Найти в Дзене
Олег Панков

Россия стала для меня родной...

Оглавление

Из воспоминаний профессора, доктора сельскохозяйственных наук Сельмана Лямеборшая (албанца по национальности), прожившего долгую жизнь в Албании и России

Сельман Лямеборшай
Сельман Лямеборшай

Посвящаю любимой жене

Ирине Александровне Панасек

и моему крёстному

Владимиру Борисовичу Панкову,

которые вдохновили и помогли

мне в написании этой книги.

Должен признаться, что мысль написать книгу воспоминаний пришла ко мне в 80-ти летнем возрасте. Я не стал эту работу откладывать, как говорится, в долгий ящик и решил, пока жив, воплотить свою задумку в реальность. Я понял, что только таким образом смогу рассказать русским людям, своим родственникам, внукам, правнукам и всем желающим прочитать мои воспоминания все то, что хранил в своем сердце многие годы. С помощью этой книги я также хочу выразить свою глубочайшую благодарность Российской (Советской) стране, где получил высшее образование, стал ученым, создал семью, воспитал детей и прожил почти все свою сознательную жизнь. Особую любовь я испытывал и испытываю к русскому народу, русскому лесу, простым русским советским людям за их поддержку и посильное участие в моей судьбе в самые тяжелые годы. С первого дня работы в СССР и на протяжении всей жизни в России меня сопровождали и мне помогали добрые и отзывчивые люди. О многих из них я пишу в этой книге.

Заранее извиняюсь перед читателем за возможные неточности в некоторых маловажных датах. Думаю, это не самое главное. Читатель, я надеюсь, поймет, что спустя сорок – тридцать лет порой невозможно, точно вспомнить год и месяц, когда произошло какое-либо событие в твоей жизни. В то же время отмечу, что это не только воспоминания, но еще и размышления о многих значительных политических и других событиях на протяжении всей моей жизни в Албании и России.

С детства я познал все горечи жизни – потерю матери, голод, страх, смерть друзей во время войны и тяготы диктаторского режима Энвера Ходжи.

Читая книгу, читатель будет следить за тем, как у меня меняются условия и понимание жизни, как под воздействием тяжелых безысходных моментов наступают минуты отчаяния, но удивительная сила слова моих добрых друзей и их поддержка невероятным образом спасала меня не один раз. Доброжелательность людей, окружавших меня, облегчала мои страдания и переживания. Об этом читатель тоже узнает из этой книги.

Написал я и о том, что слова не всегда бывают исцеляющими, иногда они приносят обиду и боль. Но, несмотря ни на что, моё желание было неизменно - мыслить и работать на благо русского народа и русского леса. При этом я никогда не забывал страну, в которой родился, сформировался, как личность и даже успел принести определенную пользу лесам моей исторической родины.

В заключении хочу выразить особую благодарность президенту Общества дружбы России с Албанией Сергею Георгиевичу Кулешову за содействие в издании книги и милой Алене Степанян, за неоценимую помощь в первой редакции книги.

Лямеборшай С.Х.

Вместо предисловия

Из окна комнаты, где я родился, даже в феврале можно часами любоваться на завораживающе-прекрасный вид апельсиновых, лимонных и мандариновых деревьев, которые наполняют воздух прекрасным ароматом и радуют глаз своими похожими на шары оранжевыми и желтыми плодами. Долгоживущие, как древние великаны, оливы, которые вырастают на каждом свободном кусочке земли и кажется, что они растут даже из камня, притягивают взор своими зелено-серебристыми листьями, а зимой – и черными плодами.
Перечисление всего того, что растет на этой плодородной и щедрой земле будет напомнить серьезный ботанический справочник – земляничное дерево с вкусными и сладкими плодами, черная мирта, осыпанная бусинками ягод, по вкусу похожими на русскую черную смородину, и еще много разной экзотики.
Окно это находилось в доме моего отца, в родовом доме семьи Лямеборшай. Дом стоял на побережье Адриатического моря в селе Радим, в забытой цивилизацией маленькой Европейской стране – Албании.
Забытая цивилизацией, но не забытая Богом – Албания была настоящим природным раем на земле. Красота и благодатность природы возмещали людям тяжелый труд, который был уделом многих в этой стране.
Если спросить жителя Радима, сколько пасмурных дней бывает здесь на юге Албании, он задумается, будет считать и скажет: " Ну, может быть 5-10." Всего в Радиме 300 солнечных дней в году. Здесь все пропитано солнцем – земля, небо, море и сами жители. Здесь днем и ночью можно слушать особую мелодию моря. Зимой и летом на фоне голубого Адриатического моря стоит на страже гора Карабурун.

Карабурун выглядит былинным героем, выходящим прямо из морских глубин. У самого горизонта видны загадочные очертания острова Сазан, от которого до Италии рукой подать. Если ночью подняться на вершину горы Лунгара, что над Радимом, то оттуда можно наблюдать как загораются ночные огни городов Италии. Воздух такой ясный и чистый, что видно все очень далеко. Кажется, можно заглянуть в будущее. Этот воздух – можно пить как вино. Воздух моей далекой Родины, моего детства.
Во всем мире появление ребенка в семье – знаменательный и радостный день. В Албании – это всегда праздник, а в Радиме и природа радуется появлением нового человека. Однако в ночь моего рождения, 12 февраля 1931 года, как будто начался всемирный потоп. Дождь лил как из ведра, страшные порывы ветра делали эту ночь похожей на приближение конца света. Даже открыть окно было не возможно, и бедная моя мать мучилась в духоте, из открытого окна ужас непогоды сразу бы ворвался в дом. Из окна ничего не было видно, кроме вспышек молнии, но еще страшнее становилось от непрерывных раскатов грома. Таких страшных ночей в Радиме раньше никогда не было.
Видимо, моего появления на белый свет с радостью ждали только родители, а природа, вероятно, наоборот была против рождения у Хюри второго ребёнка.
Акушерка – бабушка Хава предсказала, что в такую непогожую ночь рождаются долгожители, но жизнь у них извилистая, как горная тропа, и путь будет также сложен и непрост, но если такой человек не сорвется, то может дойти до вершины.

Как же обрадовались дед и отец, которые ждали рождение ребёнка в другой комнате, когда узнали от бабушки Хавы, что появился долгожданный наследник в семье Лямеборшай. Имя было выбрано заранее: если родится мальчик, его решено было назвать Сельманом, что означало - благородный человек.

Итак, я родился в селе Радим при феодализме, тогда, когда наша семья жила ещё небедно. Доходов от зерновых, бахчевых и плодовых культур, которые получали ежегодно от нашего имения, а также молоко, сыр, масло и шерсть от 50 голов овец и зарплаты деда было достаточно для безбедной жизни небольшой семьи на побережье Адриатического моря.

Продолжение следует.