Найти в Дзене

Чеховское ружье: что это такое?

Оглавление

Можно придумать впечатляющую идею для сюжета, но она не сработает, если не оформить ее как следует. Все знают Чехова, классика мировой литературы, скорее всего вы читали его произведения «Вишневый сад», «Дама с собачкой» или «Палата номер 6», но всем ли известно, что такое «Ружье Чехова»? Это не название рассказа и не пьеса, известный русский писатель Антон Павлович Чехов даже не горел страстью к охоте, и вообще к оружию был равнодушен. Возможно кто-то слышал выражение «чеховское ружье» в контексте рецензии на фильм или книгу.

Так что же означает это загадочное ружье?

На самом деле речь идет о литературной технике. Ружьё Чехова – принцип драматургии, согласно которому все элементы в истории должны внедряться в неё осознанно и служить на благо сюжету, а лишние детали – удаляться. Принцип чеховского ружья помогает отсекать лишнее, создавать логичный сюжет, избавляться от ненужных деталей. Данный принцип часто принимают за предзнаменования и другие литературные приёмы. Но на самом деле, это нечто большее. Ружья Чехова могут объединять в себе ряд сюжетных ходов, такие как отвлекающие манёвры или предостерегающие знаки. Но они также существуют сами по себе.

Почему именно ружье Чехова?

Первое упоминание принципа Чеховым встречается в его письме писателю Александру Лазареву-Грузинскому 1 ноября 1889 года:

«Добрейший Александр Семенович! Водевиль Ваш получил и моментально прочел. Написан он прекрасно, но архитектура его несносна. Совсем не сценично. Судите сами. Первый монолог Даши совершенно не нужен, ибо он торчит наростом. Он был бы у места, если бы Вы пожелали сделать из Даши не просто выходную роль и если бы он, монолог, много обещающий для зрителя, имел бы какое-нибудь отношение к содержанию или эффектам пьесы. Нельзя ставить на сцене заряженное ружье, если никто не имеет в виду выстрелить из него. Нельзя обещать. Пусть Даша молчит совсем - этак лучше.»

Цитата выше представляет собой отзыв Антона Павловича на чужое произведение. Чехов подразумевал здесь монолог в первом водевиле Лазарева «Старый друг», посчитав его излишним и не имеющим отношения к остальной части пьесы. Это известное высказывание породило понятие «чеховское ружьё». Суть этого принципа писатель неоднократно повторял в своей переписке с другими писателями и драматургами, начиная с 1889 года, с некоторыми вариациями. Драматург Илья Гурлянд указал, что записал подобные слова Чехова летом 1889 года: «Если вы в первом акте повесили на стену пистолет, то в последнем он должен выстрелить. Иначе — не вешайте его». По словам Сергея Щукина, Чехов дал ему в ответ на просьбу оценить рассказ такой совет: «...не надо ничего лишнего. Все, что не имеет прямого отношения к рассказу, все надо беспощадно выбрасывать. Если вы говорите в первой главе, что на стене висит ружье, во второй или третьей главе оно должно непременно выстрелить. А если не будет стрелять, не должно и висеть.»

Как правильно стрелять

При написании романа важно правильно «повесить» ружье. Одна из лучших техник – подойти к истории с конца. Автор пишет финал, а затем, видя конечную цель, выстраивает сюжет от начала, в ходе работы убирает лишнее и расставляет на стене ружья. При расстановке ружей важно действовать без фанатизма. Принцип Чехова прекрасен, но это не значит, что каждый предмет и каждая деталь должны стать ружьями. Как говорил сам Чехов: «Краткость - сестра таланта.» Излишне расставленные ружья могут стать балластом для истории. Ружье Чехова – лишь один из инструментов, который помогает улучшать историю, это не основной закон истории, он всегда был побочным, работая на детальном уровне сюжета, дополняя и элегантно, тонкими мазками двигая его вперёд, поэтому не нужно забывать обо всем остальном и перегружать текст излишними деталями.

Хорошее Чеховское ружьё должно быть замаскировано: если оно будет слишком сильно бросаться в глаза с самого начала, то зрителю будет не интересно, и он сразу узнает концовку. И, пожалуй, самое сложное, - это временная заявка ружей. Здесь важно ввести его не слишком рано по сюжету, чтобы зритель не успел про него забыть, и не слишком поздно, чтобы оно успело получить развитие и не выглядеть фальшиво.

В детективных жанрах - ружья являются обязательным атрибутом. Если представить стену детективной книги, то она вся будет увешана оружием разного калибра, курки на котором будут постепенно взводиться по ходу сюжета, а зрителю надо угадать, какое именно выстрелит. В плохих детективах выстрелит одно, а другие окажутся холостыми. В хороших - выстрелят все, но в цель попадёт только одно. Автору детективов нужно тщательно следить за зрительской реакцией, чтобы успешно отвлекать его от главного, потому что с самого начала он будет готов к тому, что ему будут подкидывать сюжетные интриги. Автору детективов нужно заранее знать реакцию читателя, чтобы успешно отвлекать его от главного, потому что с самого начала он будет готов к тому, что ему будут подкидывать сюжетные интриги.

Но несмотря на то, что именем Чехова назван прием в литературе, примеры использования данного приема в его произведениях встречаются не часто. В 1999 году Дональд Рейфилд отметил, что в пьесе Чехова «Вишневый сад» есть два заряженных огнестрельных оружия, которые не стреляют. Необстрелянные винтовки связаны с темой пьесы о недостаточном или незавершенном действии. Рейфилд писал, что единственное, что отсутствует в пьесе, — это сильные чувства. Лишь Раневская, которая оставляет в Париже любовника, а затем возвращается к нему, — женщина со всеми присущими ей страстями. И больше никто из персонажей не проявляет темперамента, так же как из ружья Шарлотты и револьвера Лопахина не раздается ни единого выстрела. Даже смерть в финале — буднична и банальна: престарелого слугу забывают в запертом доме.

Хобби
3,2 млн интересуются