Недавно отвечал на комментарий к публикации про "Титаник" и "Карпатию" и залез в сеть за справочной информацией. Вдруг обнаружил, что нигде нет внятного сравнения по масштабам морских (и речных) катастроф. Даже во "вражеской" википедии. Поэтому, - исправляю эту ситуацию.
Заодно, - есть мысль создать в России настоящий музей морских (и речных) катастроф. Интерактивный. Такой, - чтоб "мурашки по коже"... Это первый шаг, - сбор данных и изучение общественного мнения, - надо ли помнить трагедии?
Наверное, многие из вас даже и не предполагали, что "Титаник" по числу жертв занимает "всего лишь" страшное... ТРИДЦАТЬ ВТОРОЕ место...
Чтобы не ударяться в цифры и не нудить, взял только корабельные катастрофы, крупнее этой "знаменитости". С него в обратном порядке и начнем:
Тридцать второе "место".
Пассажирский лайнер "Титаник", Британия, 1912 год — 1514 погибших. Корабль, считавшийся на тот момент непотопляемым, 14 апреля 1912 года в 23:39 налетел на айсберг в северной Атлантике и через три часа затонул. На борту вместе с экипажем в момент катастрофы было 2224 человека.
Всего на шлюпках спаслось 710 человек, которых подобрал пароход "Карпатия".
Причина, - "человеческий фактор": самонадеянность конструкторов - "корабль оказался недостаточно непотопляемым"; жадность заказчиков - экономия на спасательных средствах; недооценка сложности маршрута судовладельцем и капитаном, - высокая скорость хода в опасных водах в ночное время.
Тридцать первое "место".
Военный транспорт №584 (бывший сухогруз "Найссаар"), СССР, 1941 год, - около 1500 погибших. Утром 29 августа 1941 во время "Таллинского перехода" подорвался на мине в Финском заливе Балтийского моря. Взрывом оторвало носовую оконечность, - корабль затонул мгновенно. Из находившихся на борту бойцов стрелковых частей и команды, - никого спасти не удалось.
Причина катастрофы, - "человеческий фактор", - война.
Тридцатое "место".
Грузовой транспорт "Кошу Мару" ("Koshu Maru"), Япония, 1944 год - 1540 погибших. Потоплен 03.08.1944 американской подводной лодкой SS-271.
Был одним из «кораблей ада». Так военнопленные наших союзников и "рабочие, насильно взятые японцами с оккупированных территорий" (рабы), прозвали эти транспорты за нечеловеческие условия содержания.
Причина катастрофы, - "человеческий фактор", - война.
Двадцать девятое "место".
Военный транспорт №545 (бывший сухогруз "Эверита"), СССР, 1941 год, - около 1561 погибших. Так же, как и "Найссаар" (31) участвовал в "Таллинском переходе". Подорвался на мине в Финском заливе Балтийского моря в 22 часа 28 августа 1941 года и разломившись пополам, затонул за минуты. Из всех находившихся на борту спасено только 22 человека из экипажа.
Причина катастрофы, - "человеческий фактор", - война.
Двадцать восьмое "место".
Пассажирский речной пароход "Султана", США, 1865 год - до 1700 погибших. 27 апреля 1865 на реке Миссисипи недалеко от города Мемфиса, штат Теннесси, после взрыва парового котла и пожара затонул пароход "Султана". Вместо расчетных 700 пассажиров, перед катастрофой на борту находились 2394 человека, в том числе команда.
В живых осталось менее 700 человек. За сутки перед катастрофой механики предупреждали капитана об аварийном состоянии котлов.
Причина кораблекрушения и гибели большого количества людей, - "человеческий фактор": пренебрежение мнением специалистов, жадность и халатность капитана, принявшего пассажиров в несколько раз выше нормы при почти полном отсутствии спасательных средств.
Двадцать седьмое "место".
Грузовой транспорт "Арисан Мару" ("Arisan Maru"), Япония, 1944 год - 1795 погибших. Потоплен 24.10.1944 американской подводная лодкой SS-314.
Ещё один из «кораблей ада», как и "Кошу Мару" (30).
Причина катастрофы, - "человеческий фактор", - война.
Двадцать шестое "место".
Военный транспорт №521 (бывший товаро-пассажирский турбоэлектроход "Иосиф Сталин"), СССР, 1941 год, - 1816 погибших. При эвакуации наших частей с полуострова Ханко вышел из протраленной полосы минного поля и последовательно подорвался на трех минах 3 декабря 1941 года. Из более пяти тысяч военнослужащих на борту вместе с кораблем погибли 1816 человек.
Кораблями конвоя было снято с тонущего транспорта около тысячи бойцов. Остальные (около двух тысяч), - были брошены, попали в плен к немцам и позже, почти все погибли на каторжных работах в норвежских каменоломнях.
Двадцать пятое "место".
Пассажирский морской паром «Ле Йоола», Сенегал, 2002 год — 1863 погибших. Перевернулся и затонул 26 сентября 2002 в Атлантическом океане у берегов Гамбии, что на западе Африки. Из находившихся на борту почти двух тысяч человек, выжили только 64 (шестьдесят четыре).
Причина, - "человеческий фактор": халатность1, - перегрузка корабля более чем в четыре раза; халатность2, - из-за отсутствия обслуживания произошел отказ двигателей и потеряна возможность маневрирования в шторм; халатность3, - нарушение правил судоходства (вместо прибрежного плавания - удаление в океан); халатность4, - плохо организованные спасательные работы, - почти через пять часов после начала катастрофы, перевернутый корабль ушёл на дно с живыми людьми, оставшимися во внутренних помещениях.
Двадцать четвертое "место".
Военный транспорт "Монблан", Франция, 1917 год - не менее 2000 погибших. После столкновения с пароходом "Имо" в проливе у канадского Галифакса, начался пожар и произошла детонация груза взрывчатки. На кораблях, в зданиях порта и в городе от взрыва погибло более 2000 человек.
Причина, - "человеческий фактор": нарушение правил судоходства капитанами "Монблана" и "Имо" на фоне личной упертости и нежелания уступать. Вдобавок, - абсолютно негероическое поведение команды "Монблана", сбежавшей с корабля сразу после начала пожара, - из её состава погиб один человек.
Двадцать третье "место".
Военный транспорт и плавучая тюрьма "Дойчланд", Германия, 1945 год - около 2000 погибших. Бывший океанский лайнер был потоплен штурмовой авиацией британских ВВС в Любекской бухте Балтийского моря 3 мая 1945 года.
Основная масса погибших, - узники нацистских концлагерей. Транспорт был потоплен одновременно с "Тильбеком" (15) и "Кап Арконой" (4)
Причина кораблекрушения и гибели большого количества людей, - "человеческий фактор", - война.
Двадцать второе "место".
Грузопассажирский транспорт "Ава-мару", Япония, 1945 год, - 2003 погибших. Несмотря на опознавательные знаки и действия под эгидой Международного Комитета Красного Креста, - по ошибке был потоплен американской подводной лодкой SS-393 в Тайваньском проливе в ночь на 1 апреля 1945 года. Из 2004 человек на борту выжил только один.
После попадания четырех торпед судно затонуло за три минуты.
Причина катастрофы, - "человеческий фактор", - война.
Двадцать первое "место".
Линкор "Бисмарк", Германия, 1941 год, - 2104 погибших. Потоплен эскадрой союзников 27 мая 1941 года в северной Атлантике в первом боевом походе. Из команды выжило всего 116 человек.
Причина кораблекрушения и гибели большого количества людей, - "человеческий фактор", - война.
Двадцатое "место".
Военный транспорт "Зальцбург", Германия, 1942 год - не менее 2300 погибших. Торпедирован 01.10.1942 в Черном море советской подводной лодкой М-118. После попадания одной торпеды затонул через 13 минут.
После атаки транспорта наша М-118 из боевого похода не вернулась.
Причина кораблекрушения и гибели большого количества людей, - "человеческий фактор", - война.
Девятнадцатое "место".
Штабное судно "Вирония", СССР, 1941 год, - 2328 погибших. Во время "Таллинского перехода" подорвалась 29.08.41 на мине в Финском заливе Балтийского моря. Из находившихся на борту более двух с половиной тысяч человек удалось спасти только 209.
Причина катастрофы, - "человеческий фактор", - война.
Восемнадцатое "место".
Пассажирский пароход "Ленин" (СССР), 1941 год, - до 2500 погибших. 27 июля 1941 года в 23:33 подорвался на мине и за 4 минуты затонул у крымского побережья. Погибшие, - эвакуируемые беженцы и призывники.
Причина катастрофы, - "человеческий фактор" - война.
Семнадцатое "место".
Военный транспорт "Тейя Мару", Япония, 1944 год, - 2665 погибших. Потоплен 18.08.44 г. американской подводной лодкой SS-269 в 23:10 в 10 милях к северо-востоку от побережья одного из Филиппинских островов.
Причина катастрофы, - "человеческий фактор", - война.
Шестнадцатое "место".
Военный транспорт и плавучая тюрьма "Тильбек", Германия, 1945 год - до 2800 погибших. Потоплен за несколько минут 3 мая 1945 года штурмовой авиацией британских ВВС в Любекской бухте Балтийского моря.
Основная масса погибших, - узники нацистских концлагерей. Транспорт был потоплен одновременно с "Дойчландом" (23) и "Кап Арконой" (4)
Причина кораблекрушения и гибели большого количества людей, - "человеческий фактор", - война.
Пятнадцатое "место".
Военный транспорт "Танго-мару" ("Tango Maru"), Япония, 1944 год, - около 3000 погибших. Потоплен 25.02.44г. американской подводной лодкой SS-269.
После попадания трех торпед (из четырех выпущенных) судно затонуло за пять минут. Основная часть погибших, - рабочие и голландские военнопленные.
Причина катастрофы, - "человеческий фактор", - война.
Четырнадцатое "место".
Линкор "Ямато", Япония, 1945 год, - 3061 погибших. В результате удара американской палубной авиации 7 апреля 1945 в 14:23 взорвался и затонул в Восточно-Китайском море. Выжило всего 269 человек.
Причина кораблекрушения и гибели большого количества людей, - "человеческий фактор", - война.
Тринадцатое "место".
Военный транспорт "Штойбен", Германия, 1945 год - около 3600 погибших. Торпедирован 10.02.1945 в Балтийском море советской подводной лодкой С-13. После попадания двух торпед затонул через 15 минут.
Причина кораблекрушения и гибели большого количества людей, - "человеческий фактор" - война.
Двенадцатое "место".
Военный транспорт №501 (бывший сухогруз "Балхаш"), СССР, 1941 год, - погибло 3831 человек. Подорвался на мине 29.08.41 г. во время "Таллинского перехода". Было спасено всего 85 пассажиров и 32 члена команды.
В настоящее время остов "Балхаша" лежит у мыса Юминда на глубине 96 метров, представляя собой самое массовое захоронение в Финском заливе.
Причина катастрофы, - "человеческий фактор", - война.
Одиннадцатое "место".
Пассажирский пароход "Киангья", Китайская республика, 1948 год, - погибло 3920 человек. Подорвался на японской морской мине времен Второй Мировой Войны и быстро затонул 3 декабря 1948 года в устье реки Хуанпу, в пятидесяти милях от Шанхая.
Причина кораблекрушения и гибели большого количества людей, - "человеческий фактор" - война.
Десятое "место".
Военный транспорт "Ориа", Германия, 1944 год - погибло 4074 человека. 11 февраля 1944 года в Эгейском море в шторм налетел на скалы.
Основная масса погибших, - итальянские пленные, которые после выхода Италии из войны возвращались немцами из Африки домой. Спаслось только 28 человек.
Причина кораблекрушения и гибели большого количества людей, - "человеческий фактор" - навигационная ошибка и война.
Девятое "место".
Пассажирский паром "Донья Пас", Филиппины, 1987 год, - 4386 погибших. При столкновении у Филиппинских островов "Доньи Пас" с танкером "Вектор", перевозившим бензин, начался пожар.
"Донья Пас" затонула через два часа, "Вектор" через четыре. Люди оказались в воде, кишащей акулами, среди горящих нефтепродуктов. Выжило 26 человек, - двадцать четыре, - с парома и двое, - с танкера.
Причина кораблекрушения и гибели большого количества людей, - "человеческий фактор" - халатное отношение и навигационные ошибки.
Восьмое "место".
Военный транспорт "Рюсей Мару", Япония, 1944 год, - погибло 4998 человек. 25 февраля 1944 г торпедирован и потоплен американской подводной лодкой SS-269. Из четырех торпед в цель попали три, разорвав судно пополам.
Основная масса погибших, - японские солдаты, рабочие и индийские военнопленные.
Причина кораблекрушения и гибели большого количества людей, - "человеческий фактор" - боевые действия.
Седьмое "место".
Самая крупная российская (советская) трагедия на море. Пассажирский теплоход "Армения" (СССР) - погибло около 5000 человек. Был атакован 07.11.1941 года немецким торпедоносцем "Хейнкель He-111" в Черном море.
После попадания торпеды в носовую часть, корабль затонул за 4 минуты. Основная масса погибших, - беженцы, раненые и медицинский персонал госпиталей черноморского флота. Спасти удалось только восемь человек.
Причина катастрофы, - "человеческий фактор" - война.
Шестое "место".
Военный транспорт "Вильгельм Густлов", Германия, 1945 год, - 5348 погибших. На торжественной церемонии спуска на воду этого лайнера, ефрейтор Адольф Шикльгрубер заявил: "Третьему рейху "Титаники" не нужны"!
30 января 1945 года, уже военный транспорт, вооруженный зенитной артиллерией, - "Густлов" получил попадания трёх торпед советской подводной лодки С-13. Затонув в три раза быстрее "Титаника" (за час), унес под воду в три раза больше жизней....
Причина катастрофы, - "человеческий фактор" - война.
Пятое "место".
Военный транспорт "Тояма Мару" (Япония) - до 5400 погибших. Потоплен 29 июня 1944 года американской подводной лодкой SS-187 у берегов Японии в Филиппинском море.
На борту были до 6 000 солдат и офицеров, военные грузы, в том числе больше тысячи бочек с бензином. При попадании торпед начался сильнейший пожар.
Причина катастрофы, - "человеческий фактор" - боевые действия.
Четвертое "место".
Военный транспорт и плавучая тюрьма "Кап Аркона" ("Cap Arcona"), Германия, 1945 год, - погибло 5594 человека. Потоплен штурмовой авиацией британских ВВС в Любекской бухте Балтийского моря 3 мая 1945 года вместе с "Тильбеком" (15) и "Дойчландом" (20).
Основная масса погибших, - узники нацистских концлагерей.
Причина кораблекрушения и гибели большого количества людей, - "человеческий фактор" - боевые действия.
Третье "место".
Военный транспорт "Ланкастрия", Великобритания, 1940 год, - погибло до 5800 человек. При эвакуации англо-французских войск из Дюнкерка был потоплен немецкой авиацией у берегов Франции 17 июня 1940 года.
Причина кораблекрушения и гибели большого количества людей, - "человеческий фактор" - боевые действия.
Второе "место".
Военный транспорт "Дзюнъё Мару", Япония, 1944 год, - погибло 5620 человек. Торпедирован британской подводной лодкой "Tradewind" и затонул 18 сентября 1944 у берегов Индонезии.
Основная масса погибших, - военнопленные и "рабочие, насильно взятые японцами с оккупированных территорий" (рабы).
Причина кораблекрушения и гибели большого количества людей, - "человеческий фактор" - боевые действия.
Первое "место".
Военный транспорт "Гойя", Германия, 1945 год, - погибло до 7000 человек. После попадания двух торпед советской подводной лодки "Л-3", 16 апреля 1945 года в 23:52 корабль разломился на две части и затонул за семь минут.
Причина катастрофы, - "человеческий фактор" - боевые действия. В данном случае, война вернулась туда, откуда и началась. Немцы, поддержавшие "фюрера" и разгромившие пол-Европы, были вынуждены заплатить за это.
Вывод:
В БОЛЕЕ ЧЕМ ТРЕХ ДЕСЯТКАХ самых крупных и страшных корабельных катастроф виноват... "человеческий фактор", - глупость, халатность, тщеславие...
Именно "человеческий фактор" развязывает войны, которые ставят всё новые и новые "рекорды". Людям надо научиться жить в мире, пока они ещё живы.
Всем, как всегда, - желаю крепкого здоровья, финансового благополучия и мирного неба над головой!
Дополнительно, по теме: про 100 самых выдающихся российских кораблей: