Найти тему
NewMan

Обзор - "Величайшие басисты всех времен" - IV

Оглавление

Продолжу свой обзорный цикл про великих генераторов низких частот и водителей ритма, а именно про бас-гитаристов.

Предыдущие части цикла - тут 👇

Напоминаю читателям, что если они попросят меня рассказать потом о ком-то поподробнее, то я так и поступлю, если у меня, конечно, будет для этого достаточно знаний, времени и сил. Таких обзорных статей будет еще маленько, поэтому дождитесь, когда я закончу этот цикл, а сразу после этого принимаю заявки. Повторяю свою тупую шутку относительно "подавать в трех экземплярах".

-2

____________________________-

Билл Вайман

-3

«Должны быть сотни лучших басистов, чем я», сказал Билл Вайман в одном интервью. «Я имею в виду, что я никогда не смогу играть, как Джек Брюс. Если бы я был амбициозен, то может быть я бы и смог. Но это не так». Но хотя он и недооценивал свой талант, его коллеги из Rolling Stones с этим были не согласны. «Билл Вайман — невероятный басист», — говорил Кит Ричардс . «Я до сих пор всегда поражаюсь вкусу Билла в его игре на басу… Он очень чувствительный музыкант». Вайман заслужил похвалу Ричардса, играя умные гармонии под культовый рифф гитариста «Satisfaction» (играя мелодию, которая понижается, когда гитара повышается), 👇

нежный басовый рокот под «Jumpin' Jack Flash» 👇

и ритмы, которые раскачиваются под буги-вуги из «Rocks Off» 👇

«Я не занятой басист», — сказал однажды Вайман. «Я не Стэнли Кларк или кто-то в этом роде. По моему мнению, они должны играть на гитаре, а не на басу.

А я оставляю место для других людей и не заполняю все пространство басом. Оставляю треку побольше места и позволяю треку дышать».

-4

Гедди Ли

-5

На сцене с Rush Гедди Ли всегда был мастером многозадачности, играя на клавишных и синтезаторах с ножным управлением и одновременно оттачивая смелые вокальные партии.

Но его игра на басу, жесткая, упругая и какая-то жилистая (если можно так сказать), но в то же время удивительно ловкая и акцентированная с нужным количеством дерзкой ярости, сделала его легендой для поклонников умного прогрессивного рока и одним из ключевых связующих звеньев между пионерами шестидесятых, такими как Джек Брюс и Джон Энтвисл и новаторами девяностых, такие как Лес Клейпул и Тим Коммерфорд из "Rage Against the Machine".

Игра Ли добавляла гибкости и удивительного фанка в каждую эпоху существования группы: от высокопрогрессивных альбомов семидесятых, таких как A Farewell to Kings, до жемчужин восьмидесятых, вдохновленных новой волной, таких как Grace Under Pressure , и мощных альбомов девяностых, таких как Counterparts. И его творческие детали — изящная, изогнутая басовая линия из “Cygnus X-1 Book I: The Voyage”, 👇

жесткий бриджевый рифф размером 7/4 в «Томе Сойере»; 👇

стройный танцевальный из «Scars» 👇

— часто сами по себе выступали в качестве крючков, на которых и держалась вся композиция. «Он был тем, о ком, когда мне было 14 лет, я подумал: «Боже, мне бы очень хотелось издавать такие звуки», — сказал однажды Крейпул о Ли, — «И я все еще пытаюсь это сделать»

Клифф Бертон

-6

Когда сформировалась Metallica, все, чего хотели Джеймс Хэтфилд, Дэйв Мастейн и Ларс Ульрих, — это ярость от трэш-метала — пока они не встретили Клиффа Бертона. Басист играл с конкурирующей металлической группой, и когда они увидели, как он играет потрясающее басовое соло, они так сильно хотели, чтобы он был в Metallica, что переехали из Лос-Анджелеса в его родной город по его просьбе. Попав в группу, Бертон познакомил ребят с REM, Misfits и Бахом, открыв им новую музыкальность, добавив оркестровые изящества и басовую виртуозность к некоторым из их самых популярных песен. Его басовое соло «(Anesthesia) — Pulling Teeth» в их дебютном альбоме 1983 года « Kill 'Em All» представляет собой агрессивную демонстрацию импровизации классической музыки и лиризма басовых вау-вау, 👇

а его деликатное вступление к «Damage Inc.» и середина «Orion» показала, насколько красивым может быть трэш. 👇

Его концепции продолжали находить отклик в группе и после его гибели в автокатастрофе в 1986 году. «Никакого неуважения ни к кому другому, но он был на другом уровне», — сказал Ульрих о Бертоне. «Когда пришло время записать 'Anesthesia' на пластинку, вместо простого басового соло мы превратили ее в нечто большее, чем просто композицию. Это добавляет ему другой динамики, почти как разные акты — например, первый акт, второй акт и третий акт».

Эти чувства были настолько яркими, что, когда Metallica сотрудничала с Симфоническим оркестром Сан-Франциско в 2019 году, главный басист оркестра захотел исполнить "Anesthesia" в честь Бертона. 👇

Дэвид Худ

-7

Этот выдающийся басист настолько мало известен широкой публике, что я даже не смог найти его подходящую к этому случаю эффектную фотографию с бас гитарой. В Википедии какой-нибудь о нем тоже ничего нет. А зря! Музыкант действительно выдающийся! Поэтому о нем поподробнее.

Во многих из самых фанковых пластинок шестидесятых и семидесятых годов — «I’ll Take You There» группы Staple Singers, «Tell Mama» Этты Джеймс, «Oh No Not My Baby» Ареты Франклин, “Oh No Not My Baby,” R.B. Greaves’ “Take a Letter, Maria”— было одно общее: басист Дэвид Худ. Сначала он работал в студии Fame Studio в Muscle Shoals, штат Алабама, а затем стал частью легендарной городской ритм-секции в их собственной Muscle Shoals Sound в 1969 году. За свой размер Худ получил прозвище «Маленький Дэвид»; вы можете услышать, как Мэвис Стейплс назвала его так в песне «I’ll Take You There» во время его гибкого соло. 👇

Но его глубокие, пульсирующие басовые партии сделали его частью «ритм-секции, за которую стоит умереть», — сказал Стейплс. Работая со своими коллегами по Muscle Shoals, такими как клавишник Барри Беккет и барабанщик Роджер Хокинс, бас Худа одинаково хорошо чувствовал себя как в поп-музыке («Kodachrome» Пола Саймона, «The First Cut Is the Deepest» Рода Стюарта), 👇

так и в блюзе («Boz Scaggs’ “Loan Me a Dime”), 👇

а также слияния рок-R&B («Old Time Rock and Roll» Боба Сигера). 👇

Худ остается скромным в отношении своих достижений. Ссылаясь на другую классику Staple Singers, «Respect Yourself», он скромно говорит: «В ней тоже есть небольшое басовое соло. Это всего лишь несколько тактов в начале и середине, но это всего лишь мелодические зацепки. Мы просто пытались делать поп-музыку».

Бернард Эдвардс

-8

«Хоть у вас дома, может быть, и есть все, что требуется для вашей коллекции, но каждому нужно немного пятничного вечера», — говорил Бернард Эдвардс из Chic.

-9

Эдвардс опирался на свое глубокое изучение джаза и свою преданность классической музыке, поэтому он стал самым влиятельным басистом диско, превращая любую минуту в пятничный вечер. Вместе со своим коллегой по группе и давним другом Нилом Роджерсом и озвучивал тысячи танцполов в конце семидесятых и позже. Если бы он записал только лишь «Good Times» — одну из самых семплированных басовых партий в истории и для первого мейнстримового хита хип-хопа «Rapper's Delight», — он бы даже за одно это попал бы в список первых.

Но как соавтор, продюсер и басист таких треков Chic, как «Le Freak», «I Want Your Love» и «Everybody Dance», а также хитов Sister Sledge («We Are Family»), Дайаны Росс («I 'm Coming Out») и Мадонны («Like a Virgin», «Material Girl»), Эдвардс мгновенно превратил головокружительные риффы в танцевальную и поп-классику. Когда большинство басистов отошли на второй план, на передний план вышел непринужденный и неизменно стильный Эдвардс.

Он умер в 96 году в сорок с небольшим, но пока будут свадьбы, вечеринки или любой другой повод отпраздновать что-нибудь, его обязательно будут вспоминать и слушать снова и снова.

Астон “Family Man” Барретт (то бишь - Астон 'Семьянин' Барретт)

-10

В составе ритм-секции Wailers Боба Марли Астон Барретт и его младший брат Карлтон Баретт сыграли главную роль в представлении международной публике звука ритма регги. Наставником музыканта был Робби Шекспир (о нём я уже писал) из  Sly & Robbie. Барретт сыграл значительную роль в формировании баса и тона регги, внеся свой вклад в своеобразное звучание этого жанра.

-11

Но влияние «Архитектора регги» (как Астон себя сам называл) простиралось далеко за пределы этого жанра, охватывая поп, R&B и фанк: его напыщенная басовая партия в инструментальном треке 1969 года «The Liquidator» группы Harry J. All Stars 👇

Три года спустя послужила образцом для хита группы Staples Singers «I’ll Take You There». 👇

«Барабан — это сердцебиение, а бас — это позвоночник», — сказал однажды Барретт. «Если бас будет неправильным, у музыки будет больная спина, и она будет калекой».

Лучше и не скажешь! Выбить в граните и отлить в бронзе!

Барретт был глубоко увлечен творчеством своего лидера группы Wailers, уделяя пристальное внимание участию в песнях Боба Марли, прежде чем придумывать свои собственные басовые партии. «Я как будто пою баритоном», — сказал он однажды о своей игре на басу. «Каждый раз я создаю мелодическую линию».

Вот здесь, если кому - интересно два его полных альбома 👇

Тина Уэймут

-12

-13

Про эту барышню тоже напишу поподробнее... уж больно она хороша!

Прорывной сингл The Talking Heads 1977 года "Psycho Killer" создает зловещее настроение еще до того, как фронтмен Дэвид Бирн пропевает хоть слово. Это потому, что он начинается с того, что Тина Уэймут играет одну из самых захватывающих басовых партий в истории рока. 👇

Первые восемь секунд она остается без сопровождения, готовя почву для рассказа о безумии и страхе, который положил начало одной из величайших групп в истории рока. И это несправедливо, что Бирну всегда доставалась львиная доля заслуг в их достижениях. Уэймут была важной частью команды авторов песен Talking Heads – даже если ее не всегда хвалили – она привносила непринужденную крутость во все, что они делали.  «Если бы в Talking Heads не было Тины Уэймут, — сказал барабанщик группы и муж Уэймут, с которым она прожила последние 40 лет, Крис Франц , — мы были бы просто еще одной очередной группой».

«Take Me to the River» выделяется своим четким и широкоэкранным звучанием на альбоме, который часто полон сугубо быстрых в духе Talking Heads, тревожных мелодий. Здесь же мы слышим умелое использование лучших музыкальных технологий, которые дают нам самый мощный бас Уэймут. Это отход от панк-рока, который делает треки одинаково танцевальными и безумными в стиле Бирна.  «Take Me to the River» мягко переходит в ритм, который намного более зрелый, чем любой из их предыдущих синглов. Несомненно, это песня, в которой Уэймут полностью раскрыта как инструмент, вполне способный конкурировать с гитарой Бирна или Джерри Харрисона (ведущего гитариста) 👇

Вот здесь, когда искаженный бас уступает место мощным аккордам припева, это только подчеркивает, насколько хорошо Уэймут использует его, чтобы ввести слушателей в ступор 👇

"Stay Hungry" - это Talking Heads не в своих характерных проявлениях, но на пути к этому. Бас Уэймут — суть этой песни. В средней части Уэймут вступает в свои права, легко конкурируя с фанк-гитарой, открывая нам путь к выходу за пределы электро-фанка. Этот трек редко замечают, но что бас Уэймут делает лучше всего, так это то, что он не загромождает музыку.  

"Warning Sign" - это величайшее путешествие в сознание Бирна в его самом невротическом состоянии. Однако без баса Уэймут это путешествие не сдвинулось бы с мертвой точки. Гитары Бирна и Харрисона уступают устойчивым, но фанковым басовым партиям Уэймут на протяжении всей композиции «Warning Sign», всегда идеально сбалансированной и безошибочной в звуковом доминировании ее инструмента.

Более медленная и загадочная смена темпа Talking Heads привела к тому, что вот эта песня положила запоминающийся и достойный конец Remain in Light . "The Overload" стал еще одним подтверждением того, что этот альбом изменит все в электронной музыке. Бас Уэймут в этой 6-минутной записи, основанной на полиритмической палитре звуков, доведённой до высот совершенства, богат и стабилен, сдерживая более насыщенные и искаженные гитарные партии и гудящий ритм. Это Talking Heads на их абсолютной высоте, самые экспериментальные и самые серьезные. 👇

А вот в этой песне мощный бас Уэймут одновременно является фоном для легких, летящих гитарных аккордов и напоминанием о том, что Talking Heads могут дать гораздо больше силы и тяжести, чем можно было бы предположить, если судить по некоторым их более слащавым песням. 👇

Стинг

-14

На протяжении многих лет Стинг привлек настолько  много внимания благодаря своим навыкам написания песен и пению, что его техника игры на басу иногда упускается из виду. Бывший фронтмен Police научился одновременно петь и играть, слушая пластинки 78 об/мин, так он мог четче слышать басовые партии. «Я работал гитаристом в клубах, а потом кто-то одолжил мне самодельный бас, и я влюбился в него — его размеры, эстетику — и понял, что могу играть на бас-гитаре и петь», — говорил он. «Я научился играть партии Пола Маккартни в песнях Битлз и одновременно петь их». В составе The Police он внес пульсирующие мелодичные линии, которые закрепили культовую смесь новой волны и регги. Вы можете услышать его бас в песнях «Every Breath You Take» 👇

и «Roxanne», где он поддерживает гитарные риффы Энди Саммерса, не подавляя их. 👇

Он продолжает расширять свои творческие горизонты, как это видно на его альбоме 2018 года с Shaggy 44/876 , где его изящные даб-исполнения закрепляют непринужденный ритм песен.

«Золотой луч солнца спустился с небес, сквозь крышу здания, сквозь потолок и упал на этого басиста», — рассказывал барабанщик Police Стюарт Коупленд о том, как впервые увидел Стинга на сцене в 1976 году. А будучи тогда барабанщиком в группе, я даже не заметил его пения»

__________

Рад был, если рассказал что-то для вас новое и дал послушать что-то интересное.

Если Бог даст, то продолжу тему басистов в следующий раз.

Всем удачи и спасибо за внимание и терпение!

(* - все фотографии из открытых источников)