Найти в Дзене
Галина Астапенко

Святочные дни у донских казаков (1 часть)

Народные праздники, хоровое пение – это духовное достояние любого народа. Особо любимыми в народе были рождественские праздники. Россияне, в том числе и донцы, праздновали их красочно и ярко. На Руси праздничные дни продолжались две недели: начинались праздником Рождества Христова и завершались Крещением Господним. На Дону святки праздновались широко и разгульно.

К достойному празднованию Рождества верующие готовились сорокадневным постом, известным под названием Рождественского или Филиппова. Канун праздника проводился в особо строгом посте. Этот день назывался сочельником, так как по церковному уставу в этот день полагалось употреблять в пищу сочиво (пшеницу с медом). В сочельник не ели до первой звезды. В “красном углу”, под образами, на чистой скатерти, на пучке сена или соломы стояла чаша с отваренными зернами пшеницы, политой медом или послащенной сахаром или изюмом – “кутья”. С первой звездочкой на небе (воспоминание о той звезде, что возвестила волхвам о рождении Христа) после молитвы ели “кутью”, а за ней самый скромный ужин.

Ночью, с первым ударом к заутрени, вставала вся казачья семья. Хозяйки топили печь, и все спешили в церковь на службу. Но еще раньше уходили из дома дети славить Христа. Обычно этим занимались мальчики от пяти до четырнадцати лет, хотя в ХVIIIвеке, как отмечал историк В. Д. Сухоруков, “христославить” ходили и старики, разными кампаниями ходили из дома в дом Христа славить, начиная обыкновенно с войскового атамана. Сам атаман приставал к кампании старшин и вместе с ними ходили по всем жителям города. Во всяком доме они пели “Христос рождается”, за что хозяин обязан был заплатить”.

В зависимости от возраста, мальчики пели молитвы или песни. Ходили по три-четыре человека. Не принять “христославщиков” считалось большим грехом, все равно, что не принять ангелов. После пения тропаря или кондака, мальчик выходил вперед и говорил:

Торжествуйте, веселитесь, люди добрые со мной!

И восторгом облачитесь в ризу радости святой.

Ныне Бог родился в мире,

Для чего же он родился?

Для чего же беден так?

Он родился для того, чтоб избавить нас от дьявольских сетей,

Возвеличить и прославить, как единственных детей.

Будем вечно Бога славить

И в такой день торжества

Честь имеем мы поздравить

С днем Христова Рождества!

Если “христославили” мальчики 4-5 лет, то они говорили:

Я маленький хлопчик

Принес Богу снопчик,

В дудочку играю,

Христа забавляю.

А вы, люди, знайте

Копеечку дайте

И курочку, петушка

И пшенички два мешка.

- Чем же вы берете? – спрашивали хозяева.

- Чем Бог послал? – отвечали ребята. Их наделяли пряниками, пирогами, колбасой, салом, конфетами, деньгами. Их принимали только до восхода солнца. Взойдет солнце, вернутся люди от заутрени, христовщикам говорят: “Скоро колядовать будут, а вы все еще христославите!”

Колядовали всего один вечер – в первый день праздника, распевая при этом следующую песню:

У Данилы во дворе

На Сиянской горе,

Да стояла древа,

Древа купарева

Да радуйтесь земли

Веселитесь люди

Сын Божий народился!

Колядовщиков одаряли пирогами, конфетами, деньгами. Все собранное сносили в заранее намеченный курень и там, в течение праздника, начиная со второго дня, устраивали “сборки” (посиделки) с музыкой, играми, плясками.

В ночь перед Рождеством, на базу зажигали костер, чаще всего соломенный стог. Вокруг костра собирались родственники. Вероятнее всего это древний славянский обычай и объясняется он тем, что в ночь, когда Спаситель еще не родился, и нечистая сила особенно свирепствует, к теплу костра прилетали души умерших предков людей из этого рода.

С кострища, которое сохраняется (на нем никогда не готовили), казак, отправляясь в дальние края, брал землю, щепотка которой вместе с веточкой полыни, священной травой кочевников, по поверьям отгонявшей злых духов, сохранялась в ладанке на груди. Казак считался не погребенным, если на его могилу не посыпана мать-земля с родного пепелища.

Накануне «Старого Нового года», тринадцатого января – щедрый вечер. Понятие « Старый Новый год» появляется в России в 1918 году когда был введен григорианский календарь (так называемый новый стиль) на 13 дней отличающегося от юлианского календаря (старого стиля). Русская православная церковь сохранила старый стиль. До революции «щедрый вечер» праздновали накануне Нового года. В этот вечер варили вареники и ходили щедровать, то есть поздравлять станичников с Новым годом. Щедровщики надевали на себя разные маски, костюмы и в таком виде ходили по домам, поздравляя хозяев с наступающим Новым годом. Хозяева должны были отблагодарить щедровщиков: угостить их варениками, конфетами, другой снедью, давали так же деньги. Вареники чаще всего делали с творогом, но несколько штук готовили с мукой, солью, монетой или оставляли пустыми. Достанется вареник, начиненный мукой – жизнь будет богатой, но тяжелой, с солью – горькая, пустой вареник – пустая жизнь, с монетой – счастливая и долгая.

Обычай щедровать до сих пор сохранился в донских станицах, в том числе и в станице Старочеркасской. И если вы приедете в станицу под “Старый Новый год”, то можете встретить на улицах кампании молодых людей, наряженных в костюмы и маски – это и есть щедровщики. В этот вечер они ходят от дома к дому, поздравляя станичников.

Вот как пели мужчины:

Блудили блудцов семьсот молодцов

Святой вечер, добрый вечер

Добрым людям на свят вечер.

Приблудилися к Егоровым во двор

Святой вечер, добрый вечер

А ты дядя пан, а ты выйди к нам,

Святой вечер, добрый вечер

А ты выйди к нам, да вынеси к нам,

Святой вечер, добрый вечер

Вареников блюдку, да маслица глудку,

Святой вечер, добрый вечер

Бутылку вина “Сантуринского”,

Святой вечер, добрый вечер

Дяденьки дадим коня ворона,

Святой вечер, добрый вечер

Тетеньке дадим колпак с блестками,

Святой вечер, добрый вечер

Мальчику дадим лук и стрелочку,

Святой вечер, добрый вечер,

Добрым людям на свят вечер.

Была специальная и женская щедровка. Вот она:

При лужку, лужку, на желтом песку

Святой вечер, добрый вечер

Добрым людям на свят вечер

Павочка ходит, перышки ронит,

Святой вечер, добрый вечер

С рукава берет, веночек плетет,

Святой вечер, добрый вечер

Веночек сплела, в церковь пошла,

Святой вечер, добрый вечер

У церковь идет, как пава плывет,

Святой вечер, добрый вечер

У церкви стоит, как свеча горит,

Святой вечер, добрый вечер

Из церкви идет, как роза цветет,

Святой вечер, добрый вечер

Откуль взялся буйный ветерок,

Святой вечер, добрый вечер

Схватил с павочки венок павлиний,

Святой вечер, добрый вечер

Откуль не взялись три рыбалочки,

Святой вечер, добрый вечер

Вы рыбалочки, мои галочки,

Святой вечер, добрый вечер

Вы поймайте мой венок павлиний,

Святой вечер, добрый вечер

Подарю я вам три подарочка,

Святой вечер, добрый вечер

Первый подарок свечи огарок,

Святой вечер, добрый вечер

Второй подарок – кольцо золотое,

Святой вечер, добрый вечер

А третий – я сама молода,

Святой вечер, добрый вечер,

Добрым людям на свят вечер.

Спев поздравления, щедровщики спрашивали:

- Чи дадите, чи откажите?

- Дадим, дадим, - отвечали хозяева и угощали всех варениками, давали деньги, конфеты, яблоки, пироги и другие продукты.

В станицах Хоперского округа существовал обычай “кликать овсень”, что также является разновидностью обрядового песенного фольклора, сопровождавшего обряд колядования.