Найти в Дзене
Игорь Калитин

Самые страшные корабельные катастрофы. "Титаник" только на... ТРИДЦАТЬ ВТОРОМ месте? Сколько в этом перечне российских кораблей??

Оглавление

Недавно отвечал на комментарий к публикации про "Титаник" и "Карпатию" и залез в сеть за справочной информацией. Вдруг обнаружил, что нигде нет внятного сравнения по масштабам морских (и речных) катастроф. Даже во "вражеской" википедии. Поэтому, - исправляю эту ситуацию.

Заодно, - есть мысль создать в России настоящий музей морских (и речных) катастроф. Интерактивный. Такой, - чтоб "мурашки по коже"... Это первый шаг, - сбор данных и изучение общественного мнения, - надо ли помнить трагедии?

Наверное, многие из вас даже и не предполагали, что "Титаник" по числу жертв занимает "всего лишь" страшное... ТРИДЦАТЬ ВТОРОЕ место...

Чтобы не ударяться в цифры и не нудить, взял только корабельные катастрофы, крупнее этой "знаменитости". С него в обратном порядке и начнем:

Тридцать второе "место".

Пассажирский лайнер "Титаник", Британия, 1912 год — 1514 погибших. Корабль, считавшийся на тот момент непотопляемым, 14 апреля 1912 года в 23:39 налетел на айсберг в северной Атлантике и через три часа затонул. На борту вместе с экипажем в момент катастрофы было 2224 человека.

Последнее фото "Титаника" от 11 апреля 1912 года. Автор — священник Фрэнсис Браун, по стечению обстоятельств сошедший с корабля в промежуточном порту Коб (тогда - Квинстаун) в Ирландии. Взято из открытого доступа.
Последнее фото "Титаника" от 11 апреля 1912 года. Автор — священник Фрэнсис Браун, по стечению обстоятельств сошедший с корабля в промежуточном порту Коб (тогда - Квинстаун) в Ирландии. Взято из открытого доступа.

Всего на шлюпках спаслось 710 человек, которых подобрал пароход "Карпатия".

Причина, - "человеческий фактор": самонадеянность конструкторов - "корабль оказался недостаточно непотопляемым"; жадность заказчиков - экономия на спасательных средствах; недооценка сложности маршрута судовладельцем и капитаном, - высокая скорость хода в опасных водах в ночное время.

Тридцать первое "место".

Военный транспорт №584 (бывший сухогруз "Найссаар"), СССР, 1941 год, - около 1500 погибших. Утром 29 августа 1941 во время "Таллинского перехода" подорвался на мине в Финском заливе Балтийского моря. Взрывом оторвало носовую оконечность, - корабль затонул мгновенно. Из находившихся на борту бойцов стрелковых частей и команды, - никого спасти не удалось.

Мгновенно погиб, - так как был переоборудован в транспорт из обычного сухогруза, - водопроницаемых переборок не имел. Довоенное фото сухогруза "Найссаар" взято из сети.
Мгновенно погиб, - так как был переоборудован в транспорт из обычного сухогруза, - водопроницаемых переборок не имел. Довоенное фото сухогруза "Найссаар" взято из сети.

Причина катастрофы, - "человеческий фактор", - война.

Тридцатое "место".

Грузовой транспорт "Кошу Мару" ("Koshu Maru"), Япония, 1944 год - 1540 погибших. Потоплен 03.08.1944 американской подводной лодкой SS-271.

Достоверное изображение "Кошу Мару" отсутствует. Из открытого доступа взято фото другого тонущего японского транспорта, сделанное через перископ американской подводной лодки.
Достоверное изображение "Кошу Мару" отсутствует. Из открытого доступа взято фото другого тонущего японского транспорта, сделанное через перископ американской подводной лодки.

Был одним из «кораблей ада». Так военнопленные наших союзников и "рабочие, насильно взятые японцами с оккупированных территорий" (рабы), прозвали эти транспорты за нечеловеческие условия содержания.

Причина катастрофы, - "человеческий фактор", - война.

Двадцать девятое "место".

Военный транспорт №545 (бывший сухогруз "Эверита"), СССР, 1941 год, - около 1561 погибших. Так же, как и "Найссаар" (31) участвовал в "Таллинском переходе". Подорвался на мине в Финском заливе Балтийского моря в 22 часа 28 августа 1941 года и разломившись пополам, затонул за минуты. Из всех находившихся на борту спасено только 22 человека из экипажа.

Причина катастрофы, - "человеческий фактор", - война.

Двадцать восьмое "место".

Пассажирский речной пароход "Султана", США, 1865 год - до 1700 погибших. 27 апреля 1865 на реке Миссисипи недалеко от города Мемфиса, штат Теннесси, после взрыва парового котла и пожара затонул пароход "Султана". Вместо расчетных 700 пассажиров, перед катастрофой на борту находились 2394 человека, в том числе команда.

Последнее фото перегруженного парохода "Султана".
Последнее фото перегруженного парохода "Султана".

В живых осталось менее 700 человек. За сутки перед катастрофой механики предупреждали капитана об аварийном состоянии котлов.

Причина кораблекрушения и гибели большого количества людей, - "человеческий фактор": пренебрежение мнением специалистов, жадность и халатность капитана, принявшего пассажиров в несколько раз выше нормы при почти полном отсутствии спасательных средств.

Двадцать седьмое "место".

Грузовой транспорт "Арисан Мару" ("Arisan Maru"), Япония, 1944 год - 1795 погибших. Потоплен 24.10.1944 американской подводная лодкой SS-314.

Достоверное изображение "Арисан Мару" отсутствует. Из открытого доступа взято фото другого тонущего японского транспорта, сделанное через перископ американской подводной лодки.
Достоверное изображение "Арисан Мару" отсутствует. Из открытого доступа взято фото другого тонущего японского транспорта, сделанное через перископ американской подводной лодки.

Ещё один из «кораблей ада», как и "Кошу Мару" (30).

Причина катастрофы, - "человеческий фактор", - война.

Двадцать шестое "место".

Военный транспорт №521 (бывший товаро-пассажирский турбоэлектроход "Иосиф Сталин"), СССР, 1941 год, - 1816 погибших. При эвакуации наших частей с полуострова Ханко вышел из протраленной полосы минного поля и последовательно подорвался на трех минах 3 декабря 1941 года. Из более пяти тысяч военнослужащих на борту вместе с кораблем погибли 1816 человек.

Кораблями конвоя было снято с тонущего транспорта около тысячи бойцов. Остальные (около двух тысяч), - были брошены, попали в плен к немцам и позже, почти все погибли на каторжных работах в норвежских каменоломнях.

Двадцать пятое "место".

Пассажирский морской паром «Ле Йоола», Сенегал, 2002 год — 1863 погибших. Перевернулся и затонул 26 сентября 2002 в Атлантическом океане у берегов Гамбии, что на западе Африки. Из находившихся на борту почти двух тысяч человек, выжили только 64 (шестьдесят четыре).

Причина, - "человеческий фактор": халатность1, - перегрузка корабля более чем в четыре раза; халатность2, - из-за отсутствия обслуживания произошел отказ двигателей и потеряна возможность маневрирования в шторм; халатность3, - нарушение правил судоходства (вместо прибрежного плавания - удаление в океан); халатность4, - плохо организованные спасательные работы, - почти через пять часов после начала катастрофы, перевернутый корабль ушёл на дно с живыми людьми, оставшимися во внутренних помещениях.

Двадцать четвертое "место".

Военный транспорт "Монблан", Франция, 1917 год - не менее 2000 погибших. После столкновения с пароходом "Имо" в проливе у канадского Галифакса, начался пожар и произошла детонация груза взрывчатки. На кораблях, в зданиях порта и в городе от взрыва погибло более 2000 человек.

Причина, - "человеческий фактор": нарушение правил судоходства капитанами "Монблана" и "Имо" на фоне личной упертости и нежелания уступать. Вдобавок, - абсолютно негероическое поведение команды "Монблана", сбежавшей с корабля сразу после начала пожара, - из её состава погиб один человек.

Двадцать третье "место".

Военный транспорт и плавучая тюрьма "Дойчланд", Германия, 1945 год - около 2000 погибших. Бывший океанский лайнер был потоплен штурмовой авиацией британских ВВС в Любекской бухте Балтийского моря 3 мая 1945 года.

Основная масса погибших, - узники нацистских концлагерей. Транспорт был потоплен одновременно с "Тильбеком" (15) и "Кап Арконой" (4)

Причина кораблекрушения и гибели большого количества людей, - "человеческий фактор", - война.

Двадцать второе "место".

Грузопассажирский транспорт "Ава-мару", Япония, 1945 год, - 2003 погибших. Несмотря на опознавательные знаки и действия под эгидой Международного Комитета Красного Креста, - по ошибке был потоплен американской подводной лодкой SS-393 в Тайваньском проливе в ночь на 1 апреля 1945 года. Из 2004 человек на борту выжил только один.

-11

После попадания четырех торпед судно затонуло за три минуты.

Причина катастрофы, - "человеческий фактор", - война.

Двадцать первое "место".

Линкор "Бисмарк", Германия, 1941 год, - 2104 погибших. Потоплен эскадрой союзников 27 мая 1941 года в северной Атлантике в первом боевом походе. Из команды выжило всего 116 человек.

Причина кораблекрушения и гибели большого количества людей, - "человеческий фактор", - война.

Двадцатое "место".

Военный транспорт "Зальцбург", Германия, 1942 год - не менее 2300 погибших. Торпедирован 01.10.1942 в Черном море советской подводной лодкой М-118. После попадания одной торпеды затонул через 13 минут.

После атаки транспорта наша М-118 из боевого похода не вернулась.

Причина кораблекрушения и гибели большого количества людей, - "человеческий фактор", - война.

Девятнадцатое "место".

Штабное судно "Вирония", СССР, 1941 год, - 2328 погибших. Во время "Таллинского перехода" подорвалась 29.08.41 на мине в Финском заливе Балтийского моря. Из находившихся на борту более двух с половиной тысяч человек удалось спасти только 209.

Довоенное фото "Веронии" взято из открытого доступа.
Довоенное фото "Веронии" взято из открытого доступа.

Причина катастрофы, - "человеческий фактор", - война.

Восемнадцатое "место".

Пассажирский пароход "Ленин" (СССР), 1941 год, - до 2500 погибших. 27 июля 1941 года в 23:33 подорвался на мине и за 4 минуты затонул у крымского побережья. Погибшие, - эвакуируемые беженцы и призывники.

-15

Причина катастрофы, - "человеческий фактор" - война.

Семнадцатое "место".

Военный транспорт "Тейя Мару", Япония, 1944 год, - 2665 погибших. Потоплен 18.08.44 г. американской подводной лодкой SS-269 в 23:10 в 10 милях к северо-востоку от побережья одного из Филиппинских островов.

-16

Причина катастрофы, - "человеческий фактор", - война.

Шестнадцатое "место".

Военный транспорт и плавучая тюрьма "Тильбек", Германия, 1945 год - до 2800 погибших. Потоплен за несколько минут 3 мая 1945 года штурмовой авиацией британских ВВС в Любекской бухте Балтийского моря.

Основная масса погибших, - узники нацистских концлагерей. Транспорт был потоплен одновременно с "Дойчландом" (23) и "Кап Арконой" (4)

Причина кораблекрушения и гибели большого количества людей, - "человеческий фактор", - война.

Пятнадцатое "место".

Военный транспорт "Танго-мару" ("Tango Maru"), Япония, 1944 год, - около 3000 погибших. Потоплен 25.02.44г. американской подводной лодкой SS-269.

Довоенное фото "Tango Maru" взято из открытого доступа. В военное время стал одним из "кораблей ада".
Довоенное фото "Tango Maru" взято из открытого доступа. В военное время стал одним из "кораблей ада".

После попадания трех торпед (из четырех выпущенных) судно затонуло за пять минут. Основная часть погибших, - рабочие и голландские военнопленные.

Причина катастрофы, - "человеческий фактор", - война.

Четырнадцатое "место".

Линкор "Ямато", Япония, 1945 год, - 3061 погибших. В результате удара американской палубной авиации 7 апреля 1945 в 14:23 взорвался и затонул в Восточно-Китайском море. Выжило всего 269 человек.

Причина кораблекрушения и гибели большого количества людей, - "человеческий фактор", - война.

Тринадцатое "место".

Военный транспорт "Штойбен", Германия, 1945 год - около 3600 погибших. Торпедирован 10.02.1945 в Балтийском море советской подводной лодкой С-13. После попадания двух торпед затонул через 15 минут.

Причина кораблекрушения и гибели большого количества людей, - "человеческий фактор" - война.

Двенадцатое "место".

Военный транспорт №501 (бывший сухогруз "Балхаш"), СССР, 1941 год, - погибло 3831 человек. Подорвался на мине 29.08.41 г. во время "Таллинского перехода". Было спасено всего 85 пассажиров и 32 члена команды.

-21

В настоящее время остов "Балхаша" лежит у мыса Юминда на глубине 96 метров, представляя собой самое массовое захоронение в Финском заливе.

Причина катастрофы, - "человеческий фактор", - война.

Одиннадцатое "место".

Пассажирский пароход "Киангья", Китайская республика, 1948 год, - погибло 3920 человек. Подорвался на японской морской мине времен Второй Мировой Войны и быстро затонул 3 декабря 1948 года в устье реки Хуанпу, в пятидесяти милях от Шанхая.

Причина кораблекрушения и гибели большого количества людей, - "человеческий фактор" - война.

Десятое "место".

Военный транспорт "Ориа", Германия, 1944 год - погибло 4074 человека. 11 февраля 1944 года в Эгейском море в шторм налетел на скалы.

На фото норвежский сухогруз "Ориа", впоследствии реквизированный немцами и переделанный в военный транспорт. Фото из открытого доступа.
На фото норвежский сухогруз "Ориа", впоследствии реквизированный немцами и переделанный в военный транспорт. Фото из открытого доступа.

Основная масса погибших, - итальянские пленные, которые после выхода Италии из войны возвращались немцами из Африки домой. Спаслось только 28 человек.

Причина кораблекрушения и гибели большого количества людей, - "человеческий фактор" - навигационная ошибка и война.

Девятое "место".

Пассажирский паром "Донья Пас", Филиппины, 1987 год, - 4386 погибших. При столкновении у Филиппинских островов "Доньи Пас" с танкером "Вектор", перевозившим бензин, начался пожар.

"Донья Пас" затонула через два часа, "Вектор" через четыре. Люди оказались в воде, кишащей акулами, среди горящих нефтепродуктов. Выжило 26 человек, - двадцать четыре, - с парома и двое, - с танкера.

Причина кораблекрушения и гибели большого количества людей, - "человеческий фактор" - халатное отношение и навигационные ошибки.

Восьмое "место".

Военный транспорт "Рюсей Мару", Япония, 1944 год, - погибло 4998 человек. 25 февраля 1944 г торпедирован и потоплен американской подводной лодкой SS-269. Из четырех торпед в цель попали три, разорвав судно пополам.

-25

Основная масса погибших, - японские солдаты, рабочие и индийские военнопленные.

Причина кораблекрушения и гибели большого количества людей, - "человеческий фактор" - боевые действия.

Седьмое "место".

Самая крупная российская (советская) трагедия на море. Пассажирский теплоход "Армения" (СССР) - погибло около 5000 человек. Был атакован 07.11.1941 года немецким торпедоносцем "Хейнкель He-111" в Черном море.

-26

После попадания торпеды в носовую часть, корабль затонул за 4 минуты. Основная масса погибших, - беженцы, раненые и медицинский персонал госпиталей черноморского флота. Спасти удалось только восемь человек.

Причина катастрофы, - "человеческий фактор" - война.

Шестое "место".

Военный транспорт "Вильгельм Густлов", Германия, 1945 год, - 5348 погибших. На торжественной церемонии спуска на воду этого лайнера, ефрейтор Адольф Шикльгрубер заявил: "Третьему рейху "Титаники" не нужны"!

-27

30 января 1945 года, уже военный транспорт, вооруженный зенитной артиллерией, - "Густлов" получил попадания трёх торпед советской подводной лодки С-13. Затонув в три раза быстрее "Титаника" (за час), унес под воду в три раза больше жизней....

Причина катастрофы, - "человеческий фактор" - война.

Пятое "место".

Военный транспорт "Тояма Мару" (Япония) - до 5400 погибших. Потоплен 29 июня 1944 года американской подводной лодкой SS-187 у берегов Японии в Филиппинском море.

-28

На борту были до 6 000 солдат и офицеров, военные грузы, в том числе больше тысячи бочек с бензином. При попадании торпед начался сильнейший пожар.

Причина катастрофы, - "человеческий фактор" - боевые действия.

Четвертое "место".

Военный транспорт и плавучая тюрьма "Кап Аркона" ("Cap Arcona"), Германия, 1945 год, - погибло 5594 человека. Потоплен штурмовой авиацией британских ВВС в Любекской бухте Балтийского моря 3 мая 1945 года вместе с "Тильбеком" (15) и "Дойчландом" (20).

Основная масса погибших, - узники нацистских концлагерей.

Причина кораблекрушения и гибели большого количества людей, - "человеческий фактор" - боевые действия.

Третье "место".

Военный транспорт "Ланкастрия", Великобритания, 1940 год, - погибло до 5800 человек. При эвакуации англо-французских войск из Дюнкерка был потоплен немецкой авиацией у берегов Франции 17 июня 1940 года.

Причина кораблекрушения и гибели большого количества людей, - "человеческий фактор" - боевые действия.

Второе "место".

Военный транспорт "Дзюнъё Мару", Япония, 1944 год, - погибло 5620 человек. Торпедирован британской подводной лодкой "Tradewind" и затонул 18 сентября 1944 у берегов Индонезии.

Довоенное фото «Дзюнъё Мару» взято из открытых источников. Один из "кораблей ада".
Довоенное фото «Дзюнъё Мару» взято из открытых источников. Один из "кораблей ада".

Основная масса погибших, - военнопленные и "рабочие, насильно взятые японцами с оккупированных территорий" (рабы).

Причина кораблекрушения и гибели большого количества людей, - "человеческий фактор" - боевые действия.

Первое "место".

Военный транспорт "Гойя", Германия, 1945 год, - погибло до 7000 человек. После попадания двух торпед советской подводной лодки "Л-3", 16 апреля 1945 года в 23:52 корабль разломился на две части и затонул за семь минут.

Причина катастрофы, - "человеческий фактор" - боевые действия. В данном случае, война вернулась туда, откуда и началась. Немцы, поддержавшие "фюрера" и разгромившие пол-Европы, были вынуждены заплатить за это.

Вывод:

В БОЛЕЕ ЧЕМ ТРЕХ ДЕСЯТКАХ самых крупных и страшных корабельных катастроф виноват... "человеческий фактор", - глупость, халатность, тщеславие...

Одна из самых масштабных, но уже экологических, катастроф в истории человечества, - взрыв нефтяной платформы 20 апреля 2010 года у побережья США в Мексиканском заливе. И снова, - "человеческий фактор"...
Одна из самых масштабных, но уже экологических, катастроф в истории человечества, - взрыв нефтяной платформы 20 апреля 2010 года у побережья США в Мексиканском заливе. И снова, - "человеческий фактор"...

Именно "человеческий фактор" развязывает войны, которые ставят всё новые и новые "рекорды". Людям надо научиться жить в мире, пока они ещё живы.

Всем, как всегда, - желаю крепкого здоровья, финансового благополучия и мирного неба над головой!

Дополнительно, по теме: про 100 самых выдающихся российских кораблей: