Я уже много писал про бас - гитаристов. Давал несколько десятков выдающихся басовых партий, писал отдельные большие статьи про басовых королей (а также королев и принцесс), но огромное количество действительно выдающихся музыкантов так и осталось неохваченными. И я подумал, что если и дальше буду двигаться в прежнем направлении и писать по отдельной очень большой статье для каждого из таких, то я взвалю на себя непосильную ношу, надорвусь и, выражаясь обиходным языком - "склею ласты" и "отброшу копыта" раньше того времени, пока опишу их всех.
Поэтому я решил поступить вот как. Я напишу несколько статей, в каждой из которых россыпью сделаю совсем коротенькие обзоры творчества наиболее примечательных для меня басистов из числа тех, про которых я или вообще не писал или упоминал их мимоходом и мельком. В каждой такой статье расскажу сразу по несколько музыкантов.
Постараюсь представить максимально широкий жанровый спектр, не ограничиваясь только рок-музыкой. Потому что музыка на роке не заканчивается. Впрочем, она с рока и не начинается.
Ну а потом читатели пускай пошепчутся между собой и скажут мне, про которых из этих музыкантов нужно сделать большие подробные статьи. Потому что я вполне допускаю, что те, которые интересны мне, могут быть не вполне интересны читателям, а я здесь вообще-то пишу прежде всего для читателей, а уж потом совсем немножко для удовлетворения собственного музыкально - писательского зуда.
И если читатели попросят меня рассказать потом о ком-то поподробнее, то я так и поступлю, если у меня, конечно, будет для этого достаточно знаний, времени и сил. Думаю, что таких обзорных статей будет что-то около десятка. Поэтому дождитесь, когда я закончу этот цикл, а сразу после этого - принимаю заявки. Просьба заявки подавать в трех экземплярах.
Ну что? Договорились?
______________________
«Вы берете инструмент, скользите по нему и чувствуете его руками», сказал как-то— Фли из Red Hot Chili Peppers о своем фирменном инструменте. «Вы шлепаете, тянете, стучите, дергаете и хлопаете, и вы впадаете в это гипнотическое состояние, если вам повезет, за пределами мысли, где вы уже не думаете, потому что вы просто проводник этого ритма, откуда бы он ни исходил, он исходит от Бога к вам, а от вас по шнуру к этому инструменту».
«БАС — ЭТО основа», — сказала однажды легенда сессионной музыки Кэрол Кэй , — «и вместе с барабанщиком вы создаете бит. Что бы вы ни играли, это создает основу для остальной музыки».
Великолепная басовая партия, будь то гипнотический рифф «Come Together» Пола Маккартни, хитрая линия Бутси Коллинза из «Sex Machine» Джеймса Брауна или минимальный ритмический пульс Тины Уэймут в «Psycho Killer» группы Talking Heads, подобна мантре: это звучит как будто это может продолжаться вечно, и чем больше ты это слышишь, тем глубже это кажется. Гитаристы и певцы, как правило, создают самые яркие моменты в любой песне, барабанщики - передают бОльшую часть кинетической энергии, но то, что привносит басист — это что-то элементарное и корневое — часть, которая бесконечно крутится в вашей голове еще долго после того, как музыка заканчивается.
Басистов часто игнорируют и недооценивают, даже внутри их собственных групп. «Это не была работа номер один», — сказал однажды Маккартни, размышляя о роковом для себя моменте, когда он взял на себя управление четырехструнной игрой после того, как Стю Сатклифф ушел из «Битлз». «Никто не хотел играть на бас-гитаре, они все хотели быть впереди».
И все же этот инструмент имеет свою собственную гордую традицию в джазе, рок и поп музыке, простирающуюся от могучей игры Джимми Блэнтона в оркестре Дюка Эллингтона и пионеров бибопа, таких как Оскар Петтифорд, до таких гениев джаза, как Чарльз Мингус и Рон Картер; легенд студии, таких как Кэрол Кэй и Джеймс Джеймерсон; рок-воинов, таких как Джек Брюс из Cream и Джон Энтвистл из Who; мастеров фанка, как Бутси и Слай, а также Ларри Грэм из группы Family Stone; вундеркиндов, как Крис Сквайр из Yes и Гедди Ли из Rush; богов термоядерного синтеза, таких как Стэнли Кларк и Жако Пасториус; и мастеров панка и постпанка, таких как Уэймут и Майк Уотт из Minutemen. Альтернативная эра принесла новых героев баса, от интуитивной Ким Гордон из Sonic Youth до диковинного Леса Клейпула из Primus, а в последнее время новая генерация великих басовых имён, включая Эсперансу Сполдинг и вездесущего Thundercat, поместила низкие частоты в центр своих музыкальных вселенных.
Сразу предупреждаю - представленный список не отражает весь спектр величайших басистов всех времен.
Он категорически не предназначен для оценки объективных навыков, и при этом он не назначает какой-либо набор критериев в качестве оценки меры величия. Это список басистов, которые по моему мнению, оказали самое прямое и заметное влияние на создание (если воспользоваться термином Кэрол Кэй) — самОй основы популярной музыки — от джаза до рока, а затем до фанка, кантри, R&B, диско, попа и хип-хопа в течение всей истории моих музыкальных наблюдений.
Здесь вы найдете как явных виртуозов, так и музыкантов, чье владение своим инструментом возвышало все, что происходило вокруг них. Вы понимаете, о чем я? Можно не быть супер-виртуозом, но быть надежным фундаментом для других участников коллектива, без которого не стояло бы все музыкальное здание. И такие тоже здесь будут.
Хочу также отметить, что список составлен без всякой хронологии по времени, в которое творили музыканты, без упорядочивания по музыкальным жанрам и без ранжира музыкантов по степени величия. Это никакой не рейтинг. Я терпеть не могу рейтинги. Как всегда список составлен исключительно по велению моего ветреного сердца и по зову моей бессмертной души 😊
Итак... Погнали!!
Джеймс Джеймерсон
Джеймс Джеймерсон стал ведущим ритм-секции Motown, расширяя возможности басистов, создавая хит за хитом, оставаясь при этом в основном анонимным, поскольку сессионные музыканты редко упоминались в записях Motown шестидесятых годов. «Джеймс Джеймерсон стал моим героем, — говорил Пол Маккартни , — хотя до недавнего времени я не знал его имени». Когда Джеймерсон начал свою карьеру, бас в основном рассматривался как утилитарный вспомогательный инструмент; большинство музыкантов придерживались «застойных примитивных двухтактных паттернов с квинтой. Джемерсон смог произвести революцию в этой области, наполнив свои партии дополнительными синкопами, дополнительными аккордами, которые добавили мелодической глубины и сложности, а также тональными решениями, которые использовали гармони госпела. Привести весь перечень его вклада в создание культовых пластинок невозможно сделать в одной заметке, но его ключевые записи на Motown включают в себя песню группы Temptations «My Girl», в которой, несомненно, есть одна из самых мгновенно узнаваемых и крутых басовых партий во всей поп-музыке 👇
«I Heard It Through the Grapevine» Глэдис Найт, где он играет учтиво - игривую партию в противовес нервному пианино 👇
и «What's Going On» Марвина Гэя, в котором Джеймерсон демонстрирует свои лучшие гипермелодичные проявления. 👇
(Только бас и вокал 👇)
Чарльз Мингус
Чарльз Мингус был гораздо больше, чем просто басист. Он был композитором, концептуалистом, виолончелистом с классическим образованием, музыкальным критиком. Так что иногда легко забыть, насколько силен он был в игре на своем инструменте. Но в основе его пышных, калейдоскопических пьес лежал безжалостный ритмический драйв, который буквально стекал из его пальцев через струны прямо в оркестр, заставляя звучать так, как будто солисты прыгали на ритмическом батуте. Послушайте, как он играет классические композиции, такие как «II BS» и «Better Get Hit in Your Soul», в сопровождении барабанщика и музыкального единомышленника Дэнни Ричмонда, и вы почувствуете силу и изящество его игры. 👇
Карьера Мингуса охватывала несколько эпох джаза, и благодаря его владению инструментом стилистические различия казались несущественными, именно поэтому он одинаково хорошо звучит, играя с биг-бэндом Лайонела Хэмптона в конце сороковых свою собственную песню "Mingus Fingers", 👇
играя с коллегами бибоп пятидесятых (на знаменитом альбоме Jazz at Massey Hall , в котором басовые партии были наложены в студии самим требовательным Мингусом) 👇
или вел оживленную ритмическую беседу со своим музыкальным кумиром Дюком Эллингтоном в шестидесятых (на бессмертном альбоме Money Jungle ). 👇
Хотя Мингус был известен главным образом своим вкладом в джаз, он никогда не был связан им, о чем свидетельствует его сотрудничество с Джони Митчелл
и его влияние на таких великих рок-музыкантов шестидесятых, таких как Джек Брюс и Чарли Уоттс. На протяжении всей своей жизни Мингус постоянно выступал против тех, кто пытался ограничить или недооценить его творческий диапазон. Комментируя несправедливость опросов джазовых критиков, он однажды, сказал : «Я не хочу ни одного из этих чертовых опросов. Я знаю, какой я басист».
Джон Энтвистл
Про Энтвистла я уже писал, но совсем немного, только когда приводил в одной из прошлых статей его бессмертную басовую линию в "My Generation".
У Джона Энтвистла из Who было множество прозвищ, в том числе "Бык" из-за его внушительного телосложения и бесконечного аппетита, а также "Тихий" из-за его спокойного и даже флегматичного поведения. Но самым подходящим было прозвище "Громовые Пальцы", имя, данное ему потому, что каждый раз, когда он играл ноту на басу, это звучало как жестокий шторм, надвигающийся из-за горизонта. Этот стиль он разработал, чтобы его услышали тогда, когда он играл на одной сцене с очень яркими шоуменами Китом Муном и Питом Таунсендом. Вместе с тем Джон привнес в свою музыкальную роль удивительную плавность и изящество, не похожее ни на что, что кто-либо когда-либо слышал раньше. Проще говоря, он относился к басу как к ведущему инструменту и выделял его так же, как и любую другую гитару. А его мощное соло в "My Generation" вдохновило бесчисленное количество подростков (в том числе, кстати, и меня) взять в руки бас, хотя подражать его игре было практически невыполнимой задачей.
«Энтвистл, пожалуй, был величайшим рок-басистом из всех, — сказал Гедди Ли из Rush, — осмелившийся взять на себя роль и звучание бас-гитары и вытолкнуть ее из темных глубин, одновременно демонстрируя свои потрясающие ураганные струнные удары».
Бутси Коллинз
Бутси Коллинз. О Господи... Каких у него только не было кличек — «Bootzilla», «Каспер: Дружелюбное привидение» или «Единственная в мире кукла-рок-звезда со стразами» — в зависимости от песни.
Бутси дал новое назначение и определение соул - и фанк-бас-гитаре семидесятых, а потом и в рэпе и поп-музыке в восьмидесятые и девяностые годы.
Коллинз присоединился к аккомпанирующей группе Джеймса Брауна, JB's, в 1970 году и сразу же ухватился за концепцию «The One», ударяя как можно сильнее первую долю музыкального такта и наполняя остальную часть фанковым звучанием.
Позже он превратил эту концепцию в странную страну чудес, когда присоединился к клике Джорджа Клинтона, играя мягкий "Вау Вау" бас в Parliament / Funkadelic,
прежде чем стать сольной звездой, фронтменом своей собственной группы Rubber Band, носить солнцезащитные очки в форме звезды и играть звезду бас-гитары под пение мультяшных песен о любви с примитивным картонным энтузиазмом комиксов.
С тех пор его влияние можно услышать практически в каждом басисте, от Фли из Red Hot Chili Peppers до Джи-фанка - хип-хопа Западного побережья.
«Пришел Бутси, и все, что он добавил… это АКЦЕНТ» - сказал однажды Джордж Клинтон . «Вы могли бы добавить этот акцент к букварю, и через две секунды букварь стал бы фанком. И с тех пор все, что мы делали, было по-настоящему фанковым, независимо от того, какую бы музыку мы ни играли».
"Bootsy describes and demonstrates his basic funk formula. Once you got it, you can do anything you want to do with it ! Just keep it on THE ONE !"
(Бутси описывает и демонстрирует свою базовую формулу фанка. Как только вы её получите, вы сможете делать все, что захотите!).
Вот это и сообщается в описании этого ролика 👇
Джек Брюс
Нечего даже и спорить, что в Cream Эрик Клэптон и Джинджер Бейкер привлекали к себе большую часть внимания. Но именно Джек Брюс дал группе толчок, чтобы сделать из них настоящее мощное трио. Когда Клэптон играл свои стремительные блюзовые партии, а Бейкер вспахивал джазовые пласты своей ударной установкой, именно Брюс (ко всему прочему, и ведущий вокалист группы) поддерживал единство Cream тяжелыми басовыми партиями, которые всегда двигали композиции вперёд. «Именно Джек Брюс определенно открыл мне глаза на то, что басист может делать вживую», — сказал как-то басист Black Sabbath Гизер Батлер. «Я пошел на концерт Cream главным образом из-за Клэптона… и был загипнотизирован игрой Джека Брюса. Я не знал, что басист может делать такие вещи, заменяя ритм-гитару». Брюс играл нервные, нисходящии партии под групповой вокал трио в «I Feel Free», 👇
умные гармонии в «Sunshine of Your Love» 👇
и, по сути, свой собственный рифф под песню Клэптона в «Strange Brew». 👇
«Он был маленьким парнем, но его игра была чудовищно гигантской», — говорил гитарист Mountain Лесли Уэст, который позже играл с Брюсом. «Он мог заставить свой бас лаять, но всё равно, всё что он делал, было таким мелодичным».
Ларри Грэм
Будучи участником Sly and the Family Stone, Ларри Грэм смог популяризировать технику слэп-баса такими хитами, как «Thank You (Falettinme Be Mice Elf Agin» и «Dance to the Music». 👇
Ему приписывают изобретение техники слэп на электрической бас-гитаре, которая радикально расширила тональную палитру баса, хотя сам он называет эту технику «стук и щипок».
Этот метод он придумал играя в трио со своей матерью в Сан-Франциско тогда, когда трио осталось без барабанщика. "Когда барабанщик ушел, я стучал по струнам большим пальцем, чтобы имитировать удар по большому барабану, и передергивал струны пальцами, чтобы имитировать ритм малого барабана", — вспоминал Грэм. Эти звуки прозвучали в песнях Sly and the Family Stone, перевернув предстасление о традиционной роли басового инструмента в популярной музыке и произведя неизгладимое впечатление на будущих икон жанра, таких как Принс, друг и соратник Грэма, который как-то назвал Грэма «моим учителем». «Если вы послушаете пластинки пятидесятых, вы обнаружите, что вся мелодическая информация микшируется очень громко… а ритмическая информация микшируется довольно тихо», — объяснил Брайан Ино в 1983 году. «Со времени выхода альбома Sly and the Family Stone's Fresh произошел переворот, когда ритм-инструменты, особенно бас-барабан и бас-гитара, внезапно стали важными инструментами в миксе». У Грэма было простое объяснение всему этому: игра с такой силой гарантирует, что «танцоры просто не смогут усидеть на месте».
Ну, думаю, что на сегодня достаточно.
Обзор следующих волшебников моего любимого инструмента продолжу в следующих статьях.
Рад был, если рассказал что-то для вас новое и дал послушать что-то интересное.
Всем удачи и спасибо за внимание и терпение!
(* - все фотографии из открытых источников)