Найти тему

Умные и глупые особенности фэнтезийных аниме

280 прочитали

Сразу к делу! Фэнтези – это САМЫЙ популярный жанр аниме. Ну, а почему должно быть иначе? Фэнтези – это огромный ЖАНР, объединяющий в себе такие поджанры, как классическое фэнтези, восточное фэнтези, тёмное фэнтези, технофэнтези, городское фэнтези, литРПГ (будь оно неладно!) и, конечно же, попаданчество, которое в последние годы как никогда близкó к тому, чтобы считаться отдельным жанром. Да, попаданчество не всегда является поджанром фэнтези; но чаще всего попаданец оказывается именно в фэнтезийных реалиях, так что всё логично. Боевик, знаете ли, тоже может быть как фантастическим, так и историческим либо комедийным; он может быть и разновидностью военного произведения (романа / фильма), а то и просто боевиком; таким образом это одновременно и отдельный жанр, и часть другого жанра. С приключениями, как жанром, также (например, они часто являются неотъемлемой частью фэнтезийных произведений; всё-таки что это за фэнтези, если в нём нет приключенцев?!). Кому-то может показаться, что самым популярным жанром в аниме является «школа», но... это не жанр. Школа – это просто шаблон, который можно вплести в любой жанр: комедия, романтика, ромком, приключения, детектив, триллер, даже ужасы, а то и эротика либо хентай. Школьная жизнь может стать полноценной частью сюжета и в фантастике, и в фэнтези, так что нет: школа – не жанр; это тег, шаблон, место действия, но не жанр. А раз уж она – не жанр, то не имеет и поджанров (вроде комедии, романтики и т. д. – это уже жанры сами по себе!); отсюда и получается, что именно фэнтези является самым распространённым жанром в аниме (т. к. и является жанром, и включает в себя множество поджанров, и запросто пересекается с другими жанрами, тем самым увеличивая простор для творчества авторов).

К чему такое вступление? Да просто я хочу, чтобы читатель понял, что такое фэнтези в японских произведениях, НАСКОЛЬКО этот жанр важен для аниме / манги / ранобэ! А то некоторые зрители смотрят аниме ради японских реалий и тамошнего менталитета, поэтому игнорируют анимешное фэнтези, где сюжет разворачивается в западных реалиях, с соответствующей модой, архитектурой, вооружением и т. д. Почему японцы часто выбирают западные реалии для фэнтезийных произведений, я уже писал – и не хочу повторяться; сейчас о другом! В фэнтези есть как очевидно умные, так и весьма глупые шаблоны; и я собираюсь разобрать их – что-то похвалю, что-то назову спорным, а от чего-то камня на камне не оставлю!

Шаблон первый: попаданчество в другой мир. Оно бывает двух видов – перерождение и перенос. В первом случае ГГ умирает в нашем мире и перерождается в мире альтернативном; порой автор способен логично объяснить такое обстоятельство, а порой нет. Так что тут претензия не к шаблону, а к способностям авторов. Меня больше интересует второй вариант попадания в другой мир: перенос. Да, его тоже можно логично обставить. Но в подавляющем большинстве случаев такого не происходит; типичнейшей причиной переноса, т. е. уже настоящим ШТАМПОМ стал призыв иноземца фэнтезийными магами, вследствие чего японец / японка из нашего мира переносится в мир фэнтези, меча и магии! Дескать, сказочный мир в опасности: ему угрожают чудовища во главе с Королём демонов, и людям нужен герой, способный спасти их! Для этого и призвали человека из другого мира – чтобы он стал тем самым героем! Вопрос: а почему условный японский школьник / клерк должен быть эффективнее в бою, чем местные маги / рыцари / авантюристы, имеющие априори больше боевого опыта, чем новоприбывший гость? (которому ещё и с нуля придётся осваивать искусство боя, изучать магию, запоминать слабые и сильные стороны самых разных монстров, и т. д.!). А, ну да: в большинстве случаев протагонист при переносе получает халявную магию или боевые умения, с которыми и рядом не валялись способности местных магов и воителей. Тогда понятно… Хотя нет, ничего не понятно! Почему иноземец при переносе получает способности, которых в своём мире не развивал? Почему на халяву обретает силу, к которой местная боевая элита шла всю жизнь? Потому что гладиолус? Потому что я Бэтмен? Просто потому что? Короче, этот момент часто вообще не объясняется: главгерой обретает способности, на которые у него вовсе не было никакого сюжетного права!

Итак, с чего же всё-таки местные жители решили, будто именно призванный иноземец всех спасёт? (ещё раз: в подавляющем большинстве случаев он лишён боевого опыта и нужных знаний, в отличие от туземцев!). Ах, да: местные же в курсе, что новоприбывшие задарма получают читерские способности! Если есть баг, то, чтобы им пользоваться, не нужно знать, почему он есть. Логично, чё. Конечно, это можно объяснить и тем, что бог / богиня альтернативного мира благословляет всех новоприбывших, наделяя тех имбовыми способностями (что местные знают и не прочь использовать себе на благо). Но почему именно новоприбывшим так везёт, почему не тем, кто родился в СВОЁМ мире? Потому что местные – унтерменши? Или потому что потому?

В итоге, призыв иноземца, который задаром обретает суперспособности, – это не просто штамп, а уже откровенная халтура, которую до сих пор не могут нормально объяснять. Дело вполне может дойти до банального пророчества, дескать «И явится Герой, и спасёт нас от чудовищных орд, и сразит Короля демонов, и наступит мир!». И это будет очередным проявлением сценарной лени. Ведь что такое пророчество? Это что-то непонятное, обычно намекающее на предопределённость будущего; а если так, то возникает вопрос: разве можно думать, будто от тебя вправду что-то зависит, когда ты просто едешь по рельсам, с которых не свернуть? Зачем пытаться избавиться от плохих людей, когда сама реальность велит им ЖИТЬ и быть плохими? Причём каждому из них судьба отвела вполне конкретный срок жизни – хоть сражайся с ними, хоть нет, меньшего они не проживут, ещё и не сделают ничего из того, что им НЕ предназначено судьбой! (а если им предопределено умереть от твоей руки, так они же САМИ найдут тебя!). К тому же никакого наказания после греховной жизни, т. е. на том свете, они не получат, ибо сама реальность обязала их быть плохими (ведь несправедливо наказывать людей, которые всего лишь послушно играли роли, уготованные им свыше, т. е. делали ровно столько, сколько от них требовалось!). Да и зачем пытаться перевоспитать таких людей, если те, кому судьбой предписано стать лучше, сами же встанут на путь исправления, когда других только могила исправит? В общем, пророчество в сюжете породит целый ворох неудобных вопросов; хотя даже его можно логично обставить. Например, со временем главный герой пойдёт против пророчества и спасёт кого-то, кто ДОЛЖЕН был умереть в определённое время и при определённых обстоятельствах, вследствие чего ГГ догадается, что пророчества – не свидетельство предопределённости будущего, а всего лишь обнародованные планы местного бога / местной богини на это самое будущее, дабы простые смертные даже не думали идти против Его / Её воли, а покорно смирялись с тем, чего якобы не избежать. Таким образом, местное божество из доброжелателя, предостерегающего людей от опасности, сразу превратилось бы в расчётливого УПРАВЛЕНЦА, который едва ли лучше даже самогó Короля демонов. Ну, а призванный герой из другого мира, наделённый халявными магическими способностями, стал бы своеобразным пугалом для местных жителей, дескать «Даже иномирянин достойнее вас самих, даже он вправе влиять на вашу судьбу больше, чем вы сами!; а раз так, то не вам оспаривать божественную волю, транслируемую через пророчества (в конце концов, легко управлять людьми, если они САМИ считают себя ущербными!)». Вот это был бы поворот! Иными словами, можно было бы реализовать идею, где у местного божества всего лишь собственные планы на местную цивилизацию, т. е. своё мнение, как ей надобно развиваться. А кто-нибудь из режиссёров аниме или авторов манги и ранобэ реализовал это? Не-а.

Один из постеров к аниме-сериалу "Дорога зверя". Пародия, высмеивающая сюжеты с переносом главгероя в другой мир.
Один из постеров к аниме-сериалу "Дорога зверя". Пародия, высмеивающая сюжеты с переносом главгероя в другой мир.

Шаблон второй: отсутствие языкового барьера. Обычно проблеме языкового барьера уделяется хоть какое-то внимание. Но не всегда. Порой главгерой, призванный в другой мир, просто владеет дармовым магическим навыком знания местного языка (будто бы ему было мало обретённой даром боевой магии или невероятной силы!). Нет, я не против, чтобы навык языка можно было вбить в голову магией. Однако почему столь важное умение приобретается само по себе, при переносе в другой мир – а не как-то в дальнейшем? Да пусть даже первый встреченный маг одарит главгероя умением понимать местный язык – такое всё равно логичнее, чем приобретение базового, но вместе с тем крайне необходимого навыка просто по воле самогó мира!

Шаблон третий: отсутствие разницы менталитетов. Данный штамп не так уж очевиден для самих японцев, но мы-то имеем право указать на его существование; так ведь? ОЧЕНЬ часто бывает, что попаданец из Японии не только без языковых трудностей ведёт беседы с жителями иного мира, но и сами жители по своей природе – натуральные японцы! У них и азиатские поклоны в ходу (а фэнтези-то в западном стиле!), и менталитет идентичен японскому: они настороженно относятся к тем, кто выделяется из общества (и это даже не удивляет попаданца-японца; он просто не представляет, что может быть иначе!); естественно, из-за этого попаданцу приходится скрывать свои способности, не выделяться и скромничать, а то и притворяться дурачком, лишь бы общество не испугалось его великой силы. Но суть в том, что западное общество не разделяет этот азиатский страх! Западные люди НЕ относятся настороженно к тем, кто просто выделяется, и НЕ боятся сильных без особой на то причины! Крайне часто это не учитывается.

Один из постеров к аниме-сериалу "Приключения аристократа в ином мире". Пример аниме, где отсутствует разница менталитетов.
Один из постеров к аниме-сериалу "Приключения аристократа в ином мире". Пример аниме, где отсутствует разница менталитетов.

Шаблон четвёртый: женщины-воины. Как ни странно, я нахожу это логичным – ну, для фэнтези-мира, само собой! В реальном средневековье женщины очень редко принимали активное участие в боях; и неудивительно – у нас всё решала физическая сила, а женщины априори слабее, их надо беречь! Однако в мире фэнтези магия – всему голова. Если человек умеет колдовать или владеет какими-то суперударами магического происхождения, уже неважно, какого он пола. Согласитесь, если женщина-паладин может усиливать своё тело святой силой, а оружие – магией света, то мускулы отходят на второй план. Если же рыцарша, взмахнув мечом, может создать магическую волну, способную поразить противника в десятке метров впереди, эту дамочку тоже слабой не назовут. В общем, там, где всё решают не мускулы, а магические способности, гендерные различия становятся чем-то несущественным.

Постер к аниме-сериалу "Берсерк" (1997 г.). А вот в ЭТОЙ франшизе женщины-воины не владели никакой магией. Впрочем, их откровенно немного, и это добавляет толику правдоподобности.
Постер к аниме-сериалу "Берсерк" (1997 г.). А вот в ЭТОЙ франшизе женщины-воины не владели никакой магией. Впрочем, их откровенно немного, и это добавляет толику правдоподобности.

Шаблон пятый: маги служат королям. В последнее время я пару раз видел мнения, что это странно, дескать – почему маг подчиняется королю, а не сидит на троне сам? Он же могущественнее любого в своём окружении! Ну, быть может, некоторые маги не стремятся к власти. А те, кто стремились, уже добились её; только и всего. Ведь талантливый учёный не обязательно будет хорошим управленцем, и он вполне может осознавать это; для некоторых государственная власть – просто ненужная ответственность, мешающая заниматься чем-то иным, к чему есть ПРИРОДНЫЙ талант и настоящий интерес! К тому же служба у короля наделяет мага авторитетом, а потому облегчает доступ к новым знаниям: что бы он ни попросил, ему всё предоставят (ну, в разумных пределах!); это просто удобно. Так что, по моему, и тут всё относительно логично. А ещё – в некоторых аниме аристократы (включая королевские семьи!) тоже владеют магией, т. е. НЕ магами их не назвать. Ну и, конечно же, у королевской семьи обязан быть доступ к различным артефактам, защищающим от враждебной магии; т. е. лёгкой мишенью они едва ли являются (не берусь судить, насколько хорошо последняя деталь демонстрируется в аниме; но, если рассуждать логично, в мире фэнтези у правителей всё должно быть именно так – статус обязывает, а средства позволяют заботиться о безопасности!).

Шаблон шестой: гильдии авантюристов. Не просто логичная, а очень практичная особенность. Авантюрист – это вольный наёмник, готовый выполнять заказы для кого-то конкретного или же, когда с заказами туго, работать на самогó себя. В данном случае гильдия является посредником, который упрощает авантюристам поиск клиентов, а клиентам позволяет избежать личной встречи с сомнительными типами, на которых можно наткнуться, разыскивая человека, что согласится на задание. Впрочем, если кому-то понадобятся именно такие типы, те также найдутся среди авантюристов – просто нужно обращаться не к работникам гильдии, а напрямую к авантюристам. Ведь за незаконную работу гильдия не возьмётся; а вот какому-нибудь мелкому аристократу, желающему как-то напакостить соседу, но не желающему подставлять себя через своих же людей, или нечистому на руку торговцу, промышляющему контрабандой, очень даже удобно наличие в городе непривередливых авантюристов! В остальном же услугами гильдии может пользоваться и местный лорд, если хочет проредить расплодившихся чудовищ, но не хочет рисковать своими людьми. Иными словами, наличие авантюристов и их гильдий отлично вписывается в фэнтезийный мир! Единственное, что меня смущает, – в любом фэнтезийном аниме про авантюристов набор в гильдии открыт всегда и для всех (работники гильдии даже не спрашивают про боевой опыт; хотя порой ГГ, прежде чем стать авантюристом, даже с тщедушным гоблином не бился; да чего там «не бился» – чудищ вовсе не видел!). Да, авантюристам свойственно погибать или травмироваться с последующим уходом со стези; т. е. присутствует текучка кадров, а потому спрос на авантюристов должен быть. Но есть и проблема под названием «горячая молодёжь, мечтающая о приключениях и не желающая всю жизнь пахать в поле». Если такие деревенские мóлодцы будут беспрепятственно искать лучшей жизни, покидая владения своего лорда, когда вздумается, кто останется работать?! Именно из-за своевольной молодёжи гильдии не могли бы позволить себе раздувать штат; набор в авантюристы был бы не постоянным, а проводился бы лишь по мере необходимости. Это создавало бы конкуренцию уже среди горожан, а потому всяким деревенщинам, ищущим лучшей жизни, были бы не рады (как и везде в средневековых городах: тогда всё было жёстко поделено – новые лица часто не приветствовались, дабы старые не оставались без работы). В конце-то концов, пахари в деревнях нужны всегда, и обычно чем их больше, тем лучше; а вот в городе – если старший сын унаследует семейное дело, вроде обувной лавки, а младший окажется не у дел, то ему может помочь не умереть в нищете именно становление авантюристом; однако (!) если при этом гильдии будут беспрепятственно принимать любую молодёжь, то местный лорд не досчитается рабочих рук на более востребованных местах, а горожане станут жаловаться на приезжих, отнимающих работу, ещё и портящих городскую эстетику деревенским менталитетом (не, ну а кто любит трудовых мигрантов?!).

Несколько странный постер к аниме-сериалу "Восьмой сын". В сюжете присутствует настоящая АКАДЕМИЯ авантюристов, что, в отличие от гильдии, уже нелогично! Это наша зажиточная цивилизация может позволить себе множество специализированных школ, обучающих самым разным ремёслам. А вот в фэнтези-мире такое неуместно. Ведь учёба в специализированной школе требует оплаты, т. е. такие услуги могут позволить себе лишь члены состоятельных семей; а авантюристы, наоборот, обычно небогатые люди, рискующие собой из-за отсутствия ЛУЧШЕЙ альтернативы! Семьи купцов или дворян не захотели бы отдавать отпрысков в столь рискованную профессию, а значит – и в академию авантюристов никого не отправили бы; нашлись бы лучшие варианты образования. Ну, а простолюдинам обычно не по карману платное обучение. Вот и получается, что на академию авантюристов не было бы спроса.
Несколько странный постер к аниме-сериалу "Восьмой сын". В сюжете присутствует настоящая АКАДЕМИЯ авантюристов, что, в отличие от гильдии, уже нелогично! Это наша зажиточная цивилизация может позволить себе множество специализированных школ, обучающих самым разным ремёслам. А вот в фэнтези-мире такое неуместно. Ведь учёба в специализированной школе требует оплаты, т. е. такие услуги могут позволить себе лишь члены состоятельных семей; а авантюристы, наоборот, обычно небогатые люди, рискующие собой из-за отсутствия ЛУЧШЕЙ альтернативы! Семьи купцов или дворян не захотели бы отдавать отпрысков в столь рискованную профессию, а значит – и в академию авантюристов никого не отправили бы; нашлись бы лучшие варианты образования. Ну, а простолюдинам обычно не по карману платное обучение. Вот и получается, что на академию авантюристов не было бы спроса.

Шаблон седьмой: отсутствие комендантского часа. ОЧЕНЬ необычная претензия, которую едва ли получится назвать шаблоном в нормальном понимании. Тем не менее, эта неочевидная особенность отличает фэнтезийное средневековье от реального; а потому в контексте данной статьи пусть считается шаблоном, который свойственен большинству фэнтезийных произведений. Дело в том, что в реальных средневековых городах простому люду запрещалось показываться на улицах после наступления темноты, а в фэнтези такого нет; ниправдападобна!!! Штош… Как я писал в другой статье, фэнтези – это не прошлое, альтернативное нашему, а МИР, альтернативный нашему. Фэнтезийное средневековье не обязано жёстко соответствовать реальному – хотя бы потому, что фэнтезийный мир не просто веками, а ТЫСЯЧЕЛЕТИЯМИ не торопится развивать технический прогресс. Там нет смысла развивать технологии, которые запросто можно заменить магией; а вот законотворчество вполне имеет право развиваться – например, брать в обиход более перспективные методы борьбы с преступностью, чем примитивный комендантский час. Всё-таки даже в нашей истории он был далеко не везде, начиная с античности (которая местами была куда более развитой, чем последовавшее средневековье!). Ну, а в истории фэнтезийного мира запросто мог появиться свой Эжен Франсуа Видок, совершивший революцию в методах противостояния преступности. Учитывая, что фэнтезийная цивилизация хоть и находится на феодальном уровне, но за многие столетия её существования там вполне могли появляться свои светлые умы, улучшающие законотворчество – а вместе с ним и жизнь граждан.

Шаблон восьмой: анахронизмы, т. е. присутствие в сюжете вещей, которые должны были появиться позже выбранной эпохи. Например, напольные или настенные, а то и карманные часы (не дай Бог, ещё и наручные!!!); дескать, это несвойственно средневековью – часы с циферблатом тогда были здоровенными и располагались разве что на башнях в крупных городах. Ну, знаете ли, эльфы с дварфами тоже несвойственны реальному средневековью – и что теперь делать будем? (а ведь они талантливейшие ремесленники, специалисты по тонкой работе, что необходимо при изготовлении компактных часов!). Но, вообще-то, мой ответ такой же, как и в предыдущем абзаце: фэнтезийное средневековье находится в своём состоянии не веками, а тысячелетиями, ибо не развивает те технологии, которые можно заменить магией. К часам же такое не относится – даже в наше время это крайне востребованная вещь; и чтобы какой-то иной мир не стал совершенствовать её – именно ЭТО было бы нереалистично! Да, личные часы всё ещё должны быть дорогим удовольствием в фэнтези-мире – из-за отсутствия индустриализации и её потокового производства. Но то, что они появились со временем, абсолютно логично!

Так что и анахронизмы порой логичны… Но не всегда: у них есть и другая сторона, когда автор ранобэ или манги пускается во все тяжкие и вплетает в фэнтезийный сюжет, к примеру, многозарядное огнестрельное оружие с гильзовыми патронами (иногда нагло скопированное с реального: «Беретта», «Кольт Питон» – на любой вкус; словно кому-то было лень продумать новый, оригинальный дизайн огнестрела!). Порой это очень нелогично, ибо такое фэнтези даже не является полноценным технофэнтези. Видите ли, в чём дело: если появился многозарядный огнестрел под гильзовые патроны, значит – его появление спровоцировал такой фактор, как эволюция огнестрельного оружия! В нашем мире сначала появились аркебузы и мушкеты с фитильными замкáми, потом фузеи с кремнёвыми, затем штуцеры с нарезным стволом и капсульные ру́жья – всё это снаряжалось с дула и, в большинстве своём, было однозарядным. Да, появлялись редкие двуствольные, а то и многозарядные образцы, но они оказывались пипец какими тяжёлыми и дорогими, т. е. не годились для массового вооружения; тяжесть была обусловлена огромным калибром, как более эффективным при использовании примитивного дымного пороха, а дороговизна – усложнением конструкции и применением ещё большего кол-ва стали (что при отсутствии индустриального производства прямо-таки беда!). Далее появились казнозарядные винтовки, всё ещё рассчитанные на перезарядку после каждого выстрела; а после них и многозарядные неавтоматические, у которых хоть и был магазин с патронами, но стрелку́ по-прежнему приходилось щёлкать затвором после нажатия на спусковой крючок. В конце концов, появилось полноценное автоматическое и полуавтоматическое оружие. Понимаете, какая это эволюция, растянутая на века?! А ведь всё начиналось с железной трубы, в которую с дула забивался порох и снаряд! Теперь вопрос: если в мире есть магия, то какой смысл создавать нечто, что ты едва ли успеешь применить против мага, и у чего есть куча недостатков, вроде большого веса, однозарядности, отвратительной точности стрельбы (из-за плоского ствола и, как правило, примитивных прицельных приспособлений), медленной перезарядки, вероятности осечки, а то и ВЗРЫВА при выстреле? Не говоря уже о боязни влаги, свойственной не только оружию, но и пороху, без которого эта рухлядь станет не полезнее дубины! (тем временем как стрелу для лука или арбалетный болт можно изготовить в кустарных условиях). Как думаете, у недооружия, вроде примитивного огнестрела, есть потенциал развития в фэнтезийном мире? Нет. Луки и арбалеты сподручнее. Никто бы и думать не стал, что всего через несколько столетий эта стреляющая / не стреляющая / вечно мажущая / взрывающаяся непотребщина превратится в совершеннейшие револьверы, многозарядные пистолеты и автоматические винтовки!

В общем, анахронизмы в фэнтези – это палка о двух концах: где-то они логичны (на удивление!), а где-то, явно, не в тему. То же самое, например, с анахронизмами в одежде: порой они уместны, ибо практичны (ведь моде не запрещено развиваться?), а порой портят атмосферу, например – если это просто фансервис, вроде развратной повседневной одежды Крис из “Коносубы” или Милим из “Перерождения в слизь”.

Один из постеров к аниме-сериалу "Королева, ставшая причиной трагедии, сделает для народа всё, что в её силах". Данное произведение страдает от неуместного в сюжете, современного огнестрела (впрочем, не только от него; вся история так себе…).
Один из постеров к аниме-сериалу "Королева, ставшая причиной трагедии, сделает для народа всё, что в её силах". Данное произведение страдает от неуместного в сюжете, современного огнестрела (впрочем, не только от него; вся история так себе…).

Шаблон девятый: академии магии и школы волшебства. В аниме такое встречается часто, и… Эх, чувствую, многим мой вывод не понравится! Но ладно. В общем, все эти магические учебные заведения – чушь полнейшая!

Начну с того, что нормальный маг обязан быть немного анархистом (неожиданно, правда?); он должен пренебрегать искусственными (т. е. выдуманными людьми) законами и запретами, дабы изучать то, что другие люди НЕ ПОНИМАЮТ, БОЯТСЯ и ЗАПРЕЩАЮТ; а любая школа – это воплощение бюрократии (людских законов и запретов) со всеми сопутствующими минусами. Это две крайности, которые никак не смогут ужиться! Единственные ограничители в плане получения знаний для мага – его совесть и инстинкт самосохранения (да, получение знаний – не всегда безопасное дело!). Если бы маги подчинялись бюрократии, разведённой людьми, боящимися неизведанного, магов не существовало бы! В этом случае фэнтезийный мир представлял бы собой весьма и весьма жалкое зрелище, ибо тамошним светлым умам не удалось бы оспорить у религиозных фанатиков, мракобесов и самодуров ПРАВО на изучение непознанного.

Далее: допустим, вы – маг. Вы разобрались в законах мироздания, что позволило вам использовать их на пользу себе, подстраивать ход событий под себя, из-за чего даже духи начали обращать внимание на такого уникума и общаться с вами из банального интереса. Вопрос: зачем вам школа?! Зачем вам доказывать каким-то бюрократам, что вы умеете пользоваться магией, если вы САМИ знаете, что умеете пользоваться ей, и просто МОГЁТЕ доказать это? (при необходимости). Разве ЭТО не главное? Или же, вопреки наличию способностей, вы не будете считать себя полноценным магом, пока кто-то не выдаст вам соответствующую бумажку с надписью «маг»? Да, это и называется бюрократией! Очень часто искусственные бюрократические законы противоречат законам естественным; простейший пример: «Бог дал тебе жизнь, но твоя жизнь незаконна, пока ты не крещён; а если родился вне брака, то это, получается, нарушение Церковных законов с подачи самогó Бога (если взять за правило, что лишь Бог может давать жизнь)»; нормально так, да?

Впрочем, всё это ещё полбеды! Для мага абсолютно нормально иметь учеников; но речь, уж точно, не о стадах по 20-40 голов, как в школьных классах! Ибо чем меньше учеников, тем больше индивидуального внимания получит каждый из них, и тем сильнее раскроются их индивидуальные таланты; это простейшее правило противоречит концепции любой школы, ибо все они ориентированы на поток, массовость, штамповку (если хотите). Неотъемлемый атрибут этой штамповки – разделение труда, когда многие школьные предметы преподаются разными учителями; причина этому проста: один учитель не в состоянии запомнить всё то, что изучается учениками! А раз уж всё, что преподаётся в школе, смогли запомнить лишь 7 и более учителей ПО ОТДЕЛЬНОСТИ, то и каждый ученик сумеет запомнить ЛИШЬ МАЛУЮ ЧАСТЬ изучаемого материала! Сами понимаете, при таком подходе не идёт речи ни о каком качестве (а ведь бюрократическое разделение труда присутствует во многих вымышленных школах и академиях магии и волшебства!). Школа делает упор не на качество, а на количество; однако магам это не подходит, ибо они всегда в меньшинстве! Чтобы ученики запомнили всё, что знает учитель, тот В ОДИНОЧКУ должен учить их всему, что знает! Ну, а чтобы учитель сумел выявить индивидуальные таланты каждого своего ученика, он должен уделять каждому достаточно времени; это возможно, только если учеников НЕМНОГО. Это опять же противоречит возможности существования магических школ! Если в них будет мало учеников, едва ли это получится назвать школой; а если будет много учителей-магов с личными, очень небольшими классами, то возникнет вопрос: а чем-нибудь КРОМЕ бесконечного обучения учеников год за годом маги фэнтезийного мира заняты? Уж извините, но тогда получится именно так, что бóльшая часть магов фэнтези-мира будет просиживать жизнь в школе и готовить к той же участи бóльшую часть своих воспитанников; и так поколение за поколением; смысла НЕТ! Я более чем уверен, что у всех этих магов найдутся более важные (и интересные!) дела. Вдобавок ко всему, ни одна «общеобразовательная» школа с классическим разделением труда м/у педагогами не стремится сделать из учеников что-то конкретное. Такой школе абсолютно всё равно, кем станет ученик; её задача – просто занять ребёнка на 11 лет (без какой-то конкретной цели!), пока он не вступит в возраст, позволяющий полноценно участвовать в жизни общества. А вот у магов подход принципиально иной; они берут учеников с КОНКРЕТНОЙ целью – сделать из них НОВЫХ магов! И логично, что для этого выберут наиболее эффективный вариант (а не какую-то там штамповку, порождённую узколобой бюрократией!).

Наконец, другая неотъемлемая проблема бюрократии (помимо попыток официализировать всё, что можно и нельзя / что надо и не надо, а также подогнать индивидуальность под массовость) – это коррупция. Там, где есть бюрократия, появляется и коррупция; например, подкуп препода ради лучшей оценки поспособствует получению диплома – но не практических знаний. Нужна ли магам такая система, где в приоритете бумажки, а не знания? Конечно же, нет. Бюрократы, в любом случае будут ТОРМОЗИТЬ магическую науку: ОТ её зарождения и неизбежных конфликтов с мракобесными официалами ДО признания полезности магии и попыток впихнуть её в рамки бюрократии с целой кучей вытекающих минусов! Ни один адекватный маг не сочтёт это полезным!

Один из постеров к первой части второго сезона аниме "Реинкарнация безработного". Эх, какой бы хорошей ни была вся эта история, однако перенос действия в школу магии, явно, понравился не всем зрителям.
Один из постеров к первой части второго сезона аниме "Реинкарнация безработного". Эх, какой бы хорошей ни была вся эта история, однако перенос действия в школу магии, явно, понравился не всем зрителям.

Шаблон десятый: непрактичные доспехи и оружие. Как и большинство вышеупомянутых шаблонов, этот свойственен не только японским произведениям. Однако там он встречается ОЧЕНЬ часто. Ну, знаете все эти доспехи с открытыми жизненно-важными участками и бесполезными элементами, больше утяжеляющими, чем защищающими воинов? Мечи неудобной формы и излишне тяжёлой конструкции, с клинками сомнительной геометрии? Так вот, всё это есть в фэнтезийных аниме! Причин две:

Во-первых, те, кто рисует мангу или аниме, едва ли хорошо разбираются в оружейном деле, особенно – если это «дело давно минувших дней». А во-вторых – самое практичное и удачное снаряжение, как правило, выглядит просто. Порой – СЛИШКОМ просто; поэтому авторы как-то пытаются скреативить, наделив образ героя узнаваемыми чертами, в числе которых запросто может оказаться броня с отличительными особенностями или уникальное оружие. Даже если уникальность не всегда хороша на практике! Цель такой вымышленной уникальности – ВЫДЕЛИТЬ персонажа, сделать его запоминающимся. Практичность же при этом отходит на второй план.

Впрочем, в нашем прошлом тоже было немало непрактичного оружия и снаряжения, доставлявшего воинам порой серьёзные неудобства. Но многое из этого постепенно эволюционировало в более удачные формы, без излишне выпирающих деталей. Этому способствовали два критерия: удобство и эффективность; всё то, что не соответствовало сразу обоим, не проходило искусственный отбор. Именно поэтому в средневековье не было клинков, вроде Фростморна, или Луковой брони – конструкция априори неудачная, а раз уж она неудачная, то никто не захочет с ней мучиться.

Один из постеров полнометражного аниме "D: Жажда крови". Главный герой по имени Ди носит за спиной двуручный меч в закрытых ножнах и каким-то образом вытаскивает его, вопреки недостаточной для этого дела длине руки. Для сравнения – в "Берсерке" подобный момент продуман куда лучше: Гатс носит двуручник за спиной не в ножнах, а на крючьях, с которых без проблем снимает меч. Впрочем, с габаритами "Драгонслеера", т. е. меча Гатса, автор перестарался: фанаты до сих пор строят теории, каким же чудом главгерою удаётся драться подобной рельсой (в этом сравнении меч Ди, явно, смотрится удачнее).
Один из постеров полнометражного аниме "D: Жажда крови". Главный герой по имени Ди носит за спиной двуручный меч в закрытых ножнах и каким-то образом вытаскивает его, вопреки недостаточной для этого дела длине руки. Для сравнения – в "Берсерке" подобный момент продуман куда лучше: Гатс носит двуручник за спиной не в ножнах, а на крючьях, с которых без проблем снимает меч. Впрочем, с габаритами "Драгонслеера", т. е. меча Гатса, автор перестарался: фанаты до сих пор строят теории, каким же чудом главгерою удаётся драться подобной рельсой (в этом сравнении меч Ди, явно, смотрится удачнее).

Такая вот получилась статья. Пишите в комментариях, что думаете, и приводите свои примеры фэнтезийных шаблонов – и умных, и глупых.