Продолжу обзорный цикл про великих генераторов низких частот и водителей ритма, а именно про бас-гитаристов.
Предыдущие части цикла - тут 👇
Чарли Хейден
Первое, что вы слышите в первые же секунды «Lonely Woman» —джазового шедевра Орнетта Коулмана 1959 года, который пленил молодого Лу Рида и целое поколение слушателей, — это Чарли Хейден, наигрывающий тоскующую, пульсирующую басовую мелодию.
Его вступление придает мелодии ощущение чего-то корневого и вечного, как будто она растет из истории. Это был величайший дар Хейдена как басиста: придать даже самым современным стилям – от радостных экскурсий Коулмана до фолка Бека – ощущение вечности. Хейден вырос в Айове. Увидев игру Чарли Паркера, он полюбил джаз, а после переезда в Лос-Анджелес для учебы в колледже в конце пятидесятых он встретил Коулмана, саксофониста, который возглавил радикальный прорыв в этом жанре. Хейден был неотъемлемой частью основной концепции Орнетта Коулмана, добавляя силы и динамики концертным и студийным группам на десятилетия вперед. Его можно было найти практически везде, где создавался открытый джаз, будь то с Пэтом Метени, Китом Джарреттом или Элисом Колтрейном, в его собственном оркестре Liberation Music Orchestra или в теплом душевном трио с Джинджером Бейкером и Билло Фризеллом или в совместной работе с Ринго Старом.
«Charlie Haden plays for the existence of the listener. This reason makes him a musical guru. The human reason is the only hope of knowing who, where and how man and woman came to be. Charlie's playing reminds me, as so many others of all walks of life, that reason could be known to all through love.'
Ornette Coleman
(Чарли Хейден играет ради существования слушателя. Эта причина делает его музыкальным гуру. Человеческий разум – единственная надежда узнать, зачем, где и как появились мужчина и женщина. Игра Чарли напоминает мне, как и многим другим представителям всех слоев общества, что причина может быть познана всеми через любовь».
Орнетт Коулман)
Чарли Хейден & Коулман 👇
Дональд «Дак» Данн
Если когда-либо существовало музыкальное произведение, которое заслуживало прозвища «вневременное», то это «Booker T & Green Onions» группы MG - самый простой из блюзовых инструменталов, настроенный на шагающий бит 2/4. Но эта вроде бы простейшая штука - реально вне времени!
Уроженец Мемфиса Дональд Данн, чей отец дал ему прозвище «Утка», пока они вместе смотрели мультфильмы Диснея и это прозвище пристало к Дональду на всю жизнь.
Вы должны были его видеть в фильме 1980 года «Братья Блюз», кучерявого бородача с бас-гитарой в роли самого себя 👇
Дак не был первым участником влиятельной группы "Stax Booker T. and the MG's. Но когда в 1964 году он принял на себя обязанности басиста группа достигла вершин. Пребывание Данна в группе совпало с созданием ими основополагающих записей южного соула Отиса Реддинга, Уилсона Пикетта, Сэма и Дэйва. Он создал превосходную универсальную ритм-секцию вместе с барабанщиком Элом Джексоном, одновременно осваивая поп-баллады, кантри-соул и быстрый соул, наполненный госпелом. Послушайте его тихую нисходящую басовую партию в инструментальной обработке MG песни Сэма и Дэйва «When Something Is Wrong With My Baby»
или прыткую скачащую линию в песне Реддинга «(Sittin' on) the Dock of the Bay».
А вот так Booker T. and the MG's классно, стильно и остроумно смогли перевести песни «Битлз» на другой музыкальный язык буквально сразу же после выхода битловского альбома «Abbey Road».👇
Когда в 1971 году Том Фогерти покинул Creedence Clearwater Revival, оставшиеся участники обсуждали с Данном возможность его присоединения к группе. Данн дружил с участниками группы. Но CCR в конечном итоге решили остаться в составе трио.
Но зато Дональд Данн записался с Элвисом в качестве сессионного басиста, когда тот искал вдохновение в Мемфисе 👇
Данн, которого Бутси Коллинз как-то назвал «кирпичиком в нашем музыкальном фундаменте», продолжал играть с легендами рока и поп-музыки — Эриком Клэптоном, Стиви Никсом, Биллом Уизерсом, Нилом Янгом — но именно его выдающаяся работа с "Booker T. and the MG's " внесла огромный вклад в определения популярной музыки.
Робби Шекспир
Робби Шекспир и его партнер по ритму барабанщик Слай Данбар, оставили свой узнаваемый отпечаток на десятилетиях регги.
«Это было настоящая основа - тело баса, звук и то, как он перетекал в барабанщика», - сказал Данбар, впервые услышав игру Шекспира в начале семидесятых. «В определенной части мелодии он играл три разные строчки, менял строчку в бридже и куплеты после этого и получал четыре разные строчки». Эти двое продолжали записываться со всеми крупными артистами золотой эры регги, придавая плавную мелодичную, но неумолимо прочную основу такой классике, как «Two Sevens Clash» Culture 👇
и «Equal Rights» Питера Тоша, 👇
они преуспели в упругом пространстве даба, нашли уникальный способ создать органическое ощущение в цифровом контексте, когда дэнсхолл появился в восьмидесятых, и украсили грувы рок- и поп-альбомов Грейс Джонс, Talking Heads, Боба Дилана, Мика Джаггера и многих других.
Ни одно другое музыкальное образование в эпоху после Марли не было столь вездесущим в формировании звучания Ямайки и привнесении его в мир, как тандем "басист Робби Шекспир и барабанщик Слай Данбар"!
Вердин Уайт
Морис Уайт, опытный певец, автор песен, барабанщик и продюсер, привез своего брата Вердина в Лос-Анджелес, чтобы он присоединился к тогда ещё молодой группе Earth, Wind and Fire в 1970 году.
Вердин учился у Луи Саттерфилда, которого он называл «Чигакским Джеймсом Джеймерсоном» и внимательно изучал джазовых исполнителей, таких как Рон Картер и Ричард Дэвис. Он привнес все это в элегантные, потрясающе сложные альбомы Earth, Wind и Fire, разошедшиеся миллионными тиражами. Основные синглы группы, как правило, представляли собой быстрые танцевальные композиции, но больше возможностей оценить игру Уайта можно в балладах: стремительный, восходящий грохот, открывающий «Can't Hide Love»; 👇
энергичные, атакующие движения в «Love’s Holiday»; 👇
ловкие, лаконичные риффы, лежащие в основе «After the Love Has Gone».👇
Уайт также произвел впечатление в быстрых номерах: послушайте, как он лихо режет ноты в «Beijo (Interlude)» 👇
Уайт всегда был очень скромным музыкантом, отдавая большую часть собственных заслуг другим. "На записи мне нужно убедиться, что я лишь дополняю певца" - объяснял он. "Если я не услышу певца, я конечно сыграю, но в этом уже не будет никакого волшебства"
Рик Данко
Ричард Клэр Данко был канадским музыкантом, басистом, автором песен и певцом, наиболее известным как один из основателей группы The Band, за что он был введен в Зал рок-н-ролла. Славы в 1994 году. The Band объединила элементы американы , фолка , рока, джаза , кантри , оказав влияние на таких музыкантов, как Джордж Харрисон , Элтон Джон , The Grateful Dead и Эрик Клэптон.
Легенда о The Band сосредоточена на их непринужденной привлекательности, но стоит вернуться к их классическим записям, то невозможно не заметить, насколько они были фанковыми. Басовая партия Рика Данко — стильная и всегда находящаяся как бы где-то в глубине — сыграла решающую роль в неповторимом ритме таких треков, как «Up on Cripple Creek»
и «King Harvest (Has Surely Come)».
Данко вырос в сельской местности Онтарио, слушая Grand Ole Opry по радио с батарейками и наблюдая, как его отец играет на танцах в местном клубе, напоминающем сарай. Он присоединился к будущим товарищам по группе Робби Робертсону и Левону Хелму в составе «Hawks» в 1961 году, переняв важные советы по ритм-секции от тогдашнего пианиста группы Стэна Сзелеста. Через несколько лет группа аккомпанировала Бобу Дилану в его первом турне. Как только The Band начал свою деятельность, Данко зарекомендовал себя как надежное секретное оружие группы, и эту позицию он занимал как во время их первого выступления, так и в эпоху их плодотворного воссоединения. «Я отношусь к игре на басу так же, как к фоновому пению», — говорил он. «Это должно быть на волосок сзади. Приятно оставить верхнюю часть доли для вокала и распределить басовые части вокруг вокала»
Гизер Батлер
Вскоре после присоединения к Black Sabbath Гизер Батлер переключился с ритм-гитары на бас и нашел свой собственный свободный стиль. Поскольку он никогда не играл на бас-гитаре, то достаточно примитивный стиль, который определял бас-рок шестидесятых, обошел его стороной и он подошел к инструменту с чувствительностью гитариста, добавляя гармонии и богато украшенную филигрань к партиям гитариста Тони Айомми.
Секрет Black Sabbath заключается в том, как Батлер и Айомми распределили свои инструменты для получения фантастически мощного звука. В «War Pigs» Батлер играл блюзовую партию под затяжные риффы Айомми, а к середине песни, когда Айомми солирует, Батлер играет свое собственное джазовое соло, вдохновленное Джеком Брюсом, виртуозно перебирая пальцами, всякий раз, когда гитарист держит длинную ноту. 👇
В его игре также чувствуется абсолютная свобода, как в «Slipping Away» 1981 года, когда он обменивался игривыми соло с Айомми, 👇
и в его собственном тягучем соло с элементами "Вау Вау" — гитарного трюка, который он использовал задолго до других басистов. "Bassically / NIB" 👇
Но, несмотря на свои очевидные таланты, Батлер всегда преуменьшал свои способности. «Поскольку я был ритм-гитаристом, я заполнял пробелы, оставленные ведущим гитаристом», — сказал он однажды. «Я продолжил то же самое с басом, будучи ритм-гитаристом. Я никогда не считал себя басистом. Я просто играл то, что считал необходимым для каждой песни».
Фли (он же - Блоха)
С момента своего образования в 1983 году у Red Hot Chili Peppers сменилось множество барабанщиков и гитаристов. Но Фли был их единственным басистом, музыкантом, чье фирменное звучание — дико харизматичный гибрид панка, фанка и психоделии — составляет основу группы. Фли, урожденный Майкл Бальзари, находился под сильным влиянием своего отчима, джазового музыканта. «Моей целью было стать джазовым трубачом, но затем я стал подростком, и мне пришлось восстать против своих родителей», — сказал он в 2006 году. «Все, что я хотел, — это быть панк-рокером и играть на бас-гитаре. » Помимо Peppers, он играл на дебютном альбоме Mars Volta 2003 года, De-Loused in the Comatorium, 👇
а также в группе Antemasque. В 2009 году он вместе с Томом Йорком сформировал группу Atoms for Peace, продемонстрировав свою универсальность в таких песнях, как «Before Your Very Eyes…»
и шизофренической «Reverse Running».
Но именно его игра с Peppers сделала его таким любимым, от его шлепающих работ, вдохновленных Бутси Коллинзом — «Higher Ground» и «Sir Psycho Sexy»
до его пронзительных мелодичных моментов («Soul to Squeeze», «By the Way»).
«The Red Hot Chili Peppers — это Блоха», — сказал Энтони Кидис в интервью в 1994 году. «Он настолько важная часть нашего пирога, что невозможно даже и представить, что группа существовала бы без этой начинки».
_______
Ну, думаю, что на сегодня достаточно.
Обзор следующих мастеров моего любимого инструмента продолжу в следующих статьях. Напоминаю читателям, что если они попросят меня рассказать потом о ком-то поподробнее, то я так и поступлю, если у меня, конечно, будет для этого достаточно знаний, времени и сил. Думаю, что таких обзорных статей будет еще штуки четыре. Впрочем, как дело пойдёт, ничего предугадать не могу. Поэтому дождитесь, когда я закончу этот цикл, а сразу после этого принимаю заявки. Просьба заявки подавать в трех экземплярах.
_______________
Рад был, если рассказал что-то для вас новое и дал послушать что-то интересное.
Всем удачи и спасибо за внимание и терпение!
(* - все фотографии из открытых источников)