свято-Введенский собор. Свято-Введенская островная пустынь. Город Покров.
Свято-Введенский собор. Свято-Введенская островная пустынь. Город Покров.

Храмы строились на средства благотворителей, на, так называемые, пожертвования. Деньги на благое дело собирались и отдавались с удовольствием, от этого и отношение к храмам было теплее, чем в наши дни.

Общеизвестно, что после Октябрьской революции множество храмов и монастырей снесли, тем самым нарушив ту самую связку "улица и храм".

Вот как раз до момента прихода большевиков к власти, до момента, как в Москву хлынули иностранные моды, вот ровно до этого всего, люди прекрасно проводили время, отмечая свои престольные праздники. Торжества начинались в храмах, а потом уходили гулять на улицу.

В каждом храме были свои праздники, помимо общих больших и повсеместных, таких как Пасха, Троица и др., были небольшие, и на них приходили люди с определенной улицы и примыкавших к ней переулков, чтобы встретиться со своими родными и друзьями.

Вид на Новоспасский монастырь. Москва.
Вид на Новоспасский монастырь. Москва.

Некоторые праздники и гуляния по их поводу были пышными, иные - скромнее.

Храм и его прихожане были связаны между собою не только родством, но и духовно.

Начало жизни - крещение, новая семья - венчание, смерть- отпевание. И все эти события в жизни конкретного человека происходили преимущественно в одном и том же храме.

Храм Христа Спасителя. Москва
Храм Христа Спасителя. Москва

Я упомянула про проникновение иностранной культуры. Это происходило и происходит постоянно. Здесь я не имею ввиду какое-то конкретное время, хотя, конечно, проще проникать, когда есть возможность путешествовать. И чем больше путешественников, тем больше проникновение. Так сложилось, что мы очень любим все иностранное -то французское, то американское. Зависит от периода истории.

Вид на историческую часть парка Зарядье. Москва
Вид на историческую часть парка Зарядье. Москва

Начало престольных праздников связано с образованием приходов. Приходы начали формироваться в 16-17 веках.

Москва любила и любит праздники: Поехал в Москву разгонять тоску.

Со временем родовые связи людей, проживающих на одной улице, в одно доме нарушались. Это также было связано с развитием города. Строились большие дома, приезжали в Москву и оставались жить люди из других областей, исторические события, в т. ч. войны разрушали связи.

Церковь Екатерины Великомученицы на Всполье. Москва.
Церковь Екатерины Великомученицы на Всполье. Москва.

В статье использованы материалы в т.ч. из книги Владимира Муравьева "История Москвы в пословицах и поговорках".