Продолжу обзорный цикл про великих генераторов низких частот и водителей ритма, а именно про бас-гитаристов.
Первая часть цикла - тут 👇
Повторюсь, представленный список не отражает весь спектр величайших басистов всех времен. Он категорически не предназначен для оценки объективных навыков, и при этом он не назначает какой-либо набор критериев в качестве оценки меры величия. Это список басистов, которые по моему мнению, оказали самое прямое и заметное влияние на создание (если воспользоваться термином Кэрол Кэй) — самОй основы популярной музыки — от джаза до рока, а затем до фанка, кантри, R&B, диско, попа и хип-хопа в течение всей истории моих музыкальных наблюдений.
Пол Маккартни
Трудно думать о Поле Маккартни как о недооцененном персонаже хоть в какой-то категории. Но несмотря на все похвалы, которые он заслужил как композитор, певец, автор текстов и живой исполнитель, вполне возможно, что он не получил достаточного количества похвал, как замечательный генератор своей низкочастотной энергии.
Впервые он взялся за бас-гитару по необходимости, после того как Стю Сатклифф покинул «Битлз» в Гамбурге в 1961 году. «Существует теория, что я злонамеренно выдавил Стю из группы, чтобы получить призовое кресло бас-гитариста», — рассказал Маккартни биографу Барри Майлзу. "Забудь это! Никто не хотел играть на бас-гитаре, по крайней мере, в те дни».
Но Маккартни сделал этот инструмент своим, особенно когда во второй половине шестидесятых начались студийные приключения Битлз, и он сменил свой Хофнер на Рикенбакер. Бас Маккартни мог бы стать классной, устойчивой поддержкой, как в «Lucy in the Sky With Diamonds»
и «Dear Prudence»,
или же стать ярким главным персонажем сам по себе — «Paperback Writer», «Rain» и «A Day». in the Life», все песни, в которых его игра на басу реально захватывает!
Ну и, естественно, эта песня, которая может быть является вершиной бас-гитары Пола Маккартни!
Его игривый, мелодичный стиль в ту эпоху во многом был обязан Джеймсу Джеймерсону из Motown (про которого я написал в предыдущей статье) и которого он считал музыкантом, оказавшим самое большое влияние на этот инструмент. После 1970 года Маккартни шел в ногу со временем, царственно погружаясь в эпоху диско с песнями «Silly Love Songs» и «Goodnight Tonight».
И хотя интерес к его четырехструнной игре с годами то ослабевал, то рос, он никогда не переставал вдохновлять новые поколения своим выразительным звучанием великолепной басовой линии.
Жако Пасториус
«Меня зовут Джон Фрэнсис Пасториус III, и я величайший басист в мире»
Это была первая фраза Жако Пасториуса Джо Завинулу, когда он встретил клавишника Weather Report за кулисами концерта в Майами в 1974 году. Завинул тогда посмеялся, но ему уже было не до смеха несколько лет спустя, когда Пасториус присоединился к группе и помог превратить их в настоящих суперзвезд фьюжн. Дебют Жако в 1976 году, где он с легкостью играл высокоскоростной бибоп и ослеплял звонкими гармониками, установил новый стандарт виртуозности электробаса. Присоединившись к Weather Report в том же году, он восхищал публику своим фирменным безладовым звуком и дерзким чутьем и навсегда отказался от представления о том, что бас - это фоновый инструмент. Каким бы ярким игроком он ни был, он также был хоть и звездным, но командным игроком с середины семидесятых по восьмидесятые годы — до его трагической смерти в возрасте 35 лет. Революционный четырехструнный подход Пасториуса идеально подходил всем, от Пэта Метени до Джимми Клиффа, и очень впечатляет его смелое написание песен Джони Митчелл для таких альбомов, как Hejira. «Мне казалось, что он мне снится, потому что мне не нужно было давать ему никаких указаний», - сказала однажды о нем Митчелл. «Я могла легко отпустить его, отойти в сторону и просто отпраздновать его выбор».
Басисты и музыканты многих жанров почитают Жако Пасториуса как музыкального бога. Для непосвященных: виртуозные басовые партии и техника Жако Пасториуса превратили звучание и возможности того, что раньше считалось фоновым инструментом, в полностью независимую сольную особенность любого ансамбля. Его грандиозная, работа с Weather Report и Джони Митчелл принесла ему всемирную известность.
К сожалению, после пика карьеры в конце семидесятых, в 1982 году ему поставили диагноз биполярное расстройство, и вскоре он пристрастился к бухлу и наркотикам. К 1987 году он стал практически бездомным и умер после драки с вышибалой на шоу , когда он пробрался на сцену, прежде чем его выгнали и в конце концов забили до смерти.
Трагический конец для человека, которого в возрасте около тридцати лет называли «вероятно, самым влиятельным и новаторским электробасистом в истории».
Джони Митчелл — "Coyote"
1976 год. Музыкальному вундеркинду было всего 24. Джони Митчелл - альбом Hejira- сейчас считается одной из вершин десятилетия. Пасториус появился только в половине песен. Тем не менее, вступительный Coyote установил новый тип звучания Джони Митчелл, в котором ее композиции свободной формы были наполнены дыханием его баса.
Jaco Pastorius - "Donna Lee"
Эта кавер Майлза Дэвиса с сольного дебютного альбома Пасториуса, Просто великолепная демонстрация его единственного в своем роде неповторимого таланта.
«Поразительно то, что он был сыгран с фразировкой, ранее неизвестной на бас-гитаре – не говоря уже о том, что это чуть ли не самое модное вступление к дебютному альбому в истории записанной музыки», – прокомментировал Пэт Метени. А Пат Метени зря языком болтать не станет. Он музыкант авторитетный.
Рон Картер
«На басу это мой парень, Рон Картер», — с гордостью говорит Q-Tip в финале супер-фанкового трека "Verses From the Abstract" группы "A Tribe Called Quest"
Этот трек, ставший важной вехой на пересечении джаза и хип-хопа, стал всего лишь еще одним днем в студии для, великого Рона Картера, который уже 60 лет участвует в исторических сессиях звукозаписи. По состоянию на осень 2015 года у него было 2200 таких, а год спустя он был занесен в Книгу рекордов Гиннеса как самый записываемый басист в истории джаза. Помимо этого числа, биография Картера поражает. Его имя было всюду - от квинтета Майлза Дэвиса шестидесятых, изменившего джаз на молекулярном уровне,
до придания басового драйва классическим партиям Роберты Флэк
и Ареты Франклин.
Он создавал шикарную ритмичную основу, для пионера босса-новы - Антониу Карлос Жобим
и раскачивал ритмические качели, исполняя Баха.
Будь то скромный дуэт или веселый биг-бэнд, Картер всегда добавляет нотку своего фирменного класса. «Я думаю, что мистер Картер — один из самых непревзойденных музыкантов, которых я когда-либо слышал», — сказал в 2016 году его соавтор и давний поклонник Пэт Метени. «Он играл буквально в тысячах уникальных записей и всегда был способен найти что-то, что раскрывает лучшие качества его партнёров, всегда оставаясь верным своему очень личному чувству собственной идентичности».
Фил Леш
Точно так же, как Grateful Dead изменили представление о том, как должна звучать рок-группа — более свободно и джемово, включив в себя равные части рока, джаза и кантри, — Фил Леш заставил нас услышать бас по-новому. Основатель и басист Grateful Dead вырос на экспериментальной и классической музыке и в старшей школе играл на трубе и скрипке. Он взял в руки свой фирменный инструмент только тогда, когда его попросили присоединиться к Warlocks, первой версии Grateful Dead. В результате Леш проигнорировал стандартные клише баса. . Его идея — «играй на басу ритм и соло одновременно», его ноты, проносящиеся внутри и вокруг мелодии, стали такой же узнаваемой частью звучания Dead, как и гитара Гарсиа. Его нетрадиционное звучание можно услышать в таких студийных записях, как «Truckin'»,
«Shakedown Street»
и «Cumberland Blues»,
в концертной версии «Scarlet Begonias» с легендарного концерта в Корнелле 1977 года,
а также во многих концертных версиях «Eyes of the World»
Вилли Диксон
Хотя Вилли Диксона больше всего помнят как одного из самых влиятельных блюзменов в истории, чьи песни исполняли Хаулин Вульф и Мадди Уотерс, это лишь часть его наследия. Он играл на бас-гитаре на ранних рок-записях Чака Берри и Бо Диддли, а написанные им мелодии, такие как «I Can't Quit You Baby»
и «I Ain't Superstitious»,
исполнялись всеми, от Led Zeppelin
до Megadeth
В конце 30х годов прошлого века он «боксировал, работал и играл, пытаясь научиться играть на басу», по его собственным словам, обучаясь у местных музыкантов Бэби Ду Кастона и Хога Мейсона, пока не разработал свой собственный "волнообразный жанр" (именно такое определение его стиля). «Черт возьми, через две или три недели я мог играть примерно так же хорошо, как сейчас», — сказал он в 1980 году. Когда Берри впервые сыграл ему песню, которая впоследствии стала «Maybellene», Диксон подумал, что она слишком кантри и вестерн, поэтому «я чувствовал, что какая-то блюзовая идея или чувство, которого там не было, сделают эту песню лучше», придавая мелодии рок-н-ролльного настроя.
«Уилли Диксон оказывает на меня наибольшее влияние», — сказал однажды Билл Вайман из группы Rolling Stones. «Я всегда боготворил Уилли Диксона, особенно потому, что он был на записях с Чаком Берри, Литтлом Уолтером, Хоулин Вулфом и многими другими на альбоме «The Chess Box».
Стэнли Кларк
Целое поколение басистов — от Дэйва Холланда с Майлзом Дэвисом до Жако Пасториуса с Weather Report и Рика Лэрда с Mahavishnu Orchestra помогло соединить изысканность джазового постбопа шестидесятых, (который являлся новой ступенью в эволюции биопа) с мощью стадионного рока. Но именно Стэнли Кларк по-настоящему сыграл роль бога фьюжн-баса. Кларк начинал с контрабаса и хотел посвятить жизнь классической музыке; Встреча с Чиком Кориа на концерте направила его на другой путь. Эти двое сформировали Return to Forever, одну из лучших джазовых групп семидесятых, и группу, в которой Кларк мог одновременно генерировать низкие частоты и выражать себя, как звёздный солист. Ранние сольные пластинки – и будущие основные элементы басового репертуара – такие как School Days,
заставили его двигаться дальше в сторону фанка и демонстрировать свою удивительную технику, всегда обращая внимание на грув. Он вдохновил таких корифеев новой школы, как Тандеркэт (Стивен Ли Брунер, более известный как Thundercat — американский бас-гитарист, певец и автор), который недавно сказал : «Я благодарю Бога, что в качестве ориентира для меня был Стэнли Кларк».
«До моего прихода многие басисты стояли сзади», — сказал однажды Кларк. «Это были очень тихие ребята, которые, казалось, не писали музыку. Но многие из этих басистов были серьезными музыкантами. Все, что я сделал - это просто сделал шаг и создал свою собственную группу».
Невероятное мастерство Кларка было вознаграждено: четырьмя премиями «Грэмми», золотыми и платиновыми пластинками, номинациями на «Эмми», званием почетного доктора Университета искусств Филадельфии и многим другим. Он был первым джазменом года по версии журнала Rolling Stone и басистом, получавшим музыкальную премию Playboy десять лет подряд. Кларк был удостоен награды журнала Bass Player Magazine за выдающиеся достижения и является членом «Галереи великих» журнала Guitar Player Magazine. Ему даже дали ключ от города Филадельфии.
Вы видели когда-нибудь зарубу трех величайших басистов? Нет? Ну тогда обязательно посмотрите вот это! 👇
Джон Пол Джонс
Про него у меня была большая статья вот здесь👇
Хотя Led Zeppelin , казалось, появились из ниоткуда, полностью сформированные, в конце шестидесятых и гитарист Джимми Пейдж, но и басист-клавишник Джон Пол Джонс имели за плечами годы сессионной игры. Черпая вдохновение из пластинок Motown и джазовых басистов, таких как Чарльз Мингус, Джонс играл на записях Донована, Джеффа Бека, Дасти Спрингфилда и других, а также аранжировал струнные для песни Rolling Stones «She's a Rainbow». Поэтому, когда пришло время ему сыграть медленные гипнотические ведущие партии в "Dazed and Confused"
и «What Is and What Must Never Be»
или заряжающие ритмы «Immigrant Song»
и «The Song Remains the Same» в гармонии с Пейджем — то это было для него легко.
Его чувство музыкальности помогало ему и в прошлом, когда он играл в Led Zeppelin, помогает ему и после LZ.
«Джон молча бросает вызов всем», — сказал Дэйв Грол примерно в то время, когда играл с Джонсом в «Them Crooked Vultures». «Одно его присутствие заставляет тебя играть как можно лучше, потому что ты не хочешь его подвести. И если ты, как он, можешь идти в ногу со временем, то у тебя все в порядке»
___________________
Ну, думаю, что на сегодня достаточно.
Обзор следующих волшебников моего любимого инструмента продолжу в следующих статьях. Напоминаю читателям, что если они попросят меня рассказать потом о ком-то поподробнее, то я так и поступлю, если у меня, конечно, будет для этого достаточно знаний, времени и сил. Думаю, что таких обзорных статей будет еще несколько. Поэтому дождитесь, когда я закончу этот цикл, а сразу после этого принимаю заявки. Просьба заявки подавать в трех экземплярах.
_____________
Рад был, если рассказал что-то для вас новое и дал послушать что-то интересное.
Всем удачи и спасибо за внимание и терпение!
(* - все фотографии из открытых источников)